Различия и сходства в написании стихотворений о природе А.С. Пушкина и Ф.И Тютчева
Русская поэзия необычайно богата общими размышлениями о жизни природы. Видное место принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину и Фёдору Ивановичу Тютчеву. В их поэтических произведениях природа является одним из центральных мотивов. Оба поэта смотрят на неё с особой любовью и восхищением, однако их творческие концепции существенно различаются.
А.С. Пушкин описывал природу так, что она становилась не просто декорацией, а средством передачи настроения, мыслей, эмоций героя. Её описание направлял на раскрытие личности персонажа и его внутреннего мира. Он использовал образы, символы, сравнения, аналогии, что делает его поэзию глубокой и многоплановой. Пушкин точно изображает природные явления и достигает гармонии между чувствами человека и окружающим миром. В его стихах природа не только изображается как внешняя среда, но и становится совершенно живой и оживленной, полной чудес и загадок.
Например, в стихотворении «Зимнее утро» Пушкин описывает природу, как живое существо, пробуждающееся после спячки, в стихотворении «Весна» - как молодую и танцующую. Эти образы становятся главными героями его произведений. Он дает ей свободу и самостоятельность, что делает его стихотворения оригинальными и превращает их в настоящие шедевры.
Основной особенностью в написании стихотворений о природе Ф.И. Тютчева является то, что автор использует природные явления как символы, отражающие его глубокие философские и эстетические воззрения. Он не только описывает красоту и могущество природы, но и раскрывает скрытые значения, которые она несет – это может быть изображение бесконечности времен и пространств, рассуждение о роли человека в мире, о тайне бытия. Часто в его стихах природа выступает как предмет медитации и самопознания.
Кроме того, Тютчев проявляет широкое знание природы и сильное чувство красоты. Он использовал некоторые элементы реализма в описании живописных пейзажей, создавая неповторимую атмосферу. Его поэзия о природе отличается высоким языком и глубокой метафоричностью. Он считал, что природа – это источник чистоты, гармонии и совершенства, который может вдохновить человека на более высокие духовные достижения. Поэтому его стихотворения о ней не только красивы и глубоки, но и имеют практическое значение для читателя.
Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях описывает красоту природы с точки зрения эстетики. Он подчеркивает ее гармоничное и безмятежное существование. При этом он описывает природу не только как прекрасное зрелище, но и в качестве учителя жизни. Например, в поэме «Евгений Онегин» он показал, как человек может обрести вдохновение и наслаждение жизнью, просто находясь в окружении природы.
Федор Иванович Тютчев в свою очередь описывает природу через призму ее мощи и силы. Он описывает ее как суровую, непреклонную и другую по отношению к человеку. В своих стихотворениях он изображает человека как зависимого от природы и ее необузданной мощи. Он видит в природе бесконечную и удивительную силу, которая может разрушить все, что создал человек. Он считает, что природа и человек тесно связаны, что природа может помочь человеку понять мир и себя, так как является зеркалом его души. Это видно из стихотворения «Лиловый».
Оба поэта находят свою индивидуальность в отношении к природе. Пушкин в своих стихотворениях «Зимнее утро», «Весенняя вода» и «Осенний вечер» описывает изменения природы в разное время года и рассуждает о жизни и смерти, о бесконечности и колебании мира. Он показывает, как человек может найти вдохновение и утешение в гармонии природы. Тютчев, в свою очередь, в своих стихотворениях «Среди громов», «Северное сияние» и «Поэт» проникается красотой и величием природы, описывая ее как символ божественного начала. Он тоже рассуждает о жизни и смерти, но смотрит на них с другой стороны, как на необходимую часть цикла жизни.
Кроме того, у Пушкина часто встречаются мотивы леса и зимней природы, в то время как у Тютчева больше упора на море и весну.
Критики отмечают, что у А.С. Пушкина в стихотворениях о природе больше наблюдательности и точности в описании, но при этом их можно назвать более сдержанными и отрешенными. Его стихотворения как бы отражают естественное развитие природы, такое как цветение цветов, листопад и т.д. Он наблюдает природу и фиксирует ее в своих стихотворениях, чтобы передать ее красоту и глубину. Примером может служить стихотворение «Осень». У Тютчева природа не только прекрасна своей внешней красотой, но и загадочна, таинственна и задумчива. В стихотворении «Сказка о царе Салтане» он описывает леса и реки, причудливые деревья и травы, которые могут измениться и стать прекрасными цветами благодаря волшебству.
Прослеживается и сходство в написании стихотворений о природе А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева, но оно не столь велико, чтобы можно было говорить о влиянии одного поэта на другого. У каждого из них свой индивидуальный стиль, который они сохранили до конца жизни. В то же время у обоих поэтов много общего. Это, прежде всего, любовь к природе, искреннее, неподдельное восхищение ею. Тютчев и Пушкин не только не уступают друг другу, а, напротив, дополняют друг друга. Сходство написания стихотворений в том, что оба поэта используют изящные и красочные образы, в которых преобладают зрительные и звуковые описания природы. Оба вписывают свои описания в пейзажи, создавая иллюзию живого образа.
Таким образом, можно сказать, что различия и сходства в написании стихотворений о природе Александра Сергеевича Пушкина и Фёдора Ивановича Тютчева обусловлены их индивидуальностью и стилем. Оба поэта вносят свой вклад в русскую поэзию и показывают нам красоту и уникальность природы через призму своих творческих работ.
Ольга Михайловна Иванова,
библиотекарь
Централизованная библиотечная система Северного района
Использованная литература:
Белинский, Виссарион Григорьевич. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе / В. Г. Белинский; сост., авт. предисл. и примеч. В. И. Кулешов. - Москва: Просвещение, 1983. - 272 с.
Григорьева, Александра Дмитриевна. Слово в поэзии Тютчева. - Москва: Наука, 1980. - 248 с.
Модзалевский, Борис Львович. Пушкин и его современники: избр. тр. (1898-1928) / Б. Л. Модзалевский; сост. А. Ю. Балакин; примеч. А. Ю. Балакин. - Москва: Искусство, 1999. - 575 с.
Пушкин, Александр Сергеевич. Поэзия / А. С. Пушкин; сост. И. З. Сурат; гл. ред. Д. В. Тевекелян. - Москва: СЛОВО/SLOVO, 2004. - 804, [1] с.
Селиванова, Светлана Данииловна. Над пушкинскими рукописями / С. Д. Селиванова, Академия наук СССР; отв. ред. С. М. Бонди. - Москва: Наука, 1980. - 127 с.
Тютчев, Федор Иванович. Лирика / Федор Тютчев; [сост. И авт. коммент. А. Марченко]. - Москва: Эксмо, 2009. - 384 с.
Тютчев, Федор Иванович. Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Ф.И. Тютчев. - 7-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2000. - 91,[1] с.
Тютчев, Федор Иванович. Стихотворения: [для ст. шк. возраста] / Ф.И. Тютчев; [предисл., сост., коммент. Н. Сидориной]. - Москва: Астрель : АСТ, 2001. - 189, [1] с.
Чумаков, Юрий Николаевич. Стихотворная поэтика Пушкина / Ю.Н.Чумаков; ил. Р. Габриадзе. - Санкт-Петербург: Гос.Пушкин.театрал.центр, 1999. - 431с.