Новосибирская книга памяти

Личность

Светлана Викторовна Королькова: «Только за учительским столом я вижу проблемы школы»

09.10.2020
Светлана Викторовна Королькова – заместитель начальника управления образования администрации Искитимского района, учитель русского языка и литературы школы поселка Маяк. Победитель регионального этапа и лауреат Всероссийского XXIV конкурса «Учитель года».
Педагогический стаж – 23 года.

Роман с географией

Моя жизнь полна удивительных событий. В 1998 году после окончания Черепановского педагогического училища по специальности учитель начальных классов я пришла устраиваться в маленькую сельскую школу в поселке Маяк Искитимского района. Это единственное образовательное учреждение в поселке, в котором в классе в среднем от двух до 10-15 учеников, а общая численность никогда не превышала 100 человек.

Не секрет, что в таких малокомплектных школах педагоги ведут предметы не по профилю. В тот момент требовался учитель географии. Директор Сергей Юрьевич Крупин говорит мне: «Вот у вас в руках диплом с отличием, вы, наверное, неплохой молодой учитель. Но нам нужен не учитель начальных классов, а географии».

Да, я люблю этот интересный предмет, но вряд ли смогу вести занятия на профессиональном уровне, подумала я. Замешкалась и хотела уже отказаться участвовать в этом своеобразном эксперименте, но вдруг директор говорит ключевую фразу, которая прозвучала как вызов: «Если вы заявляете о себе, как о специалисте с красным дипломом, наверное, у вас есть желание и стремление познать что-то новое, преодолевать стоящие перед вами препятствия, поставить задачу и решить ее».

Я согласилась попробовать. Конечно, это был трудный год. Хорошо, что часов было немного, всего 9 уроков, и я не была замужем, могла все свое свободное время уделить школе, детям и глубокому изучению географии. За год я так полюбила этот предмет, что преподавала его 20 лет. Так случился мой роман с географией.

Педагогические эксперименты продолжаются

Впереди меня ждал еще один эксперимент, уже по моей воле. Я все же решила попробовать себя в роли учителя начальных классов – той специальности, по которой училась и в вузе, и в училище. Но через год поняла, что это не мое. Очень признательна Сергею Юрьевичу, за то, что много лет назад он разглядел во мне преподавателя географии. Под его чутким руководством я много лет проработала в дружном и сплоченном коллективе. Я действительно полюбила эту науку, она стала для меня близкой и родной. 

Спустя годы в моей родной школе потребовался учитель русского языка и литературы. Мне снова напомнили о моем красном дипломе. За плечами уже был опыт, но я понимала, что русский язык – обязательный предмет государственной итоговой аттестации. И того, что я хорошо знаю этот предмет и много читаю, недостаточно. Я прошла курс переподготовки и повышения квалификации в Алтайском государственном университете и получила диплом с правом преподавания русского языка и литературы. И в течение 15 лет веду уроки по этим предметам.

Только за учительским столом я вижу проблемы школы

В 2017 году в моей жизни произошло знаменательное событие – я стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года» и вошла в число лауреатов на федеральном уровне. С этого момента моя жизнь кардинально изменилась. Меня сначала пригласили работать в учебно-методический центр Искитимского района, чуть позже, в феврале 2018 года, Леонид Осипович Жуков, начальник управления образования администрации Искитимского района, предложили мне должность заместителя. Я согласилась, но из школы не ушла.
Да, я могла не разрываться, а полностью посвятить себя новой работе или выбрать другое более престижное учебное заведение, находящееся ближе к дому. Но я предпочла остаться в типовой малокомплектной школе, потому что глубоко убеждена, что невозможно управлять системой образования и эффективно ее выстраивать, не бывая в тех школах, которыми управляешь. Для меня было принципиально важно, приходя на должность заместителя начальника, оставаться учителем.

Пока три раза в неделю перешагиваю порог школы, пока общаюсь с педагогами не как управленец, а как их коллега, пока смотрю в глаза детям, я чувствую себя полноценным участником системы. Только за учительским столом я вижу недостатки и трудности и знаю, как их решить.

Поскольку я работаю 23 года учителем и по совместительству около двух заместителем начальника   районного управления образования, меня часто спрашивают, что мне больше нравится?

Открывая школьную дверь, я ощущаю себя простым сельским учителем. Когда ко мне приходят за советом, то обращаются ко мне не как к управленцу, а человеку, обладающему определенными методическими навыками. И школа только выигрывает от этого.

Но и работа в администрации мне интересна и близка по духу. Управление образованием помогает школам разобраться во всех хитросплетениях современного законодательства, выстроить эффективный учебный процесс, отвечающий лицензионным требованиям. Мы занимаемся подбором кадров для школ, созданием резерва руководителей, следим за траекторией их профессионального развития.

В «Точках роста» будут рождаться и воплощаться в жизнь любые проекты

В последние годы одной из основных наших задач является внедрение в муниципалитете национального проекта «Образование», в частности, «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего».

На мой взгляд, создание Центров «Точка роста» – единственный проект, который направлен на развитие способностей сельских ребятишек. Он предусматривает равные возможности для всех детей, доступ к современной ресурсной базе.

1 сентября мы открыли в районе два таких центра: в селе Бурмистрово и школе №4 рабочего поселка Линёво. Мальчикам и девочкам показали классы, оснащенные по последнему слову техники, многие из них впервые воочию увидели 3D-принтер, шлемы виртуальной реальности и многое другое. А когда им сказали, что они будут учиться на этом оборудовании, радости не было предела.

Стоит отметить, что не только школьники, но и глава района Олег Владимирович Лагода, побывав на торжественном открытии «Точки роста» в Линёво, был впечатлен созданным здесь образовательным пространством.

Мы акцентируем внимание на том, что эти Центры рассчитаны не только на учащихся школ, но и всех жителей данной местности. Оборудование Центров позволяет каждому заниматься проектной деятельностью. В «Точках роста» будут рождаться и воплощаться в жизнь любые проекты. Сейчас ведем разъяснительную работу с населением и приглашаем всех желающих посещать образовательное пространство и разрабатывать идеи по благоустройству района и улучшению собственной жизни.

Другая задача, стоящая перед нами, – это развитие компетенций взрослого населения и в первую очередь учителей. Конечно, реализация проекта требует огромных затрат. Прежде чем учить ребенка, надо педагогу овладеть современными навыками и знаниями. В наше быстро меняющееся время учителю надо быть готовым учиться и повышать квалификацию постоянно.

Цель проекта – «расшевелить» устоявшийся коллектив

Полностью согласна с фразой, что кадры решают все. Да, надо обновлять материально-техническую базу школ. Но больше всего мечтаю об учителях, молодых, креативных, готовых менять мир и меняться самим. Мне кажется, мы нащупали ту ниточку, которая может привести нас к осуществлению этой мечты.

У нас есть еще одна удивительная программа - «Учитель для России». В 2020 году Новосибирская область вошла в число пилотных проектов. Нашему району повезло, ведь только три муниципалитета – Черепановский, Искитимский районы и город Искитим – попали в данный проект.

В район из разных точек нашей необъятной страны приехали 14 молодых, амбициозных, высококлассных специалистов. Они не педагоги, но прошли летний университет, методическую подготовку и с 1 сентября преподают в школе.
В среднем получается, что в пяти образовательных учреждениях сейчас работают по три новых специалиста. Для сельской небольшой школы, где трудятся около 12-15 учителей, такое число считается весомым.

Их задача – произвести переворот, решить проблемы, сделать жизнь детей в школах насыщенной и интересной. Так, одна молодая учительница, Александра Ситнова, – сертифицированный преподаватель по трем языкам. Появилась возможность детям изучать второй иностранный язык, например, китайский. А ведь до начала программы районные школы испытывали нехватку кадров в этом вопросе.

Мы возлагаем большие надежды и на молодую спортсменку, разрядника Милену Глухову, которая будет вести физкультуру в МКОУ «СОШ с. Белово». Талантливый преподаватель сможет проявить у ребят интерес к спорту, к здоровому образу жизни. И таких примеров много.

Хочу особо подчеркнуть, что цель проекта – «расшевелить» и наполнить устоявшийся коллектив новыми специалистами, открытыми всему новому, способные заряжать энергией и вести за собой. Программа призвана решить проблему неравного доступа детей к качественному образованию.
Хотя прошло немного времени, директора школ уже положительно отзываются о них. Речь идет не только о проведении традиционных уроков, но и о воспитательной работе. Участники программы «Учитель для России» меняют мир вокруг себя, говорят с детьми на одном языке, смотрят вместе мультфильмы и киноленты и обсуждают актуальные для подростков темы. Жаль, что по проекту новые учителя приглашены в область всего на два года. Очень хотелось бы, чтобы кто-нибудь из них остался с нами навсегда.


  


   


  




Образование. Новосибирский государственный педагогический университет, специальность – учитель начальных классов.

Авторитет в педагогике. Много читаю трудов современных и маститых педагогов. Но Януш Корчак навсегда вошел в мою душу. Он мне близок в вопросах воспитания. Корчак утверждает, что надо учить детей не только любить, но и ненавидеть. Действительно, все мы воспитываем ребят на положительных жизненных примерах. Мы говорим, нужно быть добрым, нужно жить с миром в душе. А Януш Корчак говорит, что помимо этого, еще надо уметь противостоять лжи, нужно уметь ненавидеть то, что неприемлемо для твоей совести, надо уметь бороться за себя, свои идеи и убеждения. Он повторял: чтобы педагогу воспитать личность, нужно личностью быть самому.

Историческая личность. Меня всегда привлекают неоднозначные личности, считаю, что великие люди никогда не были простыми, они противоречивые. Поэтому сразу назову Петра I. Великий реформатор, человек, который никого не щадил и, прежде всего, самого себя. Он умел ставить высокие цели и достигал их любым способом, порой ценой дружбы, здоровья. Но все реформы осуществлены во имя будущего, процветания России.

Любимые книги. «Мастер и Маргарита» Булгакова. Для меня это роман о душе, роман о том, что такое истина и милосердие, что трусость – самое страшное в человеке качество, а высшая ступень – это всепрощение. И мне самой еще очень далеко до этих самых высоких ступенек. Это произведение заставляет нас задуматься над тем, как жить, чтобы двигаться вперед. Наконец, это роман о том, как надо любить.
Из современной литературы в последний год увлекаюсь произведениями Евгения Водолазкина. По порядку прочла все его романы, начиная с «Авиатора». К сожалению, «Лавр» я не смогла до конца осилить, слишком тяжелым он оказался из-за собственных переживаний.
Недавно закончила «Брисбен», последний роман автора. Эта книга о недосказанности, она не дала ни одного ответа, но заставила меня думать. Мне очень нравится фраза из нее «Если под ногами шатается земля, держись за небо». Автор также говорит читателю, что мечта не должна заслонять реальную жизнь и нужно уметь радоваться каждому мгновению.

Любимое кино. Совсем нет времени смотреть фильмы. Когда стоит выбор между кино и книгой, я выбираю книгу.

Хобби и увлечения. У меня одно единственное хобби – я много читаю. Книги вошли в мою жизнь в раннем детстве и остались там навсегда. К сожалению, я не умею вышивать, шить и хорошо готовить, но обожаю читать, размышлять над прочитанным, сравнивать и анализировать. Ведь книги помогают найти ответы в собственной непростой жизни.


Разговаривала Алеся Воякина

Вход