Слава сибирякам

Профессиональные сообщества
Мой профиль

Цифровое образование

Описание: Деятельность сетевого сообщества «Цифровое образование» направлена на модернизацию традиционной организации и структуры образовательного процесса, а также на внедрение в регионе в значительном масштабе новых технологий обучения.
Участников: 575
Наталья Вадимовна Азарова
«Готов к труду и обучению»

В НИУ ВШЭ предложили массово тестировать россиян на цифровые навыки: скорость печати, умение пользоваться соцсетями. К концу 2024-го 40% населения должны владеть знаниями в сфере цифровой грамотности.

Институт «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» поддержал идею развития в России «цифрового ГТО» – проекта по тестированию навыков работы граждан с цифровыми технологиями. Об этом говорится в докладе института о национальных целях развития «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития». По версии его авторов, низкий уровень владения цифровыми навыками является одним из барьеров массового внедрения подобных сервисов, в том числе в здравоохранении, образовании и ЖКХ.

По оценке Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, на начало этого года только 24% населения страны старше 15 лет владело базовыми цифровыми навыками, у еще 12% уровень был выше базового. Показатель оказался гораздо ниже, чем в большинстве европейских стран, где среди лидеров были Нидерланды (30 и 50% соответственно), Финляндия (26 и 50%) и Великобритания (25 и 49%).

Название «цифровое ГТО» отсылает к советской практике сдачи нормативов ГТО («готов к труду и обороне»), ВШЭ предлагает расшифровывать аббревиатуру как «готов к труду и обучению». Впервые проект упоминался в материалах нацпрограммы «Цифровая экономика» еще в 2018 году. Тогда предполагалось, что государство будет выдавать персональные цифровые сертификаты на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики, планировалось, что сдача «цифрового ГТО» будет давать преимущества при поступлении в вузы.

Как пояснил директор Центра стратегий и программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Павел Рудников, участникам «цифрового ГТО» предлагается набор практических заданий на выявление уровня базовых цифровых навыков: уверенное пользование соцсетями, скорость печати, поиск информации на время и простой тест по программированию.

Но каким образом граждане должны повышать уровень своей цифровой грамотности, в докладе не указано. По словам Рудникова, одним из наиболее эффективных механизмов могут стать специализированные образовательные онлайн-платформы, создаваемые либо за счет бюджетных средств, либо с привлечением государственного софинансирования.

В федеральном проекте «Кадры и образование» нацпрограммы «Цифровая экономика» указывается, что до конца 2020 года должна заработать система сертификатов на обучение населения компетенциям цифровой экономики и к концу 2024-го подобное обучение должны пройти 10 млн человек. К этому же сроку 40% населения России должны обладать цифровыми навыками (в конце 2018 года показатель составлял 26%). Однако финансирование на эти мероприятия не предусматривалось. Сейчас в программе заложены затраты из федерального бюджета в размере 47,2 млрд руб. на создание на базе вузов сети центров цифровой трансформации университетов («Цифровой университет»), международных научно-методических центров в области информатики, математики и технологий, а также центров ускоренной подготовки специалистов в области ИТ.

Подробнее



Наталья Вадимовна Азарова
О начале 2020/2021 учебного года в проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области»

9 сентября 2020 года в рамках реализации проекта «Интерактивное министерство» в Областном центре информационных технологий состоялся вебинар, на котором обсуждались итоги реализации регионального проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» в 2019-2020 году и были определены приоритетные направления развития проекта в 2020-2021 учебном году (https://edu54.ru/videocast/view/223212).

В мероприятии приняли участие специалисты муниципальных органов управления образованием, курирующие содержание образования, муниципальные координаторы проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области», руководители муниципальных методических служб.

Начальник отдела дистанционного обучения ОблЦИТ Игорь Львович Яшкин проинформировал участников семинара о результатах выполнения нормативных требований проекта. Игорь Львович поблагодарил участников проекта за полную готовность участников проекта СДШ НСО к переходу на дистанционное обучение с апреля 2020 года. Реализация дистанционного обучения согласно аналитических отчетов муниципальных координаторов способствовала повышению качественной успеваемости на 7,5%.
Приоритетными направлениями работы в проекте в 2020-2021 учебном году являются:Приоритетными направлениями работы в проекте в 2020-2021 учебном году являются:

  • работа со школами, показывающими устойчиво низкие образовательные результаты, а также школами из группы «риска»;
  • разработка и апробация контента;
  • результативность использования ЭО и ДОТ;
  • разработка и внедрение перспективных методик, обмен опытом.

На вебинаре акцентировалось внимание на повышении эффективности и результативности учебного процесса в образовательных организациях, участвующих в проекте. Среди ключевых задач на 2020-2021 учебный год – обновление нормативной базы проекта всех уровней, повышение качества контента РСДО и учебного процесса, выработка новых подходов к аналитической отчетности, расширение командного взаимодействия, обмен опытом и внедрение новых методик.

Сергеева Анна Александровна, старший методист ОблЦИТ, рассказала об организации работы в региональной системе дистанционного обучения в 2020-2021 учебном году.
Сардана Михайловна Слободчикова, старший методист ОблЦИТ, сообщила об итогах и перспективах работы по IT-направлению.

Наталья Вадимовна Азарова
«Точки роста» сделают обучение школьников интересным

11 сентября в рамках реализации национального проекта «Образование» состоялось открытие «Точки роста» в Кольцовской школе №5 и центра дополнительного образования в Биотехнологическом лицее №21.

Министр образования Новосибирской области Сергей Владимирович Федорчук высоко оценил комплексный подход в системе образования наукограда. По его словам, каждая школа имеет свое «лицо». Мальчики и девочки по желанию могут заниматься в любой образовательной организации рабочего поселка по выбранному направлению. Это свидетельствует о формировании единой системы муниципального образования и слаженной работы всей команды муниципалитета.

«Самое главное, во всех школах четко понимают, что такое интеграция общего и дополнительного образования. Педагоги знают, что занятия в кружках и секциях повышают уровень и качество знаний по обязательным общеобразовательным дисциплинам. Созданы отличные условия для прорыва. «Точки роста» сделают обучение детей интересным», – пояснил глава ведомства.

Тамара Петровна Швецова, директор Кольцовской школы №5, добавила, что в этом центре ребята будут заниматься роботехникой, 3D-прототипированием и моделированием, проектной деятельностью, шахматами. Школьники продолжат заниматься в театральной студии «Сюжет» и медиа-студии. В первой половине дня здесь будут проходить основные занятия по ОБЖ, технологии и информатике, во второй половине – внеурочная деятельность с привлечением учащихся других школ в рамках сетевого взаимодействия.

Всего в Новосибирской области по проекту «Современная школа» будет создано 337 «Точек роста», где школьники будут развивать цифровую грамотность и креативные способности, овладевать начальными профессиональными навыками, для того чтобы в будущем определиться с профессией и быть востребованными на рынке труда.

В рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» на базе Биотехнологического лицея №21 открылось 180 дополнительных мест. Учащиеся специализированных классов пройдут обучение в оснащенных современным оборудованием лабораториях по таким направлениям, как генная инженерия, биоинформатика, микробиология и биотехнология микроорганизмов, основы проектной и исследовательской деятельности и другие.





Наталья Вадимовна Азарова
Во всех школах региона пройдут уроки безопасного Интернета

10 сентября Областной центр информационных технологий совместно с Лигой безопасного Интернета провел для педагогических работников вебинар, посвященный организации всероссийской акции «Месяц безопасного Интернета в Новосибирской области».

В 10 регионах, в том числе Новосибирской области, проводится Месяц информационной безопасности. Он стартовал в ноябре 2019 года и завершится 31 декабря 2020 года. В Новосибирской области мероприятие должно было пройти в апреле-мае, но из-за пандемии сроки изменились.

Начальник отдела образовательных ресурсов, проектов и программ ОблЦИТ Валентина Викторовна Хрущева отметила, что 29 муниципалитетов подключились к вебинару дистанционно, включая города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь. Это – директора школ, учителя, методисты информационно-методических центров, педагоги-библиотекари, что свидетельствует об актуальности темы.

Валентина Викторовна поблагодарила все образовательные организации региона, которые проводят системную и постоянную работу по обеспечению безопасности детей, в том числе информационной и психологической. «Среди многочисленных участников хотелось бы отдельно назвать школы Барабинского, Баганского, Здвинского и Кочковского районов, а также инженерный лицей НГТУ, которые в течение трех лет постоянно входят в лидеры по активному участию во всех мероприятиях акции», – добавила специалист.

Евгений Азатович Сулейманов, директор департамента Интернет-проектов Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, руководитель проектов Всероссийской акции «Месяц безопасного Интернета», подробно рассказал о сути и формате проведения акции, познакомил с порталом вбезопасныйинтернет.ру. Евгений Азатович подчеркнул: «Президентский грант, который мы получили, позволил нам объехать до пандемии несколько регионов: Смоленскую, Московскую и Омскую области, Хабаровский край. Сейчас запланированы поездки в Мурманскую и Липецкую области. Очень хотелось бы побывать в школах вашего региона, провести обучающие семинары и лекции. Наша задача – повысить уровень цифровой грамотности педагогов, родителей и детей, научить их контролировать себя и свою информацию. Самоконтроль и самофильтрация контента – вот главная цель акции».

Говоря о плюсах и минусах Интернета, специалист подчеркнул важность объяснения на родительских собраниях правил поведения школьников на просторах «всемирной паутины». На живых примерах надо объяснять, что вся информация в сети записывается и складируется, более того она анализируется. По сути Интернет – это депозитарий данных, и все мы живем в мире больших данных. Поэтому надо понимать, что каждое действие в сети будет иметь последствия. Каждая фотография, клик, лайк или комментарий оценивается и записывается, никуда не удаляется и в совокупности формирует ваш цифровой профиль».

Оксана Викторовна Черепанова, директор Новосибирского областного мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, акцентировала внимание на необходимости проведения уроков безопасности в малокомплектных школах, расположенных в отдаленных районах. Она призвала сельских учителей скачать видеоуроки, чтобы все дети получили полезную и важную информацию по этой теме.



Наталья Вадимовна Азарова
Smart Education: цифровые подходы к образованию

Концепция «интеллектуального образования» становится все популярнее в последние годы. Международный консорциум займется изучением Smart Education – новых подходов к образованию на основе цифровых технологий.

Консорциум «Rethinking and redesigning national smart education strategy» создан по инициативе Пекинского педагогического университета. Помимо Высшей школы экономики, представленной Институтом образования, в него вошли университет Хамдан Бин Мохаммед из ОАЭ и три международные организации, в том числе Институт информационной технологии в образовании ЮНЕСКО.

Экспертам предстоит определить, какие технологии и как внедрять, чтобы обеспечить равный доступ к качественному и непрерывному образованию для жителей разных стран.

Во многом концепция Smart Education строится на прогнозах ЮНЕСКО о том, какими должны стать образовательные системы, чтобы отвечать «растущей сложности и неопределенности» мира.

Учебные материалы должны легко адаптироваться к разным условиям, в этом поможет цифровая среда, искусственный интеллект и новые модели учебной работы. Какие – предстоит найти участникам консорциума.

Институт образования ВШЭ примет участие в нескольких проектах. Вместе с коллегами из других стран сформулирует, какой должна быть технологическая основа «умного обучения», какими компетенциями нужно обладать преподавателям и ученикам, какие педагогические модели и учебные планы возникнут в новой цифровой среде. С помощью каких индикаторов можно измерять эффективность Smart Education? Какие сервисы нужны, чтобы государственные службы, курирующие образование, могли хранить и обрабатывать большие данные.




Наталья Вадимовна Азарова
Яндекс.Учебник поможет подготовиться к ВПР

Яндекс.Учебник выпускает новые задания для занятий c учениками средней школы, теперь учителя смогут проводить уроки математики и русского языка в 5–6-х классах и уроки алгебры в 7-м классе.

Новые задания по математике для 5–6-х классов помогают педагогам не только заинтересовать школьников, но и раскрыть связь предмета с реальной жизнью.

При выполнении упражнений ребята взаимодействуют с удобными интерактивными полями для ввода данных и подсказками. Во многих задачах есть таблицы с редактируемыми значениями, а также кликабельные диаграммы, схемы, графики, которые ученик может менять. Интерактивные элементы повышают учебную мотивацию, а возможность решить задание в несколько попыток помогает избавиться от страха ошибки.

Продолжением «Математики» является предмет «Алгебра» для 7-го класса. Она включает задания разной сложности по ключевым темам: «Линейные уравнения», «Степени», «Линейные функции». При этом у учителя есть возможность вернуться к темам 5–6-х классов для повторения.

Русский язык для 5–6-х классов построен на интересном языковом материале: ученики рассматривают не только отрывки классических произведений, но и, например, диалоги из мессенджеров. В этом году школьникам стал доступен полноценный текстовый редактор для разных видов работы – от написания текста до выделения морфем. Он похож на привычный Microsoft Word и имеет функцию автопроверки. Так, уже в 5–6-м классе на уроках русского языка вместе с изучением основного школьного курса дети начинают осваивать интерфейсы, которые пригодятся им во взрослой жизни.

В Яндекс.Учебнике есть решение и для подготовки к Всероссийским проверочным работам, который пройдут в школах осенью. Сервис запускает «умное повторение» для каждого из классов.



Наталья Вадимовна Азарова
Цифровые технологии изменяют методы и формы обучения школьников

С 24 августа по 21 сентября на базе Областного центра информационных технологий директора школ с низкими образовательными результатами обучаются на курсе «Построение эффективной образовательной деятельности в условиях цифровизации образования».

Почему выбрана именно эта тема, в чем ее актуальность. Какие работы будут выполнять слушатели, что будет в итоговой работе? На эти вопросы ответила преподаватель курса – доцент кафедры управления образованием Института дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета, доцент кафедры педагогики, воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО, кандидат педагогических наук Марина Геннадьевна Волчек:
«Создание в школах цифровой образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС – насущная необходимость. Задача учебного заведения – подготовить всесторонне развитого выпускника, обладающего современными компетенциями и навыками. Последняя четверть прошедшего учебного года показала важность использования учителями и учащимися электронных ресурсов для обучения».

По словам специалиста, внедрение цифровых технологий в образовательную сферу предполагает изменение методов и форм обучения, а также технологии управления образовательным процессом.

32-часовая образовательная программа с применением дистанционных технологий разработана командой сотрудников кафедры информационных технологий в образовании НИПКиПРО в составе Андрея Михайловича Валова, Инны Васильевны Пешкичевой, Натальи Николаевны Фроловой и Алексея Михайловича Мешкова.

15 руководителей школ Новосибирской области научатся выстраивать и формировать цифровую образовательную среду в школе с учетом ФГОС, познакомятся с возможностями смешанного обучения и преимуществами образовательных платформ, облачных технологий, которые надо освоить педагогам.
Курс разбит на модули, по каждому разделу проводится вебинар, после которого слушатели выполняют практические задания и в завершение напишут итоговую работу.

На занятиях также будут анализировать возможности, кадровые и материально-технические ресурсы учебных заведений, директора школ пополнят ряды профессионального сообщества руководителей, созданного в этом году.

Курс организован в целях обеспечения реализации мероприятия 2.11 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях путем реализации региональных проектов и распространения их результатов».



Наталья Вадимовна Азарова
Урок цифры посвятили искусственному интеллекту

14–27 сентября по всей России пройдет Урок цифры на тему «Искусственный интеллект и машинное обучение». На уроке детям расскажут об основах и принципах работы искусственного интеллекта, а также о карьерных возможностях в этой области.

Учащиеся с 1-го по 11-й классы имеют возможность пройти уроки дистанционно. Поддержать их в этом смогут родители и учителя, для которых предусмотрены рекомендации и памятки.

Урок состоит из видеолекции и онлайн-тренажера. Из лекции школьники узнают о том, как разрабатывается и где применяется искусственный интеллект, а также, что делать, чтобы создавать технологии будущего самому.
На игровом тренажере дети смогут пройти все этапы карьеры в сфере Data Scienсе (работы с большими данными) и самостоятельно создать алгоритм для беспилотных автомобилей.

«Робототехника, искусственный интеллект и программирование проникают во все сферы жизни – от медицины и образования до тяжелых производств – и меняют запрос на квалифицированные кадры. Образовательная акция «Урок цифры» помогает детям и их родителям не только увидеть технологии изнутри, но и заглянуть в будущее, познакомиться с профессиями, которые будут востребованы цифровой экономикой в самой ближайшей перспективе», – подчеркнул генеральный директор организации «Цифровая экономика» Евгений Ковнир.

Урок проводится Минпросвещения России, Минкомсвязью России и организацией «Цифровая экономика» в партнерстве с ведущими российскими цифровыми компаниями.



Наталья Вадимовна Азарова
Школьные библиотекари участвуют в организации цифровой образовательной среды

7 сентября в Областном центре информационных технологий началась программа «Виртуальный читальный зал в школьной библиотеке как составная часть информационно-образовательной среды». Курс получил положительную оценку Российской академии образования.

Программа насыщена инновационными знаниями и навыками, необходимыми в работе школьных библиотекарей в условиях формирования цифровой образовательной среды.

Слушатели курса познакомятся с основными концептуальными идеями, требованиями и возможностями использования разнообразных ресурсов информационно-библиотечного центра в соответствии с ФГОС. Важной темой станет Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Кроме того, библиотекари освоят образовательный потенциал виртуального читального зала и возможности использования электронного контента в учебной и внеурочной деятельности, поскольку им предстоит организовывать работу с электронными фондами библиотеки учителей-предметников школы.

Педагогов-библиотекарей научат проводить образовательные события по продвижению чтения, формированию основ читательской грамотности школьников, использованию ими чтения как источника получения информации.
Также слушателям предстоит узнать, как создавать комфортную развивающую и безопасную информационно-образовательную среду в библиотеке в соответствии с ФГОС.

Среди модулей курса – создание виртуального читального зала на базе школьного ИБЦ, основы информационной безопасности, предметные недели как образовательные события на базе ВЧЗ в ШИБЦ, работа на платформе ЛитРес:Школа.

В программе принимают участие 30 специалистов из Новосибирска, Искитима и 19 районов области. Преподаватели – Анна Александровна Сергеева и Сардана Михайловна Слободчикова, старшие методисты отдела дистанционного обучения ОблЦИТ.

Программа организована в целях обеспечения реализации мероприятия 2.12 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» задачи 5 подпрограммы 1 государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодёжи Новосибирской области на 2015-2025 годы».


Наталья Вадимовна Азарова
Сбербанк анонсировал новые образовательные продукты

Сбербанк совместно с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» анонсировал новые образовательные продукты и программы, которые запускаются в новом учебном году.

Программа по развитию личностного потенциала. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и семь педагогических университетов России объединились для проведения совместных исследований, разработки и внедрения методик, направленных на развитие личностного потенциала. Участники консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании», в который вошло более 100 преподавателей, педагогов, аспирантов, в новом учебном году пройдут первое обучение, погружающее в тематику личностного потенциала и позитивную психологию личности, а также в содержание и инструментарий программы Фонда.
Ключевым партнером программы является педагог. Для того чтобы он смог работать в новой парадигме образования и развивать личностный потенциал у детей, необходимо в первую очередь способствовать развитию личности самого педагога, во вторую – обеспечить его передовыми методиками и инструментами для работы с детьми.

С 2018 года Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» начал реализацию Программы по развитию личностного потенциала, которая направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощи в определении мотивов и установок, развитии универсальных компетенций, освоении технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Программа «Цифровые навыки и компетентности». C 14 по 27 сентября в рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры», организаторами которого являются министерство просвещения РФ, Минкомсвязи РФ и АНО «Цифровая экономика», Сбербанк и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» проведут по всей России урок по теме «Искусственный интеллект и машинное обучение».
Урок цифры – серия мероприятий от ведущих IT-компаний, рассказывающих школьникам о современных технологиях в простой и понятной форме. Цель нового урока – рассказать детям об основах и принципах работы искусственного интеллекта (ИИ), а также о карьерных возможностях в этой области. Урок по ИИ состоит из видеолекции и онлайн-тренажера. Из лекции школьники узнают о том, как разрабатывается искусственный интеллект, где применяется и что делать, если хочется создавать технологии будущего самому. На игровом тренажере можно пройти все этапы карьеры в сфере Data Scienсе и самостоятельно создать алгоритм для беспилотных автомобилей.

Цифровая платформа для волонтеров, задействованных в детских домах. Запуск платформы запланирован на IV квартал. Платформа станет главным средством для вовлечения в программу наставников, которые будут работать с детьми из детских домов по развитию финансовой грамотности. Она также послужит инструментом мониторинга и анализа подключения к программе новых команд и детских домов; частоты посещаемости детского дома, эффективности команд волонтеров и процесса обучения детей в детских домах через цифровые показатели результативности.
Проект реализуется Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» в рамках Программы развития финансовой грамотности у воспитанников детских домов. Обучение детей будет построено на игровых симуляциях и реальном опыте при решении повседневных (бытовых, жизненных) задач взрослого человека в отделении банка, магазинах и других объектах инфраструктуры города. Программа прошла апробацию в детских домах Московской, Ивановской, Свердловской, Новосибирской, Магаданской областей и Хабаровского края. В настоящее время в ней задействовано более 50 волонтерских команд из 11 регионов РФ.



Наталья Вадимовна Азарова
Два новых бесплатных онлайн-курса запустила «Академия наставников»

Курсы подойдут всем, кто хочет погрузиться в проектную деятельность школьников и студентов и прокачать свои наставнические навыки. Программы обучения базируются на модели компетенций и методике подготовки предпринимательских проектов, разработанных «Академией наставников». Начать обучение можно уже сейчас, нужна только регистрация на платформе проекта.

Слушатели курса «Наставник предпринимательского проекта» научатся работать с инструментами наставника школьных и студенческих команд так, чтобы проект развивал в участниках предпринимательскую позицию. Каждый модуль состоит из теории по инструменту, инструкции к нему и практических примеров.

Курс «Старт проекта» научит проводить анализ контекста, формулировать проблему и поможет наставнику овладеть несколькими способами генерации идей. Слушатели узнают основные этапы и шаги проекта и смогут выбрать подход к его запуску; научатся применять методики генерации идей и «мозгового штурма». Программа построена на реальных кейсах.

«Академия наставников» – совместный проект Кружкового движения НТИ, Агентства стратегических инициатив и Фонда «Сколково» по созданию системы обучения, аттестации и трудоустройства наставников проектной деятельности для детско-взрослых и молодежных проектов и кружков. Обучение проходит в двух форматах: онлайн-курсы и очные мероприятия (Школы наставников).

Всего на период 2019–2021 гг. запланировано проведение 43 школ наставников (в том числе 35 региональных) и запуск 14 онлайн-курсов.



Наталья Вадимовна Азарова

В Новосибирской области начался мониторинг цифровой трансформации

В школах страны проводится мониторинг цифровой трансформации образовательных организаций. В апробационном периоде мониторинга участвовали 13 регионов России, сейчас – 300 образовательных учреждений из 50 регионов. Эксперты Фонда новых форм развития образования побывали в трех школах Новосибирска.

Целью проведения мониторинга является получение регулярных сведений об изменениях в функционировании общеобразовательных организаций, обусловленных применением цифровых технологий в учебном процессе и процессе управления школой, а также оценка таких изменений в контексте целей федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

Образовательная организация принимает участие в апробации и в мониторинге в двух форматах: в формате анкетирования обучающихся, педагогических работников, администрации организации и в формате экспертного выезда.

Среди задач мониторинга – сбор экспертных оценок по фактам интеграции цифровых технологий в деятельность школ, оценка интенсивности интеграции цифровой трансформации в различные процессы деятельности, определение нормативных значений показателей, характеризующих процессы цифровой трансформации.
Команды, которые проводят мониторинг, выясняют, например, какие технические средства используются в школе для обеспечения информационной безопасности, какова политика доступа к пользованию компьютерным классом или ресурсами медиацентра, как используются электронные журналы и дневники – в чек-листах экспертов много позиций.

Экспертный выезд принимали Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка, Инженерный лицей НГТУ и СОШ №217.
Эксперт Туяна Цыреновна Дугарова, доктор психологических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, выразила благодарность администрации школ, муниципальному координатору Наталье Петровне Шевченко, заместителю директора по научно-методической работе ГЦИ «Эгида», и региональному координатору Марине Валерьевне Поолак, начальнику отдела сопровождения информационных систем Областного центра информационных технологий, за отличную подготовку к экспертному выезду, за полноту и наглядность предоставленной информации.

Добавим, полномасштабный мониторинг цифровой трансформации образовательных организаций начнется в 2021 году.



Наталья Вадимовна Азарова
К оценке суперсервиса «Моя школа» подключатся ведущие научные коллективы

С 1 сентября в 14 регионах, в том числе в Новосибирской области, стартует эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Министр просвещения Сергей Кравцов, отвечая на вопросы «Учительской газеты», рассказал о некоторых аспектах проекта.

Один из важных пунктов эксперимента – создание суперсервиса «Моя школа» с верифицированным контентом. Сейчас на рынке много конкурирующих образовательных платформ и площадок. Кто же станет поставщиками контента для этого сервиса и как будет происходить оценка этих предложений?

«Контент, учебные материалы, пособия, задания – здесь сохранится разнообразие, но все же модерация необходима, если мы хотим, чтобы школьники пользовались не устаревшей, а актуальной и проверенной с научной и педагогической точек зрения информацией, – сообщил Сергей Кравцов. – К оценке подключатся ведущие экспертные научные коллективы, у нас есть научные институты, специализирующиеся на вопросах качества образования. При этом мы будем поддерживать доступ и к образовательным решениям, уже имеющимся и развивающимся в Рунете, от ведущих IТ-компаний, будем реализовывать открытые механизмы государственно-частного партнерства».

Глава ведомства напомнил, что одной из важных задач является оснащение высокоскоростным Интернетом всех школ без исключения: «Практически все школы страны подключены к сети Интернет. Доля школ, обеспеченных скоростным Интернетом (от 1 Мбит/с и выше), – около 92,13% в городских поселениях и 83,98% в сельской местности. Но видеоконтент сегодня более требователен, и мы вместе с коллегами из Минкомсвязи работаем именно над высокоскоростным Интернетом».



Наталья Вадимовна Азарова

В онлайн-уроке «Будь здоров!» приняла участие Анна Богалий

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и глава Роспотребнадзора Анна Попова провели для всех российских школьников онлайн-урок «Будь здоров!», на котором ребятам рассказывали о мерах безопасности в новом учебном году, профилактике вирусных заболеваний, правильном ведении здорового образа жизни.

Урок в прямом эфире посмотрело более 700.000 ребят. Обращаясь к онлайн-аудитории, Сергей Кравцов призвал обязательно следовать всем рекомендациям по защите здоровья. По его словам, опыт проведения ЕГЭ, детской оздоровительной кампании показал, что соблюдение требований Роспотребнадзора позволяет свести к минимуму угрозу для учеников и учителей.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала о шагах по профилактике заболеваний в школе, включающих правильное и регулярное мытье рук, физическую активность, здоровое питание, а также о том, как правильно организовать рабочее место для учебы и каким должен быть здоровый сон.

Секретами крепкого здоровья, здорового питания и сна с ребятами поделились заслуженный мастер спорта России по биатлону Анна Богалий, врач-диетолог Юлия Бастригина и член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, председатель Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики», заместитель директора Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Павел Савчук.

Сергей Кравцов также дал школьникам несколько советов по ведению здорового образа жизни. По его словам, занятия спортом, правильное питание, хороший сон в том числе помогают уберечь себя от стресса.



Наталья Вадимовна Азарова
Учи.ру запускает курс по цифровой грамотности для учителей

Онлайн-платформа Учи.ру готова к новому учебному году. На основе опыта, полученного в период дистанционного обучения этой весной, команда сделала сервисы еще удобнее для пользователей, нарастила мощности и подготовила новые образовательные продукты как для учащихся, так и для учителей.

Большая часть ресурсов платформы будет направлена на предоставление методической поддержки, обучение и повышение квалификации учителей.

В течение 2020–2021 учебного года более 30 тыс. педагогов в 80 регионах России очно и онлайн с помощью Учи.ру получат знания и практические навыки в области инновационных методов обучения, повышения образовательных результатов и познавательной мотивации учеников с использованием информационных технологий, организации дистанционного обучения, реализации модели цифровой образовательной среды в школах.

Более 8 тыс. педагогов пройдут курс повышения квалификации «Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций XXI века», созданный Учи.ру совместно с РОЦИТ. Слушатели, успешно освоившие семь модулей, получат удостоверения установленного образца. Курс уже рекомендован центром компетенций «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» всем субъектам РФ.

Обновленная инфраструктура позволит единовременно решать онлайн-задания на Учи.ру более 250 тысячам школьников. Устранены проблемы, которые могли проявиться при активном использовании платформы, лимит пиковой нагрузки увеличен за счет новых серверов.
Запущены сервисы для проверки знаний и повторения пройденного материала после летних каникул. В дополнение к основным школьным предметам на платформе готовятся курсы для углубленного изучения математики и программирования, образовательные игры, а также курсы для занятий вне уроков.

Учеников ждут новые бесплатные олимпиады. В сентябре стартует масштабное онлайн-состязание по четырем предметам для учеников 1–9 классов – «Олимпийские игры».



Наталья Вадимовна Азарова
Номер «Вестника образования» посвящен профессиональным сообществам

Профессиональные сообщества педагогов России – тема августовского номера электронного журнала «Вестник образования». В новом выпуске руководители общественных организаций и всероссийских ассоциаций по различным школьным предметам рассказали о ключевых направлениях работы в предстоящем учебном году.

Главную тему номера открывает обращение министра Сергея Кравцова. Он отметил, что, когда педагоги объединяются в общественные организации, их профессиональное развитие выходит на совершенно иной уровень: «Участие в объединениях дает педагогам возможность погрузиться в уникальную интеллектуальную среду. Общение, обмен мнениями, примеры из личного опыта, методические находки – всё это помогает учителям развить и распространить уже существующие идеи, найти вдохновение для новых, вместе сделать для совершенствования преподавания учебных дисциплин то, что не под силу одному».

О планах на будущее рассказала руководитель Национального союза педагогов Наталья Шадрина: «Мы готовы поддерживать инновационные идеи, проекты, реализуемые как отдельными учителями, так и образовательными организациями, а также способствовать наращиванию экспертных компетенций у профессионалов».

О поддержке и продвижении лучшего опыта преподавания русского языка и литературы, повышении мастерства педагогов в интервью «Вестнику образования» рассказала председатель Ассоциация учителей литературы и русского языка Людмила Дудова. Она отметила, что педагоги-словесники нуждаются в активной методической поддержке, так как в учебном плане на изучение их предметов отводится наибольшее количество часов.

Межрегиональная общественная организация «Ассоциация учителей математики» развивает проект «Математическая вертикаль», который позволит сделать широкодоступным качественное математическое образование.
О повышении качества преподавания истории и обществознания рассказал председатель Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», академик РАН Александр Чубарьян.

Напомним, электронный журнал «Вестник образования» Минпросвещения России размещается в свободном доступе без необходимости оформления подписки.


Наталья Вадимовна Азарова
В СУНЦ НГУ началась Летняя смена олимпиадной подготовки

1 июля начала работу Летняя смена олимпиадной подготовки «Лаврентьевские вызовы». В течение двух недель школьники из 29 регионов России и других стран будут дистанционно готовиться к олимпиадам и знакомиться с сибирской наукой.

Летняя смена олимпиадной подготовки направлена на интенсивную подготовку учащихся 8–10 классов к олимпиадам и научным конференциям по точным и естественным наукам.

Олимпиадная подготовка будет идти по пяти направлениям: математика, физика, химия, биология, информатика. Самое популярное направление – физика: на него зарегистрировались 83 участника смены. С ребятами будут работать 50 преподавателей, в том числе – учителя из других регионов России. Они смогли присоединиться к Летней смене благодаря дистанционному формату занятий.

Участниками смены стали 183 школьника из 29 регионов России: от Московской и Ростовской областей до Якутии и Хабаровского края, есть представители Казахстана и Канады.

В дистанционном формате прошло и открытие смены. Ребят приветствовали руководитель смены Фаузия Габасовна Сулейманова, директор СУНЦ НГУ Николай Иванович Яворский и выпускники ФМШ: член-корреспондент РАН Сергей Викторович Нетёсов и директор Института ядерной физики СО РАН, академик Павел Владимирович Логачёв.

«Учеба – это, наверное, самый тяжелый труд, потому что он связан с постоянным преодолением себя. Но это и самый благодарный труд, потому что вы способными видеть красоту, которую ранее не замечали, потому что не понимали. Мне хочется пожелать вам успеха на этом пути. Пусть трудности не останавливают вас, а делают сильнее, – сказал Павел Владимирович Логачёв.

После официальной церемонии открытия ребята посмотрели онлайн-экскурсию по НГУ, которую специально для них подготовили сотрудники Музея истории университета.

Организаторы олимпиадной смены также подготовили культурную программу: каждый день будут проходить онлайн-игры, открытые лекции и экскурсии по институтам Новосибирского научного центра. Экскурсионная программа проходит при поддержке газеты «Наука в Сибири», Института цитологии и генетики СО РАН, Института катализа СО РАН, Института ядерной физики СО РАН, а также Центра вирусологии и биотехнологии «Вектор».

Летняя смена завершится 14 июля. Ребята, показавшие по итогам двух недель занятий лучшие результаты, будут рекомендованы к зачислению в СУНЦ НГУ.

Подробнее

Наталья Вадимовна Азарова
Родители контролируют только время, проведенное со смартфоном

Дети все больше времени проводят в Интернете – угрозы для их безопасности растут. Проблема была острой и до перехода для дистант, однако сейчас, по словам экспертов, на нее стоит обратить особое внимание: уроки кончились, привычка проводить время с мобильником осталась. Исследователи Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании ВШЭ проанализировали данные в рамках тестирования IPIPS+.

В отличие от подростков, отношения которых с гаджетами и Интернетом исследованы достаточно хорошо, о поведении младших школьников в сети было известно мало.

Оказалось, что дети массово нарушают «возрастные» правила регистрации в социальных сетях (например, ВКонтакте можно находиться с 13 лет), но их родители не воспринимают это как что-то серьезное. Часто родители контролируют только время, проведенное со смартфоном, или разрешают войти в Интернет, если сделаны уроки или получены хорошие оценки.

В тройку самых популярных ресурсов, к которым регулярно обращаются младшие школьники, входят YouTube, ролики на котором ежедневно смотрят около половины опрошенных детей, мессенджеры WhatsApp и Telegram – ими постоянно пользуется треть. «Взрослые» соцсети, которые не предполагают регистрации детей – в том числе Facebook, Instagram и Вконтакте – тем не менее, ежедневно используют 15 – 19% детей.

Это представляет угрозу для их информационной безопасности. У детей, как правило, открыты профили – это создает риски сохранности личных данных, никто не гарантирует безопасного общения.

Что касается YouTube, то наиболее популярны развлекательные ролики, в этом сегменте лидирует видео о компьютерных играх: его смотрят ежедневно 40%. Но востребован и образовательный контент: каждый день такие ролики смотря около 25%, отдавая предпочтение космосу, природе, истории и технике. «Это говорит о потенциале использования YouTube в образо­вательных целях учителями начальных классов», – отмечают авторы исследования.

Сами учителя начальных классов чаще всего не «на ты» с Интернетом. Исследование показало, что вне работы педагоги, как правило, пользуются электронной почтой, читают новости, и только затем идет активность в соцсетях. Учителя крайне редко используют соцсети для развлечений – например, чтобы смотреть кино и слушать музыку, и только треть из них готова создавать контент – писать заметки, вести блоги, делиться опытом. Скромно они используют и возможности образовательных платформ. Три четверти учителей не пробовали автоматизировать с их помощью проверку заданий.

Подробнее

Наталья Вадимовна Азарова
Опыт России по организации обучения в условиях пандемии отмечен как успешный

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что на совещании с участием министров 20 стран обсуждались итоги обучения в условиях пандемии и в качестве примера успешной организации образовательного процесса были приведены две страны – Россия и Сингапур.

«Наш опыт был интересен другим странам за счет комплексного подхода: мы помогали учителям, организовали центр методической поддержки для педагогов и родителей, обеспечили более 500 тысяч единиц компьютерной техники –  прежде всего для малообеспеченных семей, где несколько детей», – отметил министр.

Сергей Кравцов также пояснил, что особое внимание на международном уровне вызвал российский опыт создания уникальной мультимедийной платформы, не имеющей аналогов в мире. Она объединяет три формата: образовательные телепроекты, электронное обучение и классические учебники.

Глава ведомства считает, что опыт России будет полезен и для других стран, и уже 8 июля запланирована следующая конференция по обсуждению этого вопроса.

Подробнее
Наталья Вадимовна Азарова
В стране пройдет эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды

Идет общественное обсуждение проекта постановления правительства РФ о проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Он рассчитан на два года и охватит школы, колледжи и техникумы, а также дополнительное образование детей и взрослых в 14 регионах страны, в том числе в Новосибирской области.

Документ, озаглавленный «О проведении в 2020 – 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых», подготовлен Минпросвещения России в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование».

Он предусматривает проведение с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Также постановление утверждает положение об эксперименте, целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС) и перечень регионов-участников.

«Эксперимент проводится с целью создания и апробации ЦОС и обеспечения возможности использования ЦОС на постоянной основе на всей территории РФ», – говорится в пояснительной записке к документу, подписанной заместителем министра просвещения РФ Татьяной Васильевой.

Информация о проведении эксперимента вызвала бурное обсуждение среди родителей школьников, которые сочли эту новость подтверждением слухов о том, что в стране планируется ввести повсеместное дистанционное обучение.
Напомним, что министерство образования Новосибирской области выступило с разъяснением, подчеркивающим, что введение в новом учебном году в школах обучения в дистанционном режиме постановлением не предусмотрено.

Согласно документу, цель создания цифровой образовательной среды – «обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогическим работникам доступа к платформе ЦОС, формирования в образовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах РФ универсальных способов организации цифрового образовательного пространства с использованием контента и образовательных сервисов, соответствующих требованиям, установленным Минпросвещения России».

Подробнее

Наталья Вадимовна Азарова
Онлайн-сервисы и ИКТ-технологии для построения интересных уроков

В мае-июне на базе Областного центра информационных технологий для учителей было проведено шесть мастер-классов с использованием дистанционных образовательных технологий.

24 учителя физики и астрономии на мастер-классе с 6 по 20 мая учились создавать сайт с помощью сервиса Google Сайты, бесплатного конструктора, позволяющего быстро освоить этот навык даже тем, кто не разбирается в программировании и веб-дизайне.

6-20 мая были организованы занятия, посвященные разработке интерактивного плаката «День Победы». Двадцать учителей технологии, искусства,  физической культуры и ОБЖ изучили приемы создания анимаций, гиперссылок, добавления изображений, звука и видео на слайды презентации MS Power Point.

21-29 мая тридцать один педагог познакомился с организацией интернет-коммуникации в образовательной среде, научился собирать информацию об отправителе сообщений, основным приемам профилактики конфликтов в процессе интернет-коммуникации, а также узнал, как формируется интернет-компетентность современного педагога.

1-16 июня двадцать учителей математики, биологии и химии стали участниками мастер-класса по созданию тренажера – интерактивное видео. Это – отличная идея для дистанционного обучения. Интерактивное видео увлекает и мотивирует учащихся к познанию новых тем и областей. Педагоги освоили Интернет-сервис H5P и узнали, как можно сделать такой тренажер в MS Power Point и YouTube.

На дистанционных занятиях с 1 по 16 июня 28 преподавателей освоили способы использования онлайн-сервисов при обучении иностранному языку. На мастер-классе были рассмотрены вопросы построения урока с применением ИКТ-технологий, которые способствуют повышению интереса обучающихся к изучению иностранного языка.

Ведущие мастер-классов – методисты учебно-методического отдела ОблЦИТ Ирина Андреевна Щукина, Татьяна Францевна Гродина и Анастасия Сергеевна Осипова.

Мастер-классы организованы в целях обеспечения реализации мероприятия 2.12 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепции модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».

Подробнее

Наталья Вадимовна Азарова
Андрей Травников поручил сделать дистанционное обучение удобным

В Новосибирской области продолжится совершенствование системы дистанционного образования. Губернатор региона Андрей Травников дал такое поручение специалистам министерства образования области.

В ходе оперативного совещания регионального правительства Андрей Травников отметил, что в Новосибирской области наработан опыт обучения школьников в дистанционном формате. Однако резкий переход всех школ на "дистант" в связи с пандемией коронавируса позволил выявить ряд системных проблем (с 6 апреля текущего года на дистанционное обучение перешли 323 тысячи новосибирских школьников).

Так, для качественного "дистанта" необходимо решить проблемы технического характера (образовательные интернет-платформы не выдерживают нагрузки из-за роста числа пользователей). Кроме того, не все педагоги оказались готовы к работе на "удаленке".

- Интерес к дистанционному образованию будет расти, и нам нужно скорректировать наши планы: что сделать для того, чтобы дистанционное образование в обычном режиме стало более качественным, востребованным, удобным как для педагогов, так и для родителей, детей. Пользуясь площадкой рабочей группы Госсовета, необходимо подготовить общие предложения, которые будут актуальны для школ всей страны. С учетом нашего опыта, опыта наших коллег - других субъектов Российской Федерации, - сказал губернатор.

Андрей Травников сообщил, что новый учебный год планируется начать 1 сентября в традиционном очном формате.

Однако в регионе сохранят более жесткие подходы к введению карантина в образовательных организациях, если будет наблюдаться увеличение числа заболевших, в том числе ОРВИ и гриппом. В этом случае необходимо использовать дистанционное образование.

Министр образования региона Сергей Федорчук рассказал, что в каждом муниципалитете области есть свой опыт организации дистанционного обучения школьников. Образовательные учреждения используют различные цифровые учебные платформы, с 2011 года разные модели обучения отрабатываются в рамках регионального проекта "Сетевая дистанционная школа" (СДШ).

По данным пресс-службы областного правительства, сегодня в СДШ участвуют более 12,5 тысячи новосибирских учеников (это около четырех процентов всех школьников Новосибирской области) из 238 школ, 35 муниципалитетов области. Разработаны электронные курсы по всем предметам. Более 800 учителей, тьюторов, координаторов сопровождают дистанционное обучение школьников в рамках проекта.

К новому учебному году минобразования Новосибирской области разработает комплекс дополнительных мер по использованию цифровых образовательных ресурсов и дистанционных технологий. Так, будет создано пять центров цифрового образования детей "IT-куб", продолжится работа по обеспечению школ высокоскоростным доступом к Интернету. В августе этого года повышение квалификации пройдут не менее десяти тысяч педагогических работников.

Подробнее в источнике

Наталья Вадимовна Азарова
Яндекс.Лицей в Новосибирской области завершил учебный год

Проект Яндекс.Лицей по обучению школьников 8-9 классов программированию на языке Python работает в Новосибирской области уже два года.

В рамках дополнительного образования в 2019/2020 учебном году действовали 5 площадок, 7 учебных групп. 60 школьников окончили первый курс, двухлетнюю программу обучения прошли 23 человека.

В рамках основного образования проект работает в Новосибирске первый год на базе 11 образовательных организаций. Первый курс окончили 203 школьника.

На первом курсе школьники изучали основы Python – это язык программирования, востребованный как в IT-компаниях, так и в научной среде. Python относительно несложно освоить, и при этом он позволяет решать множество задач. На втором курсе ребята погрузились в промышленное программирование и попробовали силы в творческих проектах – разработке чат-ботов, мобильных квестов, игр и других интересных вещей.

Завершать год ученикам пришлось в дистанционном режиме. Яндекс.Лицей быстро адаптировался к такому формату и сохранил привычный учебный процесс. Знаний, которые получили школьники, достаточно, чтобы начать работу стажером или младшим разработчиком.

Набор на новый учебный год в рамках дополнительного образования стартует 30 августа на сайте проекта, где уже сейчас можно подписаться на рассылку о начале отбора.

80 лучших выпускников второго года обучения из городов России и Казахстана приглашены на большую онлайн-встречу, которая состоится в июне. Их ждет защита проектов, а также мастер-класс и хакатон, посвященные мобильной робототехнике. Новосибирск на этом мероприятии представит Игорь Ковалёв, ученик Лицея информационных технологий, закончивший 2-летнюю программу проекта в рамках дополнительного образования.

Яндекс.Лицей принял первых учеников осенью 2016 года. Проект поддержали региональные министерства и ведомства, которые курируют образование и сферу IT. Сегодня он работает в 131 городе России и Казахстана. В прошедшем учебном году в Яндекс.Лицее учились почти 8200 школьников, а в следующем их количество перешагнет 10-тысячный рубеж.

Подробнее

Наталья Вадимовна Азарова
Проект «Школы большой страны» собирает лучший опыт дистанта
Общероссийский народный фронт планирует собрать и обобщить практики педагогов по организации эффективного дистанционного обучения в рамках проекта «Школы большой страны».

Они войдут в состав общедоступного электронного каталога, который станет методической поддержкой для директоров школ, учителей, методистов и студентов педагогических вузов.

По мнению экспертов ОНФ, вынужденный переход на дистанционное обучение продемонстрировал новые возможности системы образования, мобильность и профессионализм российских педагогов. В частности, онлайн-уроки стали поиском форм образовательной деятельности, более тесного взаимодействия между семьей и школой.

«Мы можем уверенно говорить, что онлайн-образование эффективно в ряде ситуаций как дополнение к очному, для повышения охвата детей по стране. Развитие всеобщей цифровой образовательной среды – один из путей обеспечить для каждого ребенка в России равные возможности в получении качественного образования», – цитирует пресс-служба ОНФ сопредседателя Центрального штаба Народного фронта Елену Шмелёву.

Навыки, которые педагоги приобрели при переходе на дистант, позволят сформировать новую культуру развития способностей учеников, информационной поддержки семьи вне зависимости от различных условий проживания, состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей и иных факторов.

Предложить свою практику дистанционного обучения для включения в каталог можно на официальном сайте Общероссийского народного фронта.

Подробнее

Наталья Вадимовна Азарова
Родителям нужно научиться правильно рассказывать детям о киберугрозах
Каждый пятый ребенок старше 6 лет проводит в Интернете 4-5 часов в день, при этом более половины сталкивались с киберугрозами. Об этом свидетельствуют данные исследования «Дети. Mail.ru».

«Современные дети знакомятся с Интернетом очень рано. Уже в начальной школе лет ребенок знает, как заходить в браузер, пользоваться соцсетями, покупать приложения, звонить по видеосвязи. Согласно данным опроса родителей детей старше 6 лет на проекте "Дети Mail.ru", 22% детей проводят в онлайне 4-5 часов ежедневно», – говорится в результатах опроса.
При этом только 17% родителей рассказывают детям о правилах безопасного поведения в Интернете.

Опрос родителей также показал, что 51% детей старше 6 лет сталкивался киберугрозами: с оскорблениями и преследованиями со стороны других пользователей (12%), с материалами, демонстрирующими сцены насилия (25%), со взломом аккаунта или кражей денег с банковской карты (9%), или общением с незнакомцами, преследующими корыстные цели (5%).

Чтобы помочь родителям разобраться с существующими интернет-угрозами и научить их правильно рассказывать о них детям, «Почта Mail.ru» и «Дети Mail.ru» создали проект «Защитите детей в Интернете». Эксперты Mail.ru и детские психологи подробно разобрали шесть основных киберугроз, с которыми дети сталкиваются в сети: кибербуллинг, кибергрумминг, секстинг, интернет-зависимость, опасный контент и интернет-мошенничество. Каждой из них посвящен образовательный кейс, в котором рассказывается об угрозе: как ее предупредить, распознать и что делать, если опасная ситуация все-таки произошла.

«Проект предназначен для родителей и детей от 6 лет, когда ребенок идет в начальную школу. В это время школьники заводят страницу в социальной сети, начинают активно пользоваться Интернетом, и к сожалению, становятся более уязвимыми для киберугроз. Наша задача – привлечь внимание родителей, рассказать, как правильно подготовить ребенка к жизни в Сети, обсуждать с ними уже произошедшие трудности, и что делать, чтобы этого не повторилось», – прокомментировала Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru Group.

Подробнее

Наталья Вадимовна Азарова
Мобильный «Кванториум» объявил набор преподавателей
Мобильный технопарк «Кванториум» объявляет набор преподавателей по направлениям «Промдизайн/Промробо», «Гео/Аэро», IT/VR/AR и «Хайтек» (работа со станками и 3D-оборудованием).

Работа связана с выездами в районы Новосибирской области, где на базе школ будут проводиться занятия с детьми 5-11 классов по технической и естественнонаучной направленностям. Начало работы запланировано на сентябрь 2020 года.

Каждый кандидат пройдет предварительное тестирование у федерального оператора, по его результатам будет отправлен на обучение в Инновационный центр «Сколково». Стать частью команды Кванториума может любой человек с высшим образованием – инженер, программист или педагог. Важно, чтобы у кандидата было желание развиваться и интерес работать с детьми, готовность работать в команде, проектный подход, технические компетенции.

Заявки от кандидатов принимаются до 15 июня 2020 года, резюме нужно направить по адресу info@kvantorium54.ru.

Напомним, в Новосибирской области создается мобильный технопарк «Кванториум» – детский технопарк, созданный на базе перевозной автомобильной станции в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Подробнее

Наталья Вадимовна Азарова
8 июня в Новосибирске начнется второй интенсив для педагогов-психологов
В поисках новых форм работы активные педагоги-психологи из Ленинского, Октябрьского, Дзержинского районов и Центрального округа Новосибирска собрались на обучающем первомайском интенсиве «Инструменты и сервисы для организации работы педагога-психолога в СДО».

Интенсив провела руководитель методического объединения педагогов Ленинского района А.А. Турова. В первый день участники знакомились с интерактивными платформами для организации психолого-педагогического сопровождения в дистанционной форме.

С 8 по 11 июня интенсив будет проведен повторно, по вопросам участия педагогам предлагается обратиться по адресу malceva-anna@autorambler.ru.

Подробнее

Игорь Алексеевич Пашкин
Новосибирские школьники на уроках информатики реставрируют старые фотографии

Фотография как миг, пойманный объективом может долго хранить историю одной секунды жизни человечества. Но история не всегда может сохранить старую, пожелтевшую от времени фотографию.

            Уже второй год в новой школе, МАОУ «СОШ №214 имени Е. П. Глинки», в микрорайоне «Весеннем», что в Первомайском районе города Новосибирска проходит благотворительная акция «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ».

Это акция по реставрации старых фотографий из семейных альбомов. На этих фотографиях бабушки и дедушки, которые сражались за наше светлое будущее в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 г.г.). Для реставрации иногда, приносят учащиеся школы и более позднее фотографии, ещё до революционные, сохранившиеся в семейных альбомах. Не редко для реставрации приносят фотографии 50-х, 60-х и 70-х годов, которые нуждаются в «срочных мерах» по сохранению единственной памяти о человеке, который очень дорог. В этом поможет благотворительная акция - «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ».

На своих уроках информатики, учитель Пашкин Игорь Алексеевич, в рамках учебной программы осваивает новую компьютерную программу от Российского разработчика «Movavi» (www.movavi.ru), Movavi PhotoEditor (Фоторедактор).

Бесплатно предоставленная с программой видеомонтажа «Movavi Video Editor Academic Edition» на этот 2019-2020 учебный год российской компанией ®«Movavi».

*К тому же только Movavi PhotoEditor (Фоторедактор) использует для реставрации изображений нейросеть. Машинному алгоритму программу обучали с помощью десятков тысяч старых фото. Приложение постоянно совершенствуется, ведь в процессе эксплуатации обучение продолжается. Фоторедактор убирает даже крупные заломы и трещины, не говоря уже о мелких потёртостях и дефектах (*https://www.movavi.ru/).

Данная программа идеально подошла для уроков в 7-х классах по теме: «Обработка графической информации», задание «Художественная обработка изображений». На уроке учащиеся используют передовые технологии, заложенные в программе Российских разработчиков ®«Movavi».

В процессе реставрации старых фотографий, периода Великой Отечественной Войны, дети не только занимаются благородной миссией – «Сохранение исторической памяти, памяти о наших дедах и прадедов», но и осваивают новые технологии. В каждой семье нашей Родины ВОЙНА оставила свой след. А иногда в семейном альбоме ВОЙНА не оставила даже одной, маленькой, пожелтевшей от истории фотографии.

Благотворительную акцию учитель Пашкин Игорь Алексеевич проводит с 2002 года.

В этом учебном году на базе МАОУ «СОШ № 214 имени Е. П. Глинки» прошла благотворительной акция «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ» участниками которой стали учащиеся 7-А, 7-Б, 7-В, 7-Г, 7-Э классов.

Урок информатики стал не только интересным, но и высокотехнологичным.

Это волшебная технология запомнилась всем семиклассникам. На уроке царила тёплая дружелюбная обстановка, потому что эти фотографии были из семейных архивов. У кого не было старой фотографии Игорь Алексеевич, загружал из архива благотворительной акции «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ», в котором более 100 старых фотографий. Некоторые ученики нашли фотографии самостоятельно на просторах Интерната. Выносим искреннюю благодарность всем владельцам фотографий, которые помогли провести эту акцию и доверили детям ответственную работу.

Проект Благотворительная акция «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ» представлен на сайте МАОУ СОШ №214 http://xn--214-5cd3cgu2f.xn--p1ai/ru/...raya-zhizn и в социальных сетях в группе VK.com. Адрес группы: https://vk.com/club138867629

Автор проекта: Благотворительная акция «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ»
учитель информатики, высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 214 имени Е.П. Глинки»
Пашкин Игорь Алексеевич
pashkinigor@mail.ru

Фото:
Наталья Вадимовна Азарова
3 июня начнется цикл вебинаров для педагогов, посвященный подготовке к ЕГЭ

С 3 по 11 июня состоится цикл вебинаров для учителей образовательных организаций «Психологические основы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения».

Вебинары проведут по инициативе Московского государственного психолого-педагогического университета и при поддержке Федерального института педагогических измерений, а также Федерации психологов образования России.

Цикл вебинаров включает следующие мероприятия:

3 июня. Установочный вебинар по проблемам психологической подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения.

5 июня. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения.

8 июня. Организация психологического сопровождения выпускников, испытывающих трудности при подготовке к экзаменам в дистанционном формате.

11 июня. Помощь в выработке оптимальной стратегии подготовки к ЕГЭ.

Начало в 11:00 (время московское).

Регистрация

Источник

Наталья Вадимовна Азарова
BigBlueButton – инструмент для обучения, общения, презентаций

С апреля 2020 года Областной центр информационных технологий начал работу по обновлению версии, установку на региональные платформы и внедрение в работу образовательных организаций Новосибирской области программы для видеоконференцсвязи BigBlueButton.

BigBlueButton – это открытое программное обеспечение для проведения веб-конференций. Система разработана в первую очередь для дистанционного обучения. Название BigBlueButton происходит от первоначальной концепции, что начало веб-конференции должно быть максимально простым, как нажатие метафорической большой синей кнопки.

С 2011 года эта система работала в Региональной системе дистанционного обучения (в рамках регионального проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области»). Сетевые учителя пользуются ВВВ, которая «вшита» в каждый электронный курс.

В связи с организацией дистанционного обучения в период санитарно-эпидемиологических мероприятий появилась потребность массового использования системы.
В отличие от различных популярных систем для ВКС, эту систему ОблЦИТ установил на региональном сервере. Это значит, что ею можно пользоваться бесплатно и получать техническую поддержку и методическое сопровождение.

На сегодняшний день прошли обучение работе в системе около 400 работников образования из 36 образовательных организаций области, каждый из них получили инструкции для учителя и ученика.

Самыми первыми протестировали обновленную систему учителя гимназии №16 «Французская». Коллектив имеет огромный опыт работы с дистанционными технологиями. Вот уже который год в гимназии внедряется система «5+1», когда ученики пять дней учатся в школе, а в шестой день они проходят уроки вне стен гимназии – дистанционно.

Сейчас ОблЦИТ тестирует систему на выдерживание мощностей. Обучение и внедрение ВВВ происходит по потокам, школы подают заявки со списками работников, для которых регистрируются защищенные аккаунты организаторов ВКС. А для учеников и других участников ВКС регистрации не нужно, им достаточно получить уникальную ссылку вебинара от организатора ВКС или дополнительный код и войти в ВКС через браузер.

Как получить учетную запись и начать пользоваться ВВВ:

1. Школа подает заявку (на бланке ОО с приложением списка учителей: ФИО, должность, электронная почта).
2. Каждый учитель получает учетную запись после проверки адреса почты.
3. Всем рассылается инструкции для преподавателя и ученика.
4. Проводится обучающий вебинар, рассылается запись вебинара.

Как показала практика, школы используют ВВВ не только для видеоуроков, но и проводят классные часы, часы общения, совещания и родительские собрания. Система недавно зарегистрировала ВКС одновременно более 10 уроков для более чем 200 пользователей. Отзывы большей частью положительные, система не зависала на уровне регионального сервера.

Приводим отзывы педагогов:

Людмила Анатольевна Лукьянова, лицей №28: «Провела 8 уроков, завтра еще 6. Детям нравится, включали микрофоны и камеры, разыгрывая диалоги со мной. Мой класс горел желанием включить камеры поголовно, чтобы посмотреть друг на друга (11 класс), но я не позволила, чтобы не было сбоев. Утром выхожу и провожу потоком. Если кто-то не вышел, то исключаю, чтобы не мешали работать с другим классом. К уроку подключились и некоторые родители».

Алла Васильевна Андреева, школьный координатор дистанционного обучения, СОШ №151: «В первый же день я приглашала два 9 класса (59 человек), видеоуроки прошли в теплой дружеской обстановке, дети очень довольны».

Наталья Павловна Бородина, СОШ №151: «Провела 4 урока в ВВВ. Сбоев не было. Проблемы с подключением у детей были, но местные, из-за браузеров (обновление или замена браузера на Мozilla решало проблему). Загружала и презентацию, и PDF. Использовали режимы рисования – и сама, и ученики. Строили чертежи, писали формулы. От детей – «Когда будет следующий такой урок?». Максимально подключала 22 человека, подключались с камерами несколько человек, с микрофонами, и с гарнитурами – большинство. Остальные работали в чате».

Наталья Алексеевна Плужникова, СОШ №151: «Урок в 5 классе прошел продуктивно, дети работали по цепочке, всем все понятно и сбоев не было. Единственное, что некоторые работали медленно и в следующий раз нужно еще сократить задания».

Эльвира Равильевна Начарова, СОШ №96 с углубленным изучением английского языка: «В системе ВВВ провела 1 пробную конференцию, чтобы понять, как все работает и вчера провела родительское собрание. На собрании постоянно присутствовало 9 человек и еще 3 – не смогли подключиться (проблемы с телефонами). Отзыв в большей степени о собрании положительный, так как это было полноценное и длительное (около 40-50 минут) общение. Хочется отметить, что система работает без сбоя. Звук и видео хорошие. Подключение быстрое. Презентацию загружала в PDF сразу. Служба поддержки помогает решить сложности. Родителям понравилось отсутствие необходимости регистрации для участия. Понравилась возможность использования микрофона в тот момент, когда им это необходимо. Понравилась возможность совмещения чата и аудио общения. Возникшие сложности: выяснилось, что у меня нет возможности показать рабочий стол (отсутствует значок на экране). Вопрос в службу поддержки задан, ведется работа».

Юлия Анатольевна Шкабарня, СОШ №210: «Дали один урок в 10 классе. Урок по продолжительности был 45 минут, сбоев в работе не было».

Юлия Анатольевна Книженцева, СОШ №23: «Пока провела 3 урока. Сбоев нет, качество звука, изображения хорошее. Презентация подгружается без проблем, удобный интерфейс, давала доступ открытого окна – очень удобно. Одновременно подключались 22-26 человек».

Евгения Юрьевна Чернышева, СОШ №191: «Начали работать на ВВВ, провели совещание в режиме онлайн, подгрузила презентацию, все работало, передала управление другому человеку, меняла права, все получилось! Спасибо!».

Наталья Владимировна Кохан, НГПЛ: «Дала 4 урока по 19-20 детей в каждом. Все хорошо. Презентация загрузилась. Благодарю!».

Маслянинская СОШ №1: «Педагоги тестируют BBB. Видеоуроков провели 20. В систему входим без проблем, некоторые учителя входят через Wi-Fi, работает хорошо. Сбои бывают из-за плохого интернет-соединения. Документы, презентации и ссылки загружаются спокойно. Демонстрация слайдов идет, но бывают небольшие зависания. Приходилось перезагружать систему. Возвращаясь обратно, всё продолжало работать. Понравилось: хороший чистый звук. Одновременно подключалось 20-22 человека. Отзывы детей: работать интересно, звук и картинка четкие».

Елена Николаевна Рахимова, СОШ №5 (Искитим): «На уроке присутствовало 18 человек, у меня никаких трудностей с технической стороны не было (использовала школьный стационарный компьютер с гарнитурой). У детей, которые использовали телефон (3 человека) для участия, не смогли просмотреть демонстрацию моего экрана».

Ольга Александровна Зорина, ОЦ Горностай: «Провели два урока, в каждом около 15 человек. Входящие испытывали некоторые трудности, приходилось переподключаться. Слышимость хорошая, удобно показывать презентации. Не очень удобно при опросе детям подключаться. В целом хорошо».

Лада Леонидовна Яценко, технический лицей №176 (Карасук): «Провела сегодня  занятие с 7 классом через ВВВ. Подключились 21 человек. Все было хорошо. Рассмотрели теорию 25 минут. Все замечательно! Провела занятие с параллелью – 40 человек. Быстро объяснила новую тему. Дети в восторге, после урока все захотели пообщаться просто так, посмотреть друг на друга и поболтать, говорят что хотят, чтобы по всем предметам проходили такие уроки».

Источник

Ирина Андреевна Щукина
Новое расписание ЕГЭ!!!

В этом учебном году календарный план единого государственного экзамена стартует, как указывал ранее Президент России Владимир Путин, 29 июня. 29 и 30 июня пройдут предварительные пробные экзамены, в ходе которых будут протестированы все экзаменационные процедуры.

«Принятое коллегиальное решение провести 29 июня и 30 июня пробные экзамены. Это позволит настроить всю систему, чтобы ЕГЭ прошел без сбоев, чтобы школьники, когда придут на экзамен, могли себя безопасно чувствовать в аудиториях», - отметил министр просвещения Сергей Кравцов.

Исходя из рекомендаций, озвученных Роспотребнадзором и Рособрнадзором, принято коллегиальное решение следом за пробными экзаменами начать этап непосредственной очной сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) с 3 июля.

В этот день пройдут ЕГЭ по географии, литературе и информатике.

6 и 7 июля пройдет самый массовый ЕГЭ по русскому языку,

10 июля – по профильной математике,

13 июля – по истории и физике,

16 июля – по обществознанию и химии,

20 июля – по биологии и письменной части ЕГЭ по иностранным языкам,

22 и 23 июля пройдет устная часть ЕГЭ по иностранным языкам.

Резервные дни запланированы на 24 июля (по всем учебным предметам кроме русского языка и иностранных языков) и 25 июля – по всем учебным предметам.


Наталья Вадимовна Азарова
Всероссийская акция в поддержку выпускников «Последний звонок – 2020»

Присоединяйся к просмотру трансляции Всероссийской акции в поддержку выпускников «Последний звонок – 2020» в формате онлайн! На официальной странице Минпросвещения России https://vk.com/minprosvet в социальной сети ВКонтакте стартует праздничный онлайн-марафон, посвященный Последнему звонку. В прямом эфире выпускников поздравят известные блогеры и медийные персоны, выдающиеся педагоги и школьники, которые поделятся с ребятами воспоминаниями о времени, проведенном в школе, об учителях, помогающих и поддерживающих их в школьные годы.

Онлайн-марафон объединит школьников и учителей со всех уголков России. На связь выйдут педагоги и учащиеся из других регионов и смогут передать свои поздравления друг другу.

В ходе онлайн-празднования будет объявлено о старте сразу нескольких акций и флешмобов, которые пройдут в социальных сетях.

Трансляция начнется 25 мая в 10 утра по московскому времени на страничке Минпросвещения России https://vk.com/minprosvet в социальной сети ВКонтакте. Не пропусти!

Подробнее на сайте Минпросвещения России


Вход