Новосибирская книга памяти

Профессиональные сообщества
Мой профиль
Сборник конференций

Проектная и исследовательская деятельность

В последние годы мы используем различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.


Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В последние годы бы используются и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы. Другими словами от школы ждут не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Инновационный поиск новых приёмов приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня, на мой взгляд, проектной и исследовательской деятельности. В основу выше сказанной деятельности положена идея о направленности  школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В основе проектной и исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проблема возникает в том, как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?  С введением стандартов второго поколения потребовалось глубокое изучение этой темы сначала учителем, чтобы учить этому детей. С этой же целью три года назад мною был выбран кружок «Мы исследователи», как, оказалось, работать  в этом направлении очень интересно.  Изучив методику проведения проектов, я попробовала разработать и провести с детьми ряд мини – проектов в 1 классе,  учебных, которые требовались по программе и внеурочных. Сначала дети не понимали, чем приходится заниматься, к сути проектной деятельности приходили постепенно, поэтапно. В первом классе были проведены такие проекты как «Осенний урожай.»Ребята приобрели первичные навыки работы над проектом и познакомились с понятием "проект". Рассмотрели овощи, подобрали цвет пластилина, обговорили форму овощей, вылепили их и поместили в корзину. «Моя малая Родина – п.Октябрьский», Коллективные проекты Коллаж «Дикие  животные» , «Домик из веток».  На уроке изобразительного искусства учащиеся  при изучении темы «Разноцветные краски» выступали в роли волшебников. Они получили зелёный цвет, смешав, жёлтую и синюю краски, оранжевый – жёлтую и красную, фиолетовый – синюю и красную. А потом, используя полученные краски, нарисовали красивый осенний ковёр. На уроке литературного чтения защищали проекты на тему «Живая азбука». Дети нарисовали буквы, картинки к буквам, подобрали загадки, стихи; работали над проектом "Азбука загадок".Они подобрали загадки о животных на каждую букву и нарисовали к ним отгадки; работали над проектом «Скороговорки». Они выяснили, зачем люди придумали скороговорки, чему они помогают научиться, когда люди пользуются скороговорками. Первоклассники подобрали скороговорки из дополнительной литературы, сделали к ним рисунки, научились их быстро и правильно произносить и провели презентацию скороговорок в классе и т.д. Уже во втором классе, прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Важную роль сыграли  занятия  «Мы - исследователи». Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание организовала в форме игры. Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:  выбрать тему, подумать, спросить у другого человека,  получить информацию из книг, понаблюдать, посмотреть по телевизору, провести эксперимент,  обсудить в группе, подведение итогов, оформление результатов,  представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, модель, план,  рисунок и т.п.);   презентация проекта.Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный. Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны. Это «Домашние любимцы»,  « Собака–  друг человека». Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний. Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?  Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный? Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать». Следующий вопрос, который я задала детям: Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме? Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию и карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта.

Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.

Для самостоятельных исследований и разработки проектов ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые мы использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств потребовалась «папка учёного». Она необходима каждому, участвующему в проектной деятельности. В эту папку ребёнок собирает весь накопленный материал по выбранной теме. Работа над проектом. На этом этапе в работу я предложила включиться всему классу. Моя задача состояла в том, чтобы помогать и консультировать юных учёных. Начали мы как обычно – с выбора темы. Я предложила ребятам  по выбору тему « Из чего сделана ручка?» или ,какой - либо школьный предмет главное  поиск материала не должен вызвать у них затруднение.

Чтобы частично помочь поисковую работу, я приносила в класс энциклопедии, справочники, где дети могли поискать материал по данной теме. На уроках я использовала задания, где опять фигурировали тексты и задания по теме. Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали на листочках и складывали в свои папки. На каждом листке указывается источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурируют и определяют главное и второстепенное, дают определение основным понятиям, отбирают наиболее интересные и неожиданные факты и данные. И вот через неделю прошло итоговое занятие, каждый участник представил свою работу, в которой были и записи и рисунки. Сообщения по результатам мною рассматривалось, как взаимное обучение детей. Каждый докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, но и постараться передать эти сведения одноклассникам. Хотя и материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, в данном случае важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности. Мои дети легко включились в спор, задавали друг другу вопросы. В конце занятия, я поощрила всех участников, не только за интересные работы, но за активное участие в обсуждении работ. И так  я убедилась, что данная технология может быть широко использована на уроках. И она способна принести большой эффект. Во втором классе также были проведены проекты: «Будь природе другом»;« Рифма» они узнали, что такое «рифма», находили в стихотворениях слова, которые рифмуются, исследовали рифмующиеся слова в скороговорках. Второклассники с удовольствием читали стихи, сочиняли их продолжение, соблюдая ритм и рифму. Затем каждый ученик составил словарик собственных рифм; « Письмо Деду Морозу» учащиеся  дома нарисовали Деда Мороза, а на уроке русского языка написали ему письма с просьбой о подарках к Новому году. В письмах дети просили Деда Мороза, чтобы он сделал им подарки к Новому году. Свои письма ребята прочитали всему классу; « Красная книга или возьмём под защиту» дети рассмотрели Красную книгу России, НСО и составили свою Красную книгу, в которой рассказали об исчезающих животных и растениях и т. д.

В третьем классе я продолжила  работу, над обучением написания проекта. Мы с ребятами учимся ставить проблему, из неё выдвигаем цель, ставим задачи и решаем их, что- то получается, что- то ещё не получается, но мы продолжаем учимся. В процессе решения у нас родился план работы над проектами:  Определить тему проекта. Определить участников своего проекта.  Определить проблему проекта. Найти, предложить и обсудить пути решения данной проблемы. Определить и оформить конечный результат работы.  Защитить проект перед другими группами, учащимися.  Принять участие в обсуждении проектов других групп или учащихся. Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Следует стремиться к максимально возможной на данном уровне самостоятельности учащихся в исследовательской деятельности, трезво оценивая их возможности и не пуская работу на самотек. При этом  моя роль, как учителя, должна меняться в зависимости от достигнутого этапа. Она наиболее значима при определении основного замысла и планировании, так как учащиеся, как правило, затрудняются сформулировать цели и задачи проекта, отобрать литературу, которая бы соответствовала их возрасту, найти оптимальную структуру. Значительно осторожнее я старалась вмешиваться в принятие решений и выполнение проекта, пробуя активизировать процесс анализа выполненной работы,  помогая выяснять причины удач и неудач.Ещё одна моя задача, как  педагога, заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес – выбор – успех (неуспех) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия. Результативность работы над проектом определяется в том числе и по таким критериям, как формирование учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением, способности радоваться чужим успехам. Для детей на информационной доске я повесила более упрощенный план исследования: Что я знаю? Что я ещё могу узнать и где?   У родителей.  У учителя. Из книг. В Интернете. У друзей. Что я могу рассказать другим о том, что я узнал? В 3 классе были проведены такие проекты как: «Семья слов», «Тайна имени», « Задачи- расчёты», «Школа кулинаров»и т. д.На уроках окружающего мира ученики  работали над исследованием тел, веществ и частиц. Ребята приводили примеры, определяли его вещество и частицы. Ставили опыты и пришли к выводу, что любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела состоят из веществ, а вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом, частиц.

В 2013 году приняли участие в районной практической конференции « Первые шаги в исследовательскую деятельность» с двумя работами « Моё село – Октябрьское», « Читай-ка о  Живульках». Первый проект отмечен сертификатом, второй  дипломом, похвальным листом.

Отмечу положительные моменты работы над проектом: Воспитание навыков самостоя­тельности, ответственности. Выработка умений работать с ли­тературой, выстраивать диалог с од­ноклассниками, с взрослыми. Расширение кругозора учащихся. Изменения в отношениях между учащимися. Поддержка проектной деятельности администрацией школы.

  Наряду с положительными момента­ми работы в  данном направлении следует отметить и отрицательные: пассивное участие некоторых учащихся в про­ектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некото­рыми учащимися собственных сил: не все дети, взявшись за проект, могут довести дело до конца.

Итак, благодаря использованию проектной и исследовательской деятельности повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

 
Комментарии
 
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Очень важная и нужная работа.Успехов в работе!

Вход