МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МЕТОДИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИАЛОГ И СОТРУДНИЧЕСТВО
В рамках реализации программы профильной смены
«Путешествие по островам клавиатуры»
Автор: Налимова Марина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории.
Бердск, 2011
Номинация «Диалог и сотрудничество»
На IV областной конкурс «Педагогическая инициатива в сфере информационных технологий» в номинации «»Диалог и сотрудничества» представлен материал из опыта проведения с 2007 года профильной смены «Путешествие по островам клавиатуры», организованный для обучающихся творческой лаборатории «Байт» и детей – новичков.
За основу разработки программы профильной смены «Путешествие по островам клавиатуры» взята методическая разработка урока «Путешествие по островам клавиатуры» преподавателя Щербаковой Р.Б. по дисциплине «Информатика» для преподавателей и студентов Коломенского медицинского колледжа.
Основной целью организации профильной смены «Путешествие по островам клавиатуры» является: создание необходимых условий для участия в деятельности по сбору информации для создания газеты посредством освоения клавиатуры.
Актуальность организации профильной смены определялась запросом со стороны обучающихся лаборатории информационных технологий «Байт», детей - новичков и их родителей.
Приобретение детьми опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, позволили реализовать их интеллектуальные, творческие и социальные потребности в период летних каникул.
Приоритетным для программы «Путешествие по островам клавиатуры» явилось формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности обучающихся - формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме:
· определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
· самостоятельно создавать алгоритмы для решения задач творческого и поискового характера;
· осуществлять поиск и оценку информации по заданной теме в источниках различного типа;
· использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;
· осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы
Программа профильной смены «Путешествие по островам клавиатуры» была рассчитана на детей в возрасте 10 - 13 лет. Срок реализации 18 дней. Основная идея программы заключалась в проведении длительной игры по «островам клавиатуры» (Приложения №№ 5, 8). В Городском центре детского творчества находился Информационный центр. «Информационный центр» - объединение детей, занимающихся в компьютерном классе, целью которого являлось освещение жизнедеятельности лагеря дневного пребывания. Участие в деятельности Информационного центра позволило ребенку ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, дало возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению.
В состав информационного центра входили все участники профильной смены лагеря дневного пребывания.
Основные направления деятельности центра:
· оформление кораблика «Мышка» (Актовый зал) и организация его деятельности;
· выпуск газеты «Дети говорят», освещающей наиболее важные события из жизни детей;
Легенда
В Творческую лабораторию «Байт» пришла телеграмма о помощи. В Телеграмме загадочные слова … Сказав эти слова, ребята попадают на кораблик «Мышка». Путешествие начинается…
Первый сбор информации проходит в первый, второй день смены:
· Подготовка первого листа газеты «Дети говорят». Ребята выбирали задания:
· написание легенды;
· смешные пословицы;
· «Мне запомнилось в первый день …»
Включение детей в деятельности по созданию газеты осуществлялось через конкурсы, тематические занятия, набор текстов.
Конкурсы.
В течение смены проводились следующие конкурсы:
- Конкурс легенд;
- Конкурс стихотворений о лагере и об Островах;
- Конкурс на лучшую услышанную шутку;
- На самый интересный рассказ о жизни ребят.
- Сочинение! «Я вчера, сегодня, завтра»;
- «Мой портрет» - ассоциация;
- «Мое путешествие» (рисунки, сочинение и др.)
Все конкурсные работы входят в газету «Дети говорят».
Выпуск газеты.
В профильной смене вышло 9 страниц газеты. Газета выпускалась через день. Она представляют собой своеобразный отчет о деятельности ребят. В газете были отражены услышанные шутки, интересные мнения, фото, т.е. материалы, которые отражают прошедший день.
Примерная тематика газеты:
- «Что могут наши руки при умной голове?» - информация о делах лагеря и наиболее интересных отрядных мероприятиях;
- «Палитра смеха, радости» - смешные фразы, кроссворды, объявления;
- «Реклама событий» - итоги конкурса на лучший рассказ о себе, о семье, о друзьях.
Один раз в неделю оформлялся стенд с рисунками.
Отрядный «огонек» - это традиционный вечерний сбор детей и взрослых за круглым столом, на котором подводился итог за прошедший день, обсуждались мероприятия, настроение, решались проблемы коллектива, ребенка.
В программе были использованы следующие виды «огоньков»: «огонек» знакомств, «огонек» основного периода, «огонек» итогового периода, «огонек» прощания. Кроме того, внутри «огоньков» основного периода были: «огонек» анализ дня, «огонек» анализ дела, «огонек» откровенного разговора.
В программе профильной смены «Путешествие по островам клавиатуры» были использованы следующие методы обучения: игровой с элементами частично-поискового.
Формы учебной работы:
· фронтальная работа;
· командная работа;
· работа в парах;
· индивидуальная работа.
Формы организации работы программы профильной смены «Путешествие по островам клавиатуры» лагеря дневного пребывания:
Игра – путешествие: творческие занятия – путешествия по островам, ежедневное ведение «Дневника путешественника», интеллектуальные игры, викторины, кроссворды, ребусы.
Ведущим видом деятельности являлась игра. Ведь именно в игре создаются условия для социальной адаптации ребенка, его духовного и физического развития, а также творческой самореализации.
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по островам клавиатуры» включало в себя все виды игровой деятельности детей: ситуационно – ролевые во время двухдневок:
1. Подготовка к Путешествию. (Строение компьютера - хребет Системный блок, небо Монитор, Кораблик Мышка), (3 дня).
2. Путешествие по Голубому острову (буквенно – цифровая клавиатура), (2 дня).
3. Путешествие по Розовым островам (управляющие клавиши), (4дня).
4. Путешествие по Фиолетовому острову (функциональная клавиатура), (2 дня).
5. Пут