23–27 марта 2021 г. кафедра отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета совместно с Институтом стратегии развития образования РАО, Институтом археологии и этнографии СО РАН, Институтом истории СО РАН проводит Международную научно-практическую конференцию с элементами научной школы «Историческая наука и образование в XXI веке».
Выбранный формат конференции подразумевает в качестве основных адресатов преподавателей, аспирантов и студентов педагогических университетов, школьных учителей.
К участию в конференции приглашены ведущие академические и университетские историки, поскольку современный учитель истории не может быть профессионально успешен без понимания методологии истории, источниковедения, историографии, не имея опыта собственной исследовательской работы по предмету. Среди спикеров – известные специалисты в области педагогики, психологии и методики обучения истории, поскольку без учета возрастных особенностей современных детей, их личностных психологических характеристик, без знания традиционных и «новых» способов организации учебного диалога о прошлом урок истории возможен, но не актуален.
В рамках конференции предметом обсуждения станут следующие вопросы.
1. Как работать с историческими источниками: историки vs методисты
Основные смыслы и функции использования источников в обучении истории. Каким критериям должен отвечать отбор источников? Какие классификации источников «лучше работают»? Какие новые подходы и исследовательские практики анализа источников потенциально могут быть продуктивны для вузовского и школьного образования? Как привлекать учащихся к созданию источников (возможности и ловушки)? Каков потенциал социальных сетей, интернет-библиотек и просветительских проектов в сети для преподавания истории в школе и вузе? Какие вызовы историческому образованию и его источниковедческой составляющей предлагает фолк-хистори?
2. Научное и учебное историческое познание: теория и практика
Современные дети плохо знают историю или плохо умеют ее изучать: каковы приоритеты исторической подготовки школьников в информационную эпоху? Какой должна быть подготовка выпускников школы / вуза / школьных учителей в области методологии исторического познания? Дискуссионные и «трудные» вопросы истории на школьных уроках истории: зачем они включены в школьную программу и как их изучать? Учебное историческое исследование – «игра в науку», девальвация научного знания или путь приобщения школьников к культуре научного познания? Научно-исследовательская работа: смысл и предназначение в профессиональной подготовке студентов-историков.
3. История в школе / вузе и «public history»
«Public history» и проблематика теории культурного наследования. Как организовать взаимодействие с институтами культуры (театрами, библиотеками, медиа, фестивалями, клубами исторических реконструкций, структурами системы дополнительного образования) с целью формирования исторических представлений? Смысл и возможные результаты таких коллабораций. В чем состоят функции музея и музейных учреждений в контексте современной культуры и посткультуры? Учитель и медиа: какой смысл рассказывать о своей работе в СМИ и социальных сетях?
4. За страницами учебника: новые интерпретации сюжетов прошлого
Какие исторические сюжеты интересны современным историкам и почему? Как можно изучать различные аспекты прошлого? Какова роль исторической науки и научного исторического знания в становлении коллективных исторических представлений? Какова роль школы, вуза, школьных учителей и университетских преподавателей в формировании этих представлений?
5. Использование археологических материалов в школьном и вузовском образовании
Как происходит современное археологическое исследование? Какие методы применяют археологи, чтобы ответить на вопросы: когда произошло событие и что это за событие? Как отличить лженаучные сенсации от реальных археологических открытий? В чем заключается интеграция археологических и исторических знаний в учебном процессе?
6. Региональная история и историческое образование в школе и вузе
Каковы цели изучения истории региона «здесь и сейчас»? Как соотносить глобальную, локальную, разные варианты микроистории и персональную историю при изучении региона? Какие методы и подходы изучения региональной истории России могут быть использованы в школьном историческом образовании и профессиональной подготовке учителей истории?
7. Преподавание истории России в зарубежных странах
История России на страницах школьных и вузовских учебников зарубежных стран: популярные сюжеты и «белые пятна». «Своя» и «чужая» история – в чем смысл и предназначение? Каково место России в зарубежных концепциях всеобщей истории?
В рамках конференции планируются мини-лекции экспертов и их обсуждение. В связи с эпидемиологической ситуацией конференция пройдет в ZOOM с одновременной трансляцией на YouTube-канале НГПУ.
Контактное лицо – Линейцева Юлия Владимировна, телефон (383) 244 03 13. Все зарегистрированные участники получат электронные сертификаты.
В рамках конференции планируется организация повышения квалификации для преподавателей и учителей школ по программе «Историческое образование в XXI веке: содержание и технологии» (36 часов). Контактное лицо – Дружинина Юлия Викторовна, телефон (383) 244 03 13. Запросить пакет документов, необходимых для зачисления на курсы, можно по электронной почте: druzok5111@yandex.ru
Ежегодное собрание Новосибирского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» состоится 30 марта 2021 года. Для участия необходимо зарегистрироваться. Для этого необходимо перейти по следующей ссылке .
ВПР пройдут для обучающихся 4-8 классов в штатном режиме, для обучающихся 11 классов – по решению школы. Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определят самостоятельно в рамках установленного расписанием периода.
Начнется проведение ВПР в 2021 году с проверочных работ для 11 классов. Они пройдут по истории, биологии, географии, физике, химии и иностранным языкам (английскому, немецкому или французскому) в период с 1 по 26 марта. ВПР по географии школы могут провести для 11 или 10 классов в зависимости от своего учебного плана.
С 15 марта по 21 мая пройдут ВПР для 4 классов (по русскому языку, математике и окружающему миру), 5 классов (русский язык, математика, история, биология), 6 и 8 классов (русский язык и математика), 7 классов (русский язык, математика, история, биология, география, обществознание, физика). Эти проверочные работы пройдут для всех классов в параллели. Также в обязательном порядке все семиклассники напишут с 1 апреля по 21 мая ВПР по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому).
Обучающиеся 6 и 8 классов с 15 марта по 21 мая напишут ВПР еще по двум предметам на основе случайного выбора. Шестиклассникам могут встретиться ВПР по истории, биологии, географии или обществознанию, восьмиклассникам – по истории, биологии, географии, обществознанию, химии или физике. Информация о распределении предметов по классам в каждой параллели будет направлена школам через их личные кабинеты.
ВПР рекомендуется проводить на 2-4 уроках. Время, отведенное на написание проверочной работы по разным предметам и классам, будет указано в инструкции по их выполнению.
Информация о проведении в Год науки и технологии Межрегионального Конкурса на лучший «Гагаринский урок», посвященного 60-летию первого полета человека в Космос, содержится в прикрепленном документе.
23–27 марта 2021 г. кафедра отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета совместно с Институтом стратегии развития образования РАО, Институтом археологии и этнографии СО РАН, Институтом истории СО РАН проводит Международную научно-практическую конференцию с элементами научной школы «Историческая наука и образование в XXI веке».
Выбранный формат конференции подразумевает в качестве основных адресатов преподавателей, аспирантов и студентов педагогических университетов, школьных учителей.
К участию в конференции приглашены ведущие академические и университетские историки, поскольку современный учитель истории не может быть профессионально успешен без понимания методологии истории, источниковедения, историографии, не имея опыта собственной исследовательской работы по предмету. Среди спикеров – известные специалисты в области педагогики, психологии и методики обучения истории, поскольку без учета возрастных особенностей современных детей, их личностных психологических характеристик, без знания традиционных и «новых» способов организации учебного диалога о прошлом урок истории возможен, но не актуален.
В рамках конференции предметом обсуждения станут следующие вопросы.
1. Как работать с историческими источниками: историки vs методисты
Основные смыслы и функции использования источников в обучении истории. Каким критериям должен отвечать отбор источников? Какие классификации источников «лучше работают»? Какие новые подходы и исследовательские практики анализа источников потенциально могут быть продуктивны для вузовского и школьного образования? Как привлекать учащихся к созданию источников (возможности и ловушки)? Каков потенциал социальных сетей, интернет-библиотек и просветительских проектов в сети для преподавания истории в школе и вузе? Какие вызовы историческому образованию и его источниковедческой составляющей предлагает фолк-хистори?
2. Научное и учебное историческое познание: теория и практика
Современные дети плохо знают историю или плохо умеют ее изучать: каковы приоритеты исторической подготовки школьников в информационную эпоху? Какой должна быть подготовка выпускников школы / вуза / школьных учителей в области методологии исторического познания? Дискуссионные и «трудные» вопросы истории на школьных уроках истории: зачем они включены в школьную программу и как их изучать? Учебное историческое исследование – «игра в науку», девальвация научного знания или путь приобщения школьников к культуре научного познания? Научно-исследовательская работа: смысл и предназначение в профессиональной подготовке студентов-историков.
3. История в школе / вузе и «public history»
«Public history» и проблематика теории культурного наследования. Как организовать взаимодействие с институтами культуры (театрами, библиотеками, медиа, фестивалями, клубами исторических реконструкций, структурами системы дополнительного образования) с целью формирования исторических представлений? Смысл и возможные результаты таких коллабораций. В чем состоят функции музея и музейных учреждений в контексте современной культуры и посткультуры? Учитель и медиа: какой смысл рассказывать о своей работе в СМИ и социальных сетях?
4. За страницами учебника: новые интерпретации сюжетов прошлого
Какие исторические сюжеты интересны современным историкам и почему? Как можно изучать различные аспекты прошлого? Какова роль исторической науки и научного исторического знания в становлении коллективных исторических представлений? Какова роль школы, вуза, школьных учителей и университетских преподавателей в формировании этих представлений?
5. Использование археологических материалов в школьном и вузовском образовании
Как происходит современное археологическое исследование? Какие методы применяют археологи, чтобы ответить на вопросы: когда произошло событие и что это за событие? Как отличить лженаучные сенсации от реальных археологических открытий? В чем заключается интеграция археологических и исторических знаний в учебном процессе?
6. Региональная история и историческое образование в школе и вузе
Каковы цели изучения истории региона «здесь и сейчас»? Как соотносить глобальную, локальную, разные варианты микроистории и персональную историю при изучении региона? Какие методы и подходы изучения региональной истории России могут быть использованы в школьном историческом образовании и профессиональной подготовке учителей истории?
7. Преподавание истории России в зарубежных странах
История России на страницах школьных и вузовских учебников зарубежных стран: популярные сюжеты и «белые пятна». «Своя» и «чужая» история – в чем смысл и предназначение? Каково место России в зарубежных концепциях всеобщей истории?
В рамках конференции планируются мини-лекции экспертов и их обсуждение. В связи с эпидемиологической ситуацией конференция пройдет в ZOOM с одновременной трансляцией на YouTube-канале НГПУ.
Контактное лицо – Линейцева Юлия Владимировна, телефон (383) 244 03 13. Все зарегистрированные участники получат электронные сертификаты.
В рамках конференции планируется организация повышения квалификации для преподавателей и учителей школ по программе «Историческое образование в XXI веке: содержание и технологии» (36 часов). Контактное лицо – Дружинина Юлия Викторовна, телефон (383) 244 03 13. Запросить пакет документов, необходимых для зачисления на курсы, можно по электронной почте: druzok5111@yandex.ru
Сегодня, 15 февраля, начался приём заявок на ежегодный Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников «История семьи – история Отечества».
В этом году организаторами проекта выступают фонд «История Отечества», фонд «Собрание», Московский педагогический государственный университет и Российский государственный гуманитарный университет.
Конкурс нацелен на поддержку научно-исследовательской работы школьников в области отечественной истории.
К участию приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений России. На момент подачи заявки участник должен являться учащимся 8-го, 9-го, 10-го или 11-го классов или студентом 1–2-го курса техникума или колледжа, при условии поступления в такое образовательное учреждение после 9-го класса школы.
Приоритетная тематика проекта в этом году следующая:
начало Великой Отечественной войны в истории моей семьи (к 80-летию начала Великой Отечественной войны);
вклад моей семьи в развитие родного края;
семейные традиции – зеркало родной истории;
подвиг трудовой славы в истории моей семьи;
семейная династия на службе Отечеству;
уникальные страницы семейной летописи.
Конкретные темы предоставляемых на конкурс исследовательских работ формулируются участником конкурса самостоятельно, исходя из приоритетной тематики и на основе сюжетов семейной истории.
Уважаемые участники! Обращаем внимание, что материалы, представленные на конкурс, могут быть размещены в публичном доступе в интернете.
Победители и призеры конкурса награждаются памятными дипломами и ознакомительной поездкой в г. Москву с посещением Дома Российского исторического общества.
Порядок проведения конкурса
Конкурс проводится в два этапа:
– в ходе первого этапа участники конкурса направляют заявки в экспертный совет конкурса. Экспертный совет оценивает исследовательские работы по установленным критериям;
– в ходе второго этапа участники, прошедшие первый этап конкурсного отбора, представляют экспертному совету видеоролики с устной презентацией своих исследовательских работ. На основании результатов второго этапа организаторы подводят итоги конкурса.
Период приёма заявок на конкурс – с 15 февраля по 25 июня 2021 года.
Приём видеороликов с устной презентацией исследовательских работ от участников второго этапа конкурса осуществляется экспертным советом с 26 июля по 6 августа 2021 года.
Информация о победителях первого этапа, а также о победителях и призёрах конкурса размещается на сайте: ссылка и официальных сайтах организаторов.
Церемония награждения победителей и призёров конкурса состоится осенью 2021 года в г. Москве.
С требованиями к заявкам и видеороликам, а также с подробной информацией о проекте можно ознакомиться в Положении о конкурсе. Вся информация о ходе конкурса размещается на сайте ссылка и официальных сайтах организаторов.
Ежегодное собрание Новосибирского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» состоится 30 марта 2021 года. Для участия необходимо зарегистрироваться. Для этого необходимо перейти по следующей ссылке .
ВПР пройдут для обучающихся 4-8 классов в штатном режиме, для обучающихся 11 классов – по решению школы. Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определят самостоятельно в рамках установленного расписанием периода.
Начнется проведение ВПР в 2021 году с проверочных работ для 11 классов. Они пройдут по истории, биологии, географии, физике, химии и иностранным языкам (английскому, немецкому или французскому) в период с 1 по 26 марта. ВПР по географии школы могут провести для 11 или 10 классов в зависимости от своего учебного плана.
С 15 марта по 21 мая пройдут ВПР для 4 классов (по русскому языку, математике и окружающему миру), 5 классов (русский язык, математика, история, биология), 6 и 8 классов (русский язык и математика), 7 классов (русский язык, математика, история, биология, география, обществознание, физика). Эти проверочные работы пройдут для всех классов в параллели. Также в обязательном порядке все семиклассники напишут с 1 апреля по 21 мая ВПР по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому).
Обучающиеся 6 и 8 классов с 15 марта по 21 мая напишут ВПР еще по двум предметам на основе случайного выбора. Шестиклассникам могут встретиться ВПР по истории, биологии, географии или обществознанию, восьмиклассникам – по истории, биологии, географии, обществознанию, химии или физике. Информация о распределении предметов по классам в каждой параллели будет направлена школам через их личные кабинеты.
ВПР рекомендуется проводить на 2-4 уроках. Время, отведенное на написание проверочной работы по разным предметам и классам, будет указано в инструкции по их выполнению.
Начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорь Круглинский ответил на наиболее популярные вопросы об особенностях проведения государственной итоговой аттестации в 2021 году.
Основной период ЕГЭ в 2021 году планируется провести с 31 мая по 2 июля. Сдавать экзамены в эти сроки будут как выпускники текущего года, так и выпускники прошлых лет. Досрочный период ЕГЭ в 2021 году проводиться не будет.
Для выпускников, планирующих поступать в вузы в 2021 году, для получения аттестата необходимо сдать только один обязательный предмет в форме ЕГЭ – русский язык. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году не проводится. ЕГЭ по математике профильного уровня и остальные предметы по выбору выпускники выбирают по необходимости для предоставления результатов ЕГЭ при приеме в вуз.
Обучающиеся 10 классов, которые завершили в 2020/21 учебном году освоение отдельных учебных предметов учебного плана среднего общего образования, вправе в 2021 году принять участие в ЕГЭ по этим учебным предметам.
При подаче заявления на участие в ЕГЭ в нем необходимо перечислить предметы, которые участник планирует сдавать. При этом можно указать любое количество предметов.
Выбирать предметы для сдачи необходимо с учетом того, по какой специальности или направлению подготовки намерен продолжить обучение участник ЕГЭ, и какие предметы вуз будет засчитывать в качестве вступительных испытаний. Перед подачей заявления следует ознакомиться с этой информацией на сайтах выбранных вузов.
Выпускники текущего года подают заявление на сдачу ЕГЭ по месту обучения. Выпускники прошлых лет должны подать заявление в места регистрации на сдачу ЕГЭ, определяемые региональными органами управления образованием.
Тип: Конспект урока (занятия) Предмет: История Уровень образования: Основное общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс: 5 класс Автор: Елена Машталлер Оценка экспертов:
Тип: Конспект урока (занятия) Предмет: История Уровень образования: Основное общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс: 5 класс Автор: Елена Машталлер Оценка экспертов:
Безопасная дорога. История самоходных железных повозок
Тип: Видео Предмет: История, Основы безопасной жизнедеятельности, Другое Уровень образования: Основное общее образование Целевая аудитория: Классный руководитель Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс Автор: Евгения Цысс Оценка экспертов:
Виртуальная экскурсия в Краеведческий музей
им. И.Г. Фоломеева города Черепанова
Тип: Другой тип Предмет: Астрономия, История Уровень образования: Целевая аудитория: Класс: Автор: Елена Байрак Оценка экспертов:
Краткое описание:
Виртуальная экскурсия по краеведческому музею им. И.Г. Фоломеева города Черепанова. Обучающиеся познакомятся с история создания музея и с экспозициями музея
...
Тип: Презентация Предмет: История Уровень образования: Основное общее образование Целевая аудитория: Учащийся (студент) Класс: 7 класс Автор: Александр Степанов Оценка экспертов:
Краткое описание:
Презентация даёт возможность познакомиться с природой НСО....
Стандартизированная письменная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 11 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.