Материал урока «Автомобилестроение мира» сегодня актуален, так как многие подростки 10-11 классов обучаются в автошколах; их родители имеют автомобили, и на наших авто дорогах часто совершаются аварии как по вине пешеходов, так и самих водителей. Данный учебный материал нигде не конкретизируется, его нет в методических разработках и он не выделен для изучения отдельной темой урока.
Планирую и провожу данный урок с целью создания условий, при которых обучающиеся учатся самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из различных источников информации, приобретают коммуникативные умения; работая в группах; развивают исследовательские умения (выявление проблем: социальных, экономических, экологических, жизнеобеспечения, сбор и обработка информации, составление тематической карты), развитие системного мышления и осознанного поведения при работе с автосредствами.
Тема урока. Автомобилестроение мира (1 час) 10 класс
Цель: сформировать знания об автомобилестроении мира, определив его значение в жизни населения разных континентов Земли.
Задачи :
- Образовательные: расширить, обобщить и закрепить знания об автомобилестроении, его роли в мировом хозяйстве, значение в жизни человека.
- Развивающие: развивать коммуникативную, информационную культуру школьников, навыков самостоятельного поиска новых знаний, работы с различными источниками информации.
- Воспитательные: воспитание осознанного поведения на дороге, выполнение правил дорожного движения, умение слушать собеседника, восприятие цвета оформления работы.
Оборудование: тетрадь по географии, карта «Машиностроения мира», при возможности компьютер один на группу в 3-4 человека.
Методы и приемы: эвристическая беседа, обсуждение, элементы технологии критического мышления, исследовательской деятельности, картографической грамотности.
Тип урока – изучение нового материала, автоярмарка «Автоэкспо».
Планируемые результаты:
- Прочные знания об автомобилестроении мира
- Составление новой карты «Автомобилестроение мира»
- Защита презентаций по мировым автоконцернам
Межпредметные связи: экономика, экология, социальная и экономическая география России, ОБЖ.
Опережающие задания: работают в пяти группах по предложенным вопросам.
План урока.
Структура урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
I. Организация класса |
1.Организационный момент | Дежурный класса докладывает о составе учащихся на уроке. | Принимает доклад |
2. Целеполагание и определение задач урока. | Учащиеся записывают тему урока в тетради, определяют цель и задачи урока, отвечают на вопросы фронтальной беседы, а по ее завершению объясняют актуализацию темы изучения географии автомобилестроение мира, план работы в группах, критерии оценивания ответов, отчетов, презентаций | Слайд №1 Тема урока: «Автомобилестроение мира» Учитель актуализирует тему: «Автомобиль сегодня для населения мира – средство передвижения или роскошь?» (попробуем доказать в каких районах Земли и странах роскошь, а где средство передвижения, транзит товаров?!). Организует фронтальную беседу: - Имеется ли автомобиль в вашей семье?
- Солько автомобилей в вашей семье?
- Для чего вам автомобиль? (функции и значение)
|
II. Воспроизведение опорных знаний из курса экономической географии России (9 класс) |
1. Структура машиностроительного комплекса, его роль в народном хозяйстве | Соотносится с картой атласа «Машиностроение мира» | Выполняют задания: 1. Вспомните из курса 9 класса о значении машиностроения в экономике страны в период ее модернизации и составе (отрасли) |
2. Факторы размещения машиностроения | Работают со слайдом №2, в тетради со схемой №1, а 1 ученик у доски. Затем работа проверяется по парам. | 2. Найдите соответствие между фактором размещения и отраслью машиностроения. |
III. Изучение нового материала |
- Автомобилестроение мира. Основные особенности производства
| Работа в группах: А) Сотрудники ДПС; Б) Экологи; В) Маркетологи; Г) Таможенники; В) Торговые представители автокомпаний. Отвечают на вопросы заданий, защищают мини-исследование, презентации. | Координирует работу в группах по защите отчетов, мини-исследований и презентаций «Автоэкспо». |
2. География размещения автомобилестроения | 2. Составляют карту «Автомобилестроения мира» | Оказывает помощь в составлении карты. |
3.Рефлексия | 1.Заполняют таблицу №1, оценивают работу групп и в парах | Задания слайд №3: 1. Заполнить таблицу №1 |
4. Домашнее задание | Записывают домашнее задание. Найти соответствие между маркой автомобиля и страной производителя: Марка авто страна 1.«Роллс-Ройс» А) Франция 2. «Форд» Б) Япония 3. «Пежо» В) Италия 4. «Фиат» Г) Англий 5. «Хонда» Д) США 6. «Ниссан-Мотор» 7. «Дженирал-Моторс» 8. «Тойота» | Задание на слайде № 4 В последние время на территории России (в Калининградской Ярославской и Новгородской областях) иностранные автокомпании размещают совместные предприятия: А) Назвать и обосновать основные факторы размещения данных производств в России; Б) Выделить преимущества и недостатки производств для России и иностранных компаний. |
Схема №1. Факторы размещения машиностроения
Задание: Соотнести стрелками факторы размещения к отраслям машиностроения
Факторы размещения | Отрасль машиностроения |
Наукоемкий | Судостроение |
Металлоемкий | ЖД машиностроение |
Транспортный | Автомобилестроение |
Потребительский | Электротехническое |
Трудовые ресурсы | Сельскохозяйственное |
Задания для групп:
1. Сотрудники ДПС
1) Ваше отношение к новому способу прохождения техосмотра?
2) «+»и «–» для безопасности движения отдельных иномарок автомобилей.
2. Экологи
1) Определить «экологичность» работы двигателя по выбросам газов в атмосферу
2) Определить уровень зараженности автомобилей, поступающих их Японии.
3.Маркетологи
1) Провести маркетинговое мини-исследование: «Какие марки автомашин чаще всего пользуются спросом у населения мира?».
4.Таможенники
1) Определить страны – лидеры по автомобилестроению, проверки полноты документов ввоза в страну.
2) Определить уровень профессиональной подготовленности работников таможни.
5.Торговые представители автокомпаний:
1) Оценить стоимость данной марки автомобиля;
2) Ее преимущества перед другими авто;
3) Создать рекламу данной продукции;
Заполнить таблицу №1. «География размещения автомобилестроения мира»
Отрасль машиностроения | Страны-лидеры производства автомобилей | Факторы размещения | Особые примечания |
автомобилестроение | | | |
Использованная литература
- Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10 класс М, «ВАКО», 2006.
- Трофимов Д.А. Миграция автомобильной промышленности в развивающиеся страны. Журнал «География и экология в школе 21 века» №2. 2007 год.
- Интернет-ресурсы:
4. Презентации