
Завтра начинается сегодня
Футурологическое эссе
Беседую с молодой красивой женщиной, преподавателем немецкого и английского языков Еленой Владимировной Бефус. В новосибирской средней общеобразовательной школе номер восемьдесят два она учит английскому ребятишек. Тех, кто в начальных и пятых классах.
|
И действительно, Елена Владимировна в самом начале своего учительского пути. Ей всего-навсего двадцать восемь лет. Стоп…
Я вдруг осознал, что разговариваю с человеком из будущего… С учителем из будущего. Она и через тридцать лет будет преподавать и английский, и немецкий, а может быть, ещё какой-нибудь иностранный язык. Но какие у меня есть основания предполагать, что она не оставит учительство? Не перейдёт, скажем, в турбизнес или не станет переводчиком? Там есть места хлебные. Ну, так и давай ответь себе на эти вопросы. Прежде чем толковать о будущем.
Из нашего разговора я узнал, что Елена Владимировна сибирячка. Родилась в селе с красивым названием – Преображенка. Это в Кемеровской области. Семья самая обыкновенная: отец инженер-механик, мама бухгалтер. Фамилия Зыковы. Училась в сельской средней общеобразовательной школе, откуда и поступила в Новосибирский государственный педагогический университет. Я, признаться, порадовался за эту школу и за многие другие наши сельские школы, которые при всех тамошних трудностях могут подготовить выпускников, которые вот так «на раз» могут поступить в вуз.
– А почему выбрали педагогический?
– Я подозреваю, что не я выбрала профессию, а профессия меня. Я уже в детстве, вы только не улыбайтесь, мечтала стать учительницей и, как многие девочки, играла «в школу». «Учила» свои игрушки. А ещё мы с двоюродной сестрой любили, изображая учительниц, учить младшего братишку. Позже, уже в школе, мне нравились уроки немецкого языка, а в одиннадцатом я уже точно понимала, что иностранный язык – моя будущая профессия. Безусловно, большую роль сыграла в моём выборе учитель немецкого языка в моей школе Елена Юрьевна Орёл, мы до сих пор с ней общаемся, и она очень гордится тем, что я не свернула со своего пути…
Журналист, прежде чем разговаривать с героем своего будущего очерка, обязательно старается узнать в его биографии какие-то значимые факты, поступки, события. Так вот я узнал, что в две тысячи пятнадцатом году Елена Владимировна со своими учениками участвовала в городском гуманитарно-просветительском проекте «Имена, опалённые войной». Её команда была в числе победителей.
– Вы знаете, помните тех из ваших предков, кто воевал в Великую Отечественную?
– Да, трёх прадедов. Василий Осипович Фоков, воевал на Советско-финском фронте. Умер от тифа в госпитале. Спиридон Арсентьевич Нестеров, пропал без вести под Москвой. В последнем письме сообщал, что «под Москвой страшные бои». Дмитрий Никифорович Зыков воевал под Ленинградом. Умер от ран в феврале сорок четвёртого. Множественное ранение грудной клетки…
Слушаю Елену Владимировну и отмечаю – в их семье даже в четвёртом поколении помнят своих родных, воевавших на фронтах Великой Отечественной. И ещё. Какую всё-таки глубокую рану оставила в душах наших людей эта война. Боль от неё чувствуют даже правнуки тех, кто сражался с врагом.
Теперь о дне сегодняшнем. Елена Владимировна пришла в школу как учитель немецкого языка. Преподавала в старших классах. Параллельно совершенствовала знание английского. Через два года прошла переподготовку в НИПКиПРО на кафедре гуманитарного образования и с две тысячи пятнадцатого преподаёт английский язык в начальных и пятых классах. Участвовала в различных профессиональных конкурсах. Становилась призёром. Состоит в Ассоциации молодых педагогов Дзержинского района и городском клубе молодых педагогов «Молодые лидеры образования». В сентябре прошлого года избрана президентом этого клуба … Да! Кроме этого она – администратор группы «Сибирская ассоциация учителей и преподавателей иностранных языков».
Всё. У меня достаточно оснований полагать, что Елена Владимировна не оставит педагогическую деятельность. Это её призвание. Это её настоящее и будущее.
– Как вы думаете, почему одному ребёнку иностранные языки даются легко, а другому трудно?
– Есть мнение, что в основном это зависит от склада ума. У кого-то он технический или, можно сказать, математический, и поэтому такие ребята увлекаются математикой, физикой, химией, информатикой и подобными предметами. У кого-то склад ума гуманитарный, поэтому им легче усваивать историю, русский язык и литературу, иностранные языки…
– В таком случае как вы преподаёте иностранный язык детям, у которых именно технический склад ума?
– Для таких ребят я стараюсь готовить задания на логику, чтобы что-то соотнести, подставить и так далее. К некоторым ребятишкам нужен вообще абсолютно индивидуальный подход. Есть у меня такой ребёнок, у которого, вероятно, очень хорошо развиты оба полушария мозга, он быстро всё понимает и быстро выполняет задания. Он не может ждать, пока остальные ребята ответят или напишут, он начинает баловаться, отвлекать других учеников, поэтому приходится переносить его внимание на дополнительные задания.
– В какой степени преподаватель иностранного языка может учить ребёнка доброте, состраданию, воспитывать у него способность сопереживать, желание быть честным, справедливым? Или подобные функции на уроке иностранного языка не предусмотрены?
– Почему же!? На уроках иностранного языка нетрудно прививать ученику такие качества характера. Как правило, это делается через тексты, диалоги или видеозарисовки, прочитав или просмотрев которые, учитель обсуждает с детьми и побуждает их сделать выводы о том, что «хорошо», а что «плохо».Например, я так знакомила второклассников с прилагательными bad – плохой, happy – счастливый, sad – грустный, good – хороший, funny – смешной… Им нужно было придумать одно предложение-характеристику на английском языке о том, почему человек может быть плохим, хорошим, грустным или счастливым. Ребята справились и были очень довольны, что у них это получилось. Они сами сделали выводы, как нужно поступать, чтобы не огорчать родителей, близких людей и просто окружающих…
– Елена Владимировна, а каким вы представляете будущее нашей школы, например, через лет тридцать?
Она задумывается. Я понимаю её. Она не футуролог. Её волнуют сегодняшние проблемы общеобразовательной школы. Проблем этих достаточно. А будущее…
– Не берусь предсказывать. Через тридцать лет… Это две тысячи сорок седьмой год. Столько всего может измениться. Да. И в технике, и в технологиях, и вообще в социуме. Начинаешь фантазировать на эту тему, и голова идёт кругом. Уверена только в том, что профессия учителя будет и в том далёком завтрашнем дне…
В нашем разговоре возникает долгая пауза. Ох, Елена Владимировна, какой же вы замечательный оптимист. Хотя в двадцать восемь лет это вполне естественно. Но я надеюсь, что вы оптимист неисправимый. Только вот много, очень много желающих поколебать вашу веру, да и мою тоже, и опустить так всегда ценимое звание – Учитель – до инструктора по нажиманию кнопок на клавиатуре ноутбука. Вспомните хотя бы цитату из речи того министра-реформатора – «порок советской школы заключался в том, что она стремилась воспитать человека-творца, задачей же школы РФ является подготовка квалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими».
Вот так. «Ах ты, лукошко российского глубокомыслия» (Дмитрий Писарев, публицист и литературный критик). Но это здесь, у нас. Это доморощенное. А загляните в Интернет. Что там говорят западные высоколобые умы! Успешные. Креативные. Заслушаешься.
«Мир, в котором вы живёте, устарел! Его язык устарел! Его ценности устарели».
«Когда вы разрушаете устои, укоренившиеся в сегодняшнем обществе, вы заставляете людей двигаться в новом направлении».
О, да. Это мы сегодня слышим постоянно… Установочки на будущее.
«Какой дедушка?! Какая бабушка?! Смешно. Анахронизм! Что они могут дать современному ребёнку, вооружённому гаджетами!?»
«Кто? Мама? Папа? Нет! Родитель номер один и родитель номер два. Нужно изменить взаимоотношения между людьми так, чтобы мужчины и женщины не получали раздельные роли».
«Что? Мальчик или девочка? Нет! Только ребёнок. Когда вы, к примеру, даёте девочке куклу, вы делаете установку на будущее. Вы начинаете манипулировать людьми!».
«Вы сказали «учитель»?! Он навязывает ребёнку своё мнение. Нет! Консультант по поиску информации в Интернете. Современные компьютеры, вычислительные машины уже могут обрабатывать более пятисот триллионов единиц информации в секунду. Через двадцать лет человеческий труд потеряет свою значимость».
Или вот ещё парочка их установок на будущее.
«…Уместна ли вообще такая вещь как оригинальность. В ближайшие несколько лет слово оригинальность уйдёт той же дорожкой, что и все остальные грубые и вульгарные выражения».
«…Многие говорили, что хотели найти себя. Это очередная нелепость. Вы никогда не сможете найти себя, если вы читаете, интересуетесь новыми идеями… Какого себя? Нет никакого себя!».
Если вы на примере художников и скульпторов эпохи Возрождения цените гармонию внешней и внутренней красоты человека, совершенство линий и пропорций тела, то, боже мой, как вы заблуждаетесь! Ваши романтические рассуждения на эту тему западный футуролог оборвёт примерно такой тирадой: «В медицинских вузах учат, как прекрасен человеческий организм. Он прекрасен? Это вовсе не так! Вам внушили набор фальшивых искусственных ценностей!»
Подобные оракулы как-то бочком, бочком обходят тот факт, что ни один суперпуперкомпьютер не сравнится по своим возможностям с человеческим мозгом. Но если мы будем снисходительны и всё-таки согласимся с таким сомнительным утверждением, то следует признать – множество умников хотят превратить наш мозговой суперкомпьютер в арифмометр.
В школе, в нашей школе ребятам рассказывают об учёных, сделавших замечательные открытия в различных областях науки: Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Луи Пастер, Дмитрий Менделеев, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор…
Заглядываю сегодня в новостной портал Русской службы Би-Би-Си: «Учёные выяснили, почему шнурки всё время развязываются. Вы надеваете ботинки, завязываете на них шнурки потуже, но через какое-то время они все равно развязываются. Почему? Полное описание экспериментов и их результаты опубликованы в журнале "Известия Королевского научного общества"».
Животрепещущая проблема, не правда ли? Открытие, достойное книги великого насмешника Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера в Лапуту». Пробегитесь в Интернете по теме «современная наука». Вы там ещё и не такое найдёте.
Чтобы после подобных экскурсов восстановить травмированную психику, читаю результаты экспресс-опроса учащихся о том, каким они видят будущее школы и обучение иностранным языкам. Такой урок провела Елена Владимировна в средних и старших классах. Представления о будущем участников экспресс-опроса иногда наивные и категоричные, но всегда искренние и никогда агрессивные.
Вот кусочки ответов:
«Несомненно, в будущем будет всплеск образования, который будет мотивирован новыми технологиями».
«Через двадцать лет наша страна выйдет на ведущие позиции в преподавании иностранных языков».
«Учащийся будет лично сам себе выбирать наиболее важные предметы».
«У всех будут только гаджеты – электронные тетради, дневники и прочее. Школа будет многоэтажной и везде эскалаторы, лифты».
«Изучение иностранных языков потеряет смысл потому, что учёные изобретут устройства, с помощью которых люди смогут общаться на разных языках».
«Школ не будет. Люди будут не выходя из дома получать образование».
«В будущем можно будет экспериментировать. Например, очень интересный способ изучения иностранного языка – преподавать на нём географию».
«Возможно, что английский, немецкий и французский включат в обязательные. Мне не особо нравится такой расклад потому, что у моих детей учёба будет отнимать всё свободное время».
«Нельзя выучить другой язык, уча его раз в неделю, и не практикуя разговорную лексику. Давайте это в будущем изменим».
«Каждый язык по-своему выражает поведение и эмоции человека. Обучая школьников иностранным языкам, их будут вывозить куда-нибудь за пределы РФ в другие страны для практических занятий»…
Прочёл. Успокоился и придумал заголовок к моему эссе – «Завтра начинается сегодня».
По-моему, подходит. Правда?
Владимир Пискарёв