Слава сибирякам

Профессиональные сообщества
Мой профиль
Описание сообщества



СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» НОВОСИБИРСКА И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


"Знание классических произведений, умение охватить их красоту и совершенство обязательное условие образованности." Д.С. Лихачев

Сетевое сообщество учителей предметной области «Искусство» Новосибирска и Новосибирской области создано в 2016 году.

Цель - оказание методической поддержки, дистанционного консультирования и возможности профессионального общения учителей региона.

Присоединяйтесь к нам!

Новости
Проект "Народные художественные промыслы"
Проект "Мезенская роспись" и презентация к нему  
Награждение учителей будет проходить на региональном информационно-методическом семинаре «Сетевые сообщества как инструмент методической поддержки учителя», который состоится 10 ноября с 11.00 до 13.00 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Блюхера, 40, кабинет №208.
Все участники конкурса получают сертификат, который можно скачать в сообществе в разделе "Мой профиль"

47699.jpg
Поздравляем победителей конкурса! Желаем творческих успехов!

Победители конкурса

 

Предметная область «Искусство»

 

1 место

 

Петрова Ольга Васильевна,   учитель музыки МБОУ-ЛИЦЕЙ Татарского района

 

2 место

 

Мельникова Оксана Валерьевна, учитель музыки МКОУ СОШ №47   Барабинского района

 

3 место

 

Форофонтова Елена Валерьевна, учитель изобразительного   искусства МБОУ Чановская средняя школа №1 Чановского района

 

Предметная область «Технология»

 

1 место

 

Киселева Любовь Алексеевна, учитель технологии МКОУ   Доволенская СОШ №2 имени С.И. Лазарева Доволенского района

 

2 место

 

Гридина Татьяна Геннадьевна, учитель технологии МБОУ   Усть-Таркская СОШ Усть-Таркского района

 

Биология

 

1 место

 

Гельд Светлана Михайловна, учитель биологии МКОУ   Коченёвская СОШ №2 Коченёвского района

 

2 место

 

Томбасова Татьяна Сергеевна, учитель биологии МКОУ   Доволенская СОШ №2 им. С.И. Лазарева Доволенского района

 

3 место

 

Лих Лариса Викторовна, учитель биологии Филиал МКОУ Таскаевской   СОШ Барабинского района – Бакмасихинская СОШ имени Героя Российской Федерации   В.В. Неффа Барабинского района

 

Химия

 

1 место

 

Воздвиженская Наталья Владимировна, учитель химии МКОУ СОШ   №47 Барабинского района

 

2 место

 

Тиунова Ольга Васильевна, учитель химии, МБОУ СОШ № 120   города Новосибирска

 

3 место

 

Батищева Екатерина Андреевна, учитель химии МБОУ Гимназия   №1 города Новосибирска

 

Физическая культура

 

1 место

 

Южаков Сергей Викторович, учитель физической культуры МАОУ   СОШ № 217 города Новосибирска

 

2 место

 

Ситник Нелли Владимировна, учитель физической культуры   МКОУ Нижнечеремошинская СОШ Краснозерского района

 

3 место

 

Бауман Ольга Анатольевна, учитель физической культуры МКОУ   «Сузунская ОШ-И» Сузунского района

 

Математика

 

1 место

 

Могулева Ольга Анатольевна, учитель математики МАОУ Гимназия   № 10 города Новосибирска

 

2 место

 

Александрова Зоя Алексеевна, учитель математики МБОУ «СОШ   №2» Куйбышевского района

 

3 место

 

Телешихина Маргарита Петровна, учитель математики МАОУ СОШ   № 217 города Новосибирска

 

Лауреат

 

Ившина Ирина Юрьевна, учитель   математики МКОУ Меньшиковская СОШ Венгеровского района

 

ОБЖ

 

1 место

 

Сарапулов Алексей Егорович, преподаватель-организатор ОБЖ,   МКОУ Побединская СОШ Усть-Таркского района

 

2 место

 

Щеголева Елена Геннадьевна, преподаватель-организатор ОБЖ   МБОУ «СОШ №2» Куйбышевского района

Живая лента
Светлана Григорьевна Краснова Всем, Искусство
Добавлены 4 фото в альбом: Новогодние фантазии
Наталья Михалевич
Очень красивые работы!
1 Ещё
Оксана Бойченко Всем, Искусство
Добавлены 4 фото в альбом: Выставка новогодних поделок и рисунков "Зимний вернисаж"
Наталья Михалевич
Очень красивые работы!
1 Ещё
Наталья Михалевич Всем, Искусство
Добавила 7 фото в альбом: Выставка детских работ: "Славному подвигу нет забвения"
геннадий николаевич сурков Всем, Искусство
Добавил 8 фото в альбом: Осенние пейзажи
Николай Владимирович Ковган
Красивые пейзажи!
0 Ещё
Николай Владимирович Ковган Всем, Искусство
Добавлены 3 фото в альбом: Новый альбом
Татьяна Владимировна Гамаюнова Искусство
Лаборатория педагогического мастерства
Развитие пространственного воображения на уроках изобразительного искусства с натуры в условиях лицейского образования

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития обучающегося. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает обучающегося к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, обучающийся внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

При рисовании в перспективе геометрического тела ученику может показаться, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная.

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в лицее ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии.

Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления.

Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет обучающегося развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у обучающихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

Таким образом, можно увидеть, что обучение рисованию способствует общему развитию обучающегося.

Введение

Специалисты сегодня по-новому раскрывают функции человеческого мозга. Левое и правое полушария оказались не идентичными в своих функциях. Левое полушарие отвечает за логическое знание и мышление, правое - за образное мышление. Современному человеку нужно быстро адаптироваться в новом характере производства, приобретать новые умения, постоянно осваивать новые технологии. Поэтому система "глаз-мозг-рука" должна быть развита подвижно и гармонично.

Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения, подчеркивая тем самым актуальность данной темы.

Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.

По утверждению многих исследователей практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления учащихся, начиная с начальной школы и кончая вузом.

Одна из важнейших умственных составляющих развитого человека – это пространственное мышление. Под данным термином подразумевается способность людей решать различные практические и теоретические задачи, используя пространственные образы и определяя связи между ними.

Врожденные способности у всех людей разные. Одним не составляет труда мысленно представить любой по сложности объект в мельчайших деталях, в многообразии алгоритмов движения. Другие люди не могут справиться с подобной задачей без длительных усилий.

Способность помогает формировать в сознании динамично чередующиеся пазлы общей картины, позволяет продумать мельчайшие детали проблемы, связанной с ориентированием на плоскости. Этот вид мышления необходим не только математикам, архитекторам, физикам, химикам, модельерам, художникам и литераторам, но и каждому, без исключения, человеку.

Безошибочно определить направление на незнакомой местности, быстро принять стратегически важное решение во время спортивных соревнований, автоматически вычислить размер удаленного объекта, не путать «лево» и «право» – поможет развитие пространственного мышления. Для этой цели разработан ряд эффективных упражнений, которые можно начинать делать в любом возрасте.

Хорошими способами развития способности станет увлечение пазлами и оригами, любая конструкторская деятельность. Манипулирование геометрическими фигурами является хорошей тренировкой воображения. Для этой цели несколько разных фигур «накладываются» друг на друга, а запечатленный в мозгу результат мысленно подвергается детальному анализу (каждая точка, линия соединения, сторона, грань).

Обогащать пространственное мышление можно постоянно. Такая практика позволит увидеть мир в новых красках, расширит границы воображения, поможет находить адекватный выход из любых жизненных трудностей.

Пространственное мышление: что это такое. В процессе формирования данного типа интеллекта, личность, независимо от ее природных способностей, должна пройти ряд этапов, каждый из которых являет собой определенную ступень умственного развития. В совокупности все эти отдельно взятые части предназначены для совместной работы с целью улучшения уровня пространственного мышления.

Звенья или структура способности:

  • Объективный анализ (разбор задачи «по полочкам»).

  • Объединение отдельных частей в одно целое: синтез.

  • Абстрагирование, при котором для ребуса или дилеммы определяется структура.

  • Умение отделять важное от незначительного (обобщение).

  • Конкретизация, представляющая процесс обратный обобщению.

Все эти составляющие мыслительной деятельности относятся к пространственному восприятию и помогают создавать в уме образы в трехмерном формате. И именно они способствуют развитию этих образов – обеспечивают теоретическую и практическую базу для совершения всевозможных заданий.

Психолого-педагогические проблемы развития пространственного мышления.

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению.

Являясь разновидностью образного мышления, пространственное мышление сохраняет все его основные черты. Это различие видно, прежде всего, в том, что пространственное мышление оперирует образами; в процессе этого оперирования происходит их воссоздание, перестройка, видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются и исходным материалом, и основной оперативной единицей, и результатом мыслительного процесса.

Это не означает, что при этом не используются словесные знания. Но, в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средства интерпретации уже выполненных в образах преобразований.

Пространственное мышление формируется на всех этапах онтогенеза под влиянием различных обучающих воздействий, имеет ярко выраженную индивидуальную специфику, особенности ее проявления в разнообразных видах деятельности (игровой, учебной, профессиональной, творческой).

Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами на основе их создания с использованием наглядной опоры (предметной или графической, разной меры общности и условности). Оперирование пространственными образами определяется их исходным содержанием (отражение в образе геометрической формы, величины, размещении объектов в пространстве); типом оперирования (изменение в ходе оперирования положения объекта, его структуры); полнотой, динамичностью образа (наличием в нем различных характеристик, их системности, подвижности и т. п.).

Все эти особенности пространственного мышления отражают процесс работы с образом, позволяют выявлять его качественное своеобразие, фиксировать возрастные и индивидуальные особенности проявления этого процесса, что весьма существенно в диагностических целях.

Важно подчеркнуть, что особенности пространственного мышления нельзя выявить в полной мере, используя для этого различные головоломки, пространственно-комбинаторные игры и т. п.

Применение методики развития пространственного мышления на уроках изобразительного искусства

На основе длительных теоретических и экспериментальных исследований для определения сформированности у учащихся пространственного представления, их полноты, осмысленности, действительности, научности, в качестве критерия оценки предлагает принять следующие умения:

1. Распознавать данный объект среди объектов реальной действительности.

2.  Распознавать объект среди изображений.

3. Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности.

4.  Воспроизводить в воображении объект (представления памяти.)

5.  Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели.)

6. Создавать в воображении новые объекты (представление воображения)

7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)

На основе этих умений ею же определяются уровни сформированности пространственного представления у учащихся.

Уровень I (Аккумулятивный).

Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности. Но дифференцированость между различными категориями пространственных признаков неустойчива, часто отсутствует соответствие между образом и словом и наоборот. Представления у учащихся неполные.

Уровень II (Репродуктивный).

Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения. У них значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями. Слово уже приобретает сигнальное значение и вызывает у учащегося соответствующее представление.

Уровень III (Конструктивный).

Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями. Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.) На основе сформированных пространственных представлений они создают новые представления и оперируют ими, пользуясь словесным описанием, рисунками.

Уровень IV (Интеллектуальный).

Мысленное оперирование пространственными представлениями. У обучающегося богатый запас пространственного представления, терминологии, они легко дифференцируют пространственные признаки и отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты (симметрия, перенос, поворот), находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения и т. д.

Уровни не относятся конкретно к определённым классам и не рассматриваются изолировано, как временные периоды, которые строго переходят один в другой. Уровни между собой тесно связаны, переплетаются и можно полагать, что каждый предшествующий является основной, подготавливающей последующий.

При формировании пространственного представления эти уровни могут сосуществовать при оперировании разным содержанием у одних и тех же детей и одним и тем же содержанием у разных детей. Особое место в формировании представлений отводится построению графических изображений.

При построении графического изображения главной задачей является перевод представления об объекте в плоскостное его изображение. Представления об объекте при построении графических изображений формируются не только в результате непосредственного узнавания или припоминания, а в результате целой системы умственных действий, направленных на преобразование данных восприятия и мысленное воспроизведение образа. Построение нельзя свести непосредственно к навыкам, они являются осмысленными умениями, в которых лишь отдельные действия автоматизированы.

Пространственное мышление играет большую роль в усвоении таких школьных дисциплин в лицее, как геометрия, физика, черчение, технология, робототехника, изобразительное искусство.

Любой вид искусства «мыслит» образа­ми, а образ по своей художественной при­роде целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир.

С помощью линий, красок, композиций, динамики изображения обучающийся удовле­творяет потребность выразить свое отно­шение к увиденному. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия худо­жественной деятельностью способствует сокращению перегрузки. Занятия художественной деятельностью оказыва­ют значительное психотерапевтическое воздействие, сни­мая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, со­храняя здоровье ребенка.

Активная работа рук в со­четании с работой интеллекта создает бла­гоприятные условия для развития психи­ческих способностей человека.

Не все дети имеют склонность к зрительному представлению пространственных отношений. Известно деление детей на так называемых алгебраистов и геометров (Якиманская И.С. 1989.). У алгебраистов лучше получаются задания на соотношение величин, но хуже представление и преобразование формы предметов. У геометров лучше получается оперирование со зрительными образами, но хуже представление образа предметов по словесному описанию. В связи с индивидуальными особенностями обучающихся, необходимо обращать особое внимание на те способности детей, которые у них хуже развиты.

Целью изобразительного искусства в лицее является формирование у обучающихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем. Рисование способствует активному развитию у школьников динамического пространственного воображения, способствует творческому подходу в решении различных задач, формирует умение анализировать исходные данные, переосмысливать их, повышая познавательную активность учащихся и творческое воображение.

Этому способствует изучение в лицейском курсе изобразительного искусства целого ряда тем. Среди них наиболее важными считаются: натюрморт, пейзаж, интерьер, сюжетно-тематические картины. Для их выполнения необходимы специальные знания, которые обучающиеся получают во время уроков изобразительного искусства.

Перспектива

Основой построения и натюрморта, и пейзажа, и интерьера, и сюжетно-тематической картины является перспектива. Поэтому на уроках необходимо уделять большое внимание изучению законов перспективы и применению их в практической деятельности.

Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, называется перспективой. Это точная наука.

Обучающиеся должны знать, что перспектива бывает:

  • линейная - на плоскости;

  • панорамная - на внутренней поверхности цилиндра;

  • плафонная - на внутренней поверхности перекрытия над каким-либо помещением;

  • театральная - на ряде отдельных поверхностей;

  • рельефная - в которой изображение имеет пространственные формы (барельеф, горельеф);

  • диорамная - сочетание картины, написанной с обеих сторон на просвечивающем материале или стекле, с объемными предметами;

  • архитектурная - в которой изображаются здания, площади, парки;

  • стереоскопическая, в которой на плоскости листа выполняются по правилам линейной перспективы два изображения предмета: одно делается так, как его видит левый глаз, другое - как его видит правый.

Программа обучения изобразительному искусству требует овладения обучающихся двумя видами перспективы: линейной и воздушной. Линейная перспектива дает нам контуры предмета. А воздушная перспектива дает нам иллюзию реальности. Ее законы в той или иной мере применяются в вышеуказанных перспективах. В своей работе обучающиеся при изображении интерьера, пейзажа, сюжетно-тематической картины применяют законы и правила этих двух перспектив.

Прежде чем рассмотреть правила линейной перспективы, обучающимся предлагается ознакомиться с ее терминологией.

В глоссарий (словарь непонятных терминов с их расшифровкой) включаются такие понятия, как:

  • Плоскость основания - горизонтальная плоскость, на которой стоит зритель.

  • Предметная плоскость - плоскость, на которой стоит предмет (она часто является одновременно и плоскостью основания).

  • Плоскость изображения - вертикальная (обычно) плоскость, на которой в результате проецирования получается перспективное изображение предмета.

  • Луч зрения - линия, исходящая из точки зрения и проходящая через выбранную точку предмета, пересекающая плоскость изображения.

  • Плоскость горизонта - горизонтальная плоскость, проходящая через главный луч.

  • Линия горизонта - линия пересечения картины с плоскостью горизонта.

  • Центр перспективы - центральная точка или главная точка перспективы (схода) - точка пересечения главного луча с изображением; она лежит на линии горизонта.

  • Главная ось перспективы - вертикаль, проходящая через центр перспективы.

  • Основание перспективы - линия пересечения изображения с плоскостью основания.

  • Названия линий изображаемых предметов

  • Главные - перпендикулярные изображению.

  • Фронтальные - параллельные изображению.

  • Исчезающие - проходящие в своем продолжении через точку зрения: перспектива такой линии есть точка и называется точкой исчезновения (если при этом линия перпендикулярна к изображению, то она всегда "следует" за зрителем.

  • Восходящие - идущие от зрителя, поднимаясь.

  • Нисходящие - идущие от зрителя, опускаясь (на изображении параллельные восходящие и нисходящие линии имеют точки схода: в первом случае - располагающуюся над линией горизонта и называемую поэтому воздушной точкой схода и во втором случае - под линией горизонта, называемую земной точкой схода).

В ходе уроков также знакомимся с основными правилами линейной перспективы: изображение в перспективе параллельных прямых, изображение вертикальных линий, изображение предметов разноудаленных и равноудаленных от зрителя, перспектива фронтальных линий любого направления.

Развитию пространственного воображения способствует рисование геометрических тел. Здесь предъявляются требования к приемам абстракции: обучающиеся мысленно выделяют в каждом геометрическом теле его существенные признаки. Так, например, под руководством учителя они рассматривают предметы и находят в них простые геометрические тела. Примерами могут быть ваза, корзина, кувшин при постановке для натюрморта.

Обучающиеся констатируют, что эти предметы представляют собой сочетание нескольких простых геометрических тел: усеченный конус, цилиндр, четырехугольная призма и др.

Целью изобразительного искусства в лицее является формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем.

Изучение представленных тем позволяет развивать геометрическое мышление на плоскости, научает оперированию простыми двумерными и одномерными структурами, представляя их взаимное расположение, различению возможных комбинаций от невозможных.

Вместе с этим частично закрепляются навыки формальной логики и последовательного мышления, путем использования алгоритмов логических умозаключений, использование которых может пригодиться как в школьном курсе математики, так и в ВУЗе.

Заключение

Стоит отметить, что общеобразовательный предмет «Изобразительное искусство» постоянно претерпевает изменения, которые определены социальными процессами, происходящими в обществе. Совершенствуется, обновляется, пересматривается графическая подготовка школьников с информационных и культурологических позиций. Информатизация общества создала предпосылки и обусловила необходимость пересмотра целей, задач, содержания школьного курса изобразительного искусства, что обусловило разработку новых учебных программ по ИЗО.

«Изобразительное искусство» понимается как учебная дисциплина, изучающая символический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения информации об объектах и правилах выполнения некоторых видов графических изображений. Должное внимание уделяется освещению исторических аспектов появления графического языка, совершенствованию его методов, развитию систем, составляющих его.

Таким образом, приобщение к изобразительной культуре становится целью обучения ИЗО, которая конкретизируется в основных задачах:

- изучении символического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости;

- освоении правил и приемов выполнения рисунков различного назначения;

- развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;

- развитии творческого мышления и формировании элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.

Как писал выдающийся французский архитектор Корбюзье:
"Нужно непрестанно говорить о том, что видишь, в особенности, и это самое
трудное, - уметь видеть то, на что смотришь". Графика является международным техническим языком. Уметь чертить, читать чертёж, уметь с помощью чертежа, проекта высказать свои технические, творческие идеи, изобразить элементарные планы участка местности, своей квартиры также необходимо любому человеку, как умение читать и излагать свои мысли в письменном виде.

Успешному освоению графической культуры, её эстетизации способствует знакомство с искусством современных художников, использующих чертёжные инструменты - супрематистов, художников поп-арта.

Уроки черчения, связанные с геометрией и обогащённые искусством, развивают логическое, пространственное, конструктивное и образное мышление, а умение выразить графическими средствами своё восприятие окружающей предметно-пространственной среды способствует развитию у школьников наблюдательности, зрительной памяти, научит умению анализировать предметный мир, познавать возможности конструктивных сочетаний, материалов.

По словам Л. С. Выготского, обучение только тогда хорошо, "Когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания…" Стремление обучающихся выражать свои чувства графическими средствами и цветом, а также находить в сочетаниях
те или иные ассоциативные связи, становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир. Умение посмотреть на объективную вещь взглядом художника и попытаться отыскать в ней что-то необычное, поразмыслить над её тайной и соотнести увиденное со своими чувствами и эмоциями, есть развитие образного мышления и творческих способностей человека.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют воспитанию личности творца, человека нового мышления, находящегося в гармонии с окружающим миром, гибко ориентирующегося в новой обстановке, нестереотипно мыслящего, умеющего творчески применять любую информацию в любой области будущей деятельности, высокообразованного, умеющего ценить и сохранять культуру прошлого и настоящего, живущего ощущениями современности, способного поставить цели, прогнозировать последствия, способного к самооценке и саморазвитию.

Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при выполнении творческих работ. Курс ИЗО у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений обучающихся, что дает им возможность в дальнейшем успешного изучения курса «Черчение».

Рисунки обучающихся 7-х классов в приложениях к статье.

Список литературы

1.      Библер, В.С. Мышление как творчество [Текст]: введение в логику мысленного диалога / В.С.Библер. – М.: Медиа, 2012. – 199 с.
2. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М.Вертгеймер; пер. с англ.; под ред. С.Ф.Горбова, В.П.Зинченко; вступ. ст. В.П. Зинченко. — М.: Оникс, 2012. — 336 с.
3. Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа СПб.: Питер. — 2007. — 202 с.
4. Голубева О.Л. Основы композиции М.: Изд. дом «Искусство», 2004. - 120 с.
5. Джемс, У. Мышление [Текст] / У. Джемс // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008. – С. 2-9.
6. Дункер, К. Подходы к исследованию продуктивного мышления [Текст] / К. Дункер // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008. – С. 22-31.
7. Зиновкина М.М. Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка творческих решений [Текст]: учебное пособие / М.М. Зиновкина. – М.: МГИУ, 2003. – 184 с.
8. Кадаяс Х.-М. X. Особенности пространственного мышления учащихся с художественными и математическими склонностями - М, 2005г
9. Либралато В., Лаптева Т. Школа акварели Валерио Либралато. Рисуем пейзажи М.: Эксмо, 2012. — 104 с.
10. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С. Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008. – С. 111-114.
11. Маслов Н.Я. Пленэр М.: «Просвещение», 1984. – 112 с.
12. Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [Текст]: [Утверждена Президентом Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. № пр-271] – Режим доступа http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/
13. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / под ред. Д.Б. Богоявленская. – М.: Логос, 2007. – 416 с.
14. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М, 2005 г.

Галина Васильевна Закамская Всем, Искусство
Добавлены 3 фото в альбом: Новый альбом
Надежда Дмитриевна Дергачева Всем, Искусство
Добавлены 16 фото в альбом: Природа родного края
Инна Владимировна Андреева Всем, Искусство
Добавила 2 фото в альбом: Животные Красной книги
Наталья Петровна Крамская Всем, Искусство
Добавлены 3 фото в альбом: Золотая осень



Администрация сообщества
Осипова Анастасия Сергеевна Администратор сообщества, методист УМО ОблЦИТ Мельникова Инна Юрьевна Эксперт сообщества, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ПО "Искусство"

Календарь
Ноябрь, 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Нормативная документация
Ассоциация педагогов искусства и образовательных организаций художественно-эстетического цикла (ОО ХЭЦ)
Работы победителей конкурса "Современный мультимедийный урок"
Видеопереговорная
Только для участников группы
Видеотрансляции Минобрнауки Новосибирской области
Адреса опыта
Лаборатория педагогического мастерства
Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

В данной статье рассмотрены аспекты перехода от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем в условиях лицейского образования.

Опубликовано: 23.11.2020 16:27:49
Оценка экспертов:

Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

В статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей детей в образцовом детском коллективе НСО, студии эстрадного вокала МБУДО ДДТ «Первомайский».

Опубликовано: 19.11.2020 16:51:21
Оценка экспертов:

Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

Внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Работа МБУДО ДДТ "Первомайский" с Навигатором ДОД НСО.

Опубликовано: 19.11.2020 15:46:30
Оценка экспертов:

Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

Мероприятие посвященное 75- летию Победы в Великой Отечественной Войне

Опубликовано: 16.11.2020 10:32:58
Оценка экспертов:

Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

Материал, собранный об уважаемом человеке нашего села

Опубликовано: 01.11.2020 21:25:50
Оценка экспертов:

Вики проекты
Методическая копилка
Тип: Элемент урока (занятия)
Предмет: Искусство
Уровень образования: Дополнительное образование детей
Целевая аудитория: Учащийся (студент)
Класс: 4 класс
Автор: Виктория Александровна Павлова
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Артикуляционная гимнастика от разных персонажей...

Опубликовано: 05.11.2020 15:22:42
Тип: Элемент урока (занятия)
Предмет: Искусство
Уровень образования: Дополнительное образование детей
Целевая аудитория: Педагог дополнительного образования
Класс: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 класс, 6 класс
Автор: Виктория Александровна Павлова
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Знакомство с уникальным музеем Новосибирска - Музей Счастья...

Опубликовано: 05.11.2020 15:21:25
Тип:
Предмет: Внеклассная работа, Искусство, История
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
Автор: Юлия Шевлякова
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Экскурсия в Краеведческий музей им. И.Г. Фоломеева города Черепанова с целью познакомить с историей музея и его основными экспозициями...

Опубликовано: 05.11.2020 15:18:06
Тип: Дидактический материал
Предмет: Изобразительное искусство
Уровень образования: Начальное общее образование
Целевая аудитория: Педагог дополнительного образования
Класс: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
Автор: Снежана Баранова
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Представлен дидактический материал для уроков изобразительного искусства (нетрадиционные техники)...

Опубликовано: 05.11.2020 15:14:52
Тип: Конспект урока (занятия)
Предмет: Изобразительное искусство
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 5 класс
Автор: Ольга Маруева
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Конспект урока изо для 5 класса "Народные промыслы, их истоки и современное развитие"...

Опубликовано: 02.11.2020 13:54:50

Вход