Слава сибирякам

ФОРУМ
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Областной конкурс для педагогов "ПЕДИНИЦИАТИВА - 2015", Участниками конкурса являются педагогические работники Новосибирской области.
 

Тема урока: Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове

Предмет: русский язык

Класс: 1

Автор: Шейкина Людмила Григорьевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Вознесенская средняя общеобразовательная школа Венгеровского района

с. Вознесенка

Краткое описание:  в урок включены задания, направленные на формирование и развитие  у обучающихся  предметных, личностных и метапредметных УУД, что соответствует требованиям ФГОС. Задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей 1 класса, носят занимательный характер, что способствует повышению интереса к учению.

Предмет

русский язык

Класс

1

Тема

Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове

Автор урока (ФИО, должность)

Шейкина Людмила Григорьевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МКОУ Вознесенская СОШ

Район

Венгеровский

Город/поселение

с. Вознесенка

Тип урока (мероприятия, занятия)

Открытие новых знаний

Время реализации урока 35 минут

Цель: овладение учебными действиями с языковыми единицами через формирование представления о слоге как минимальной произносительной единице звуков в слове.

Задачи урока:

1. Образовательные:

формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; показать слогообразующую роль гласных.

2. Развивающие:

содействовать развитию фонематического слуха, речи, внимания.

3. Воспитательные:

способствовать воспитанию мотивации к учению.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать что такое слог
  • Уметь различать слово и слог, определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов.

Личностные:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Метапредметные:

познавательные – строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ и синтез объектов, проводить сравнение и классификацию;

коммуникативные –  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Работа с информацией:  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях.

Дидактическая структура урока.

Каким образом данный урок (занятие, мероприятия) будет содействовать реализации новых ФГОС?

I. Организационно-мотивационный этап.

II. Актуализация знаний.

III. Введение в тему.

IV.Работа по теме урока

1.Открытие новых знаний.

2. Применение новых знаний на практике.

3.Самостоятельная работа.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Дополнительная информация

Размер мультимедиа компонента

3,64 МБ

Вид мультимедиа компонента

Презентация  Microsoft PowerPoint

Ресурсы, оборудование и материалы: компьютер, проектор, доска, мел, учебники, раздаточный материал, сигнальные карточки «Светофорчики».

Список учебной и дополнительной литературы: учебник русского языка В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,          М. Просвещение, 2012.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы: http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/peremena/fizkultminutki/fizminutki_dlja_glaz/63-1-0-158

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы: частично – поисковый,  словесный метод, подводящий диалог; практический метод,  здоровьесберегающие технологии.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах,

 

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Организационно - мотивационный момент.

Задача: проверить готовность обучающихся, их настрой на работу,

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1. – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Проверьте, все ли у вас готово для работы, в порядке ли ваше рабочее место.

2. – Теперь встаньте все правильно, успокойтесь, настройтесь на урок. Тихо сядет второй ряд, первый, третий. Молодцы, никто не ошибся, все внимательны, а значит, готовы к работе.

3. – Как сидеть будем?

– Так!

– Отвлекаться будем?

– Так!

– Настроенье ваше как?

– Так!

– А работать будем как?

– Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока. (слайд 2)

– Ну что же, я вижу, вы готовы приступить к работе с отличным настроением. Я желаю, чтобы это настроение сохранилось у вас в течение всего урока, и вы получили новые знания, которые пригодятся вам в жизни!

– Прежде чем приступить к работе, давайте проведем пальчиковую гимнастику.

Утро настало

Солнышко встало.

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

Вставай Большак,

Вставай Указка,

Вставай Серёдка

Вставай Сиротка,

Крошка – Митрошка

–Привет ладошка!

Все потянулись

И проснулись!

– А теперь откроем тетради и запишем число.

Проверяют готовность к уроку

Показывают правильную посадку при письме

Отрицательно мотают головой

Показывают большой палец правой руки.

Со словами «Вот так!» показывают большие пальцы на обеих руках.

Читают девиз.

Выполняют упражнения для пальцев рук.

Выпрямляют большой палец,

указательный,

средний,

безымянный,

мизинчик,

хлопают в ладоши.

 

Записывают в тетради число.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

II. Актуализация знаний.

Задача: актуализировать знания обучающихся, необходимые для усвоения нового материала.

1. Чистописание. (Слайд 3)

–  Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте буквы.  Какой общий элемент у этих букв?  Запишите их правильно и красиво.

2. – Какая из букв лишняя? Почему? (Слайд 4)

– Как отличить буквы гласных и буквы согласных звуков?

–Произнесите любой звук и докажите, к какой группе он относится.

– Что вы знаете о гласных буквах? (Обозначают твердость и мягкость согласных, буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных обозначают два звука, бывают ударными и безударными)

Читают и записывают буквы.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, строить речевые высказывания в устной форме.

III. Введение в тему.

Задача: подвести детей к формулированию темы и постановке задач урока.

–  Послушайте сказку о гласных и согласных буквах. (слайд 5)

На левом берегу одной реки жили-были гласные буквы, а на правом - согласные. Жили они дружно, ходили друг к другу в гости, общались, рассказывали сказки, пели песни. (слайд 6).

Но однажды буквы поссорились, да так поссорились, что даже мостик решили убрать. (слайд 7).

Ходят буквы по своим городкам,     молчат. Нет настроения разговаривать. Но прошло несколько дней, и надоело буквам молчать. Захотели согласные буквы между собой поговорить, да не тут-то было: ничего не получается! Выходит ерунда какая-то: бр, пчк, кхт, ксм. Приуныли согласные буквы.

А у их соседей тоже дела  не лучше. Попробовали они песенки петь, но песенки выходили не очень красивыми: «О-а-е», «Ё-ы-я», « Ю-э-и».

Словом, загрустили и гласные буквы. И вот решили они пойти на берег реки искупаться. (слайд 8). А там уже согласные буквы, они тоже пришли поплавать и позагорать. Увидели буквы друг друга, так обрадовались, что про все свои обиды тут же забыли. И решили снова мостик построить и жить, как и раньше в дружбе и согласии.

Построили они мостик и бросились друг другу навстречу: «н» взяла за руку «а» (слайд 9),  «в» - «о»  (слайд 10), «о» - «х»  (слайд 11), крепко взялись за руки «п», «у», «с» (слайд 12).

– Ребята, прочитайте и запишите то, что получилось.

– Побежали буквы на полянку и стали играть и резвиться. (слайд 13).   А когда устали, сели отдохнуть на лавочки: «у» села одна, а «х» и «о» на соседнюю лавочку сели вдвоём, (слайд 14). Буквы «с», «т», «р», «о» вместились на одну лавочку, а рядышком на соседней присели «к» и «а» (слайд 15).

– Ребята, прочитайте и запишите то, что получилось. Проверьте. (Слайд 16)

– Ребята, на какие две группы можно разделить то, что мы записали?

(Слоги и слова)

– А как вы узнали?

(Слова – это сочетание букв, имеющее значение, а слог это только часть слова)

– Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Слово и слог) (слайд 17).

–  Чему мы научимся?

( Различать слог и слово. Делить слова на слоги, составлять слова из слогов).

– А для чего нам нужно уметь делить слова на слоги? (Когда слово не входит на строку)

Слушают и смотрят картинки.

Читают и записывают получившиеся слоги в тетрадь.

Читают и записывают получившиеся слова в тетрадь. Проверяют по эталону.

Проводят классификацию.

Формулируют тему урока, ставят задачи.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

IV. Работа по теме урока.

Задача:

познакомить с новым способом определения количества слогов в слове,

1. – Ребята, посмотрите внимательно на слова, которые мы записали и скажите, как мы можем определить количество слогов в слове? (Поставить кулачок под подбородок и проговорить слово)

– Определите, сколько слогов в слове «ухо». (Два)

– А теперь  приблизим  ладонь ко рту и ещё раз произнесем слово «ухо».

– Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки? (Два)

– Ребята, прочитайте слова, скажите, какие буквы потерялись? (слайд 18).

– А кто догадается, как ещё определить количество слогов в слове? ( По количеству гласных букв) (слайд 19).

(если возникнут затруднения, использовать ребусы:

 увеличилось количество слогов в слове, когда добавили согласный звук? гласный? почему?) (слайд 20).

–  Кто может сформулировать  правило? (слайд 21).

– Запишите эти слова к себе в тетрадь, разделите их на слоги. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте.

Отвечают на вопрос.

Определяют количество слогов в слове.

Произносят слово, наблюдают, сколько раз струя воздуха коснулась ладони.

Наблюдают, делают вывод.

Формулируют правило.

Делят слова на слоги.

Проводят взаимопроверку.

Личностные: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Задача: учить делать выводы на основе наблюдений

2. Работа по учебнику (с.32).

– Давайте откроем учебники и проверим, правильный ли вывод мы сделали.

( Сделали правильный вывод).

3. – Ребята, давайте выполним упражнение 3. Я думаю, у вас получится самостоятельно сделать ещё один вывод.

– Как вы думаете, из каких букв может состоять слог? (из согласного и гласного, из нескольких согласных и гласного).

– А что должно обязательно быть в слоге? (Гласный звук).

–  Давайте проверим наши выводы с учебником.

– Вы молодцы, умеете самостоятельно получать знания и делать выводы.

Читают правило по учебнику. Сравнивают со своими предположениями.

Выполняют задания, анализируют,

делают выводы,

отвечают на вопрос.

Читают правило по учебнику. Сравнивают со своими предположениями.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Физкультминут

ка для глаз

Задача: предупредить  утомляемость глаз.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

Моргают глазами.

Смотрят влево – вправо.

Смотрят вверх.

Закрывают глаза ладошками.

Смотрят по дуге вверх вправо и вверх – влево.

Смотрят вниз.

Зажмуривают глаза, открывают и моргают.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Задача:  формировать умение применять знания на практике

5. Игра «Собираем слова»

а) – Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Но не с соседом по парте. Пару себе вы будете искать. Каждому из вас я даю слог. Вы должны найти недостающий слог, чтобы у вас получилось слово. А сколько слогов будет в получившихся словах?

Как вы сможете это доказать?

Давайте составим критерии, по которым будем оценивать свою работу. (слайд 22).

(Пример: укроп-это слово, т.к. имеет значение, называет предмет. В нем 2 слога, потому что 2 гласных: «у» и «о»).

б) Проверка работы по критериям.

– Молодцы, вы справились с заданием.

в) – Все ли слова вам знакомы? (предположительно незнакомым может оказаться слово «пашня»)

– Что поможет нам узнать значение слова? (толковый словарь)

– Как вы думаете, почему я взяла это слово?

(Потому что сейчас весна и скоро начнут пахать поля для весеннего сева)

Cоставляют критерии оценивания совместно с учителем:

а) Назвать слово.

б) Доказать, что это слово.

3) Доказать, что в нем 2 слога.

Передвигаются по классу, «собирают» слова.

Проговаривают получившиеся слова, оценивают работу по критериям.

Находят значение слова «пашня» в словаре.

Высказывают свои предположения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет,  ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Работа с информацией: ориентироваться в соответствующих возрасту словарях.

Задача:   формировать умение применять знания на практике

7. Игра «Заселяем дома».  

Работа в группах.

а) – Ребята, прежде чем приступить к работе в группах, вспомним алгоритм работы в группе?

(слайд 23)

б) – И так, перед вами дома. Вы должны заселить их «жильцами: первый этаж - односложные слова, второй этаж - двусложные и т.д)

в) – Проверим ваши работы.

(слайд 24)

г) – Оцените работу вашей группы по алгоритму самооценки. (слайд 25)

Повторяют алгоритм работы в группе.

Выполняют задание.

Защищают работу группы. Проверяют.

Оценивают по алгоритму самооценки.  

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, оценивать свои достижения;

регулятивные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять;

познавательные – осуществлять анализ объектов;

коммуникативные – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задача: проверить понимание способа действия.

«Проверь себя»

а) – Ребята, я раздам вам карточки. Ваша задача вспомнить всё, чему мы сегодня научились, это поможет вам правильно выполнить задания.

На карточке: 1)Картинки с изображением куклы, барабана, стула, черепахи. Определить количество слогов. 2) Разделить слова на слоги: школа, краски, утюг, космонавт.

б) – Проверьте себя по эталону.

(слайд 26).

Выполняют задание.

Проверяют работу по эталону.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.    

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

V. Итог урока.

Оценочно – рефлексивная деятельность Задача: подвести итог, выполнить оценочно – рефлексивную деятельность

– Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам их достичь? Как узнать, сколько в слове слогов? Для чего нам необходимо уметь делить слова на слоги?

– Оцените каждый свою  работу, покажите фонарики.

– Обоснуйте свою оценку.

– Ребята, спасибо за работу! Вы молодцы! (слайд 27)

Отвечают на вопросы, формулируют правило.

Поднимают «фонарики»:

Красный – я все понял, мне всё удалось.

Желтый – испытывал затруднения, обращался за помощью

Синий – ничего не понял.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.    

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:  строить рассуждения, обобщать.      

Приложения: https://yadi.sk/d/aL8EhwYJg2Boe

Областной конкурс "ПедИнициатива - 2014", конкурс для творческих учителей Новосибирской области
 

Урок литературного чтения в 4 классе.

Областной конкурс "ПедИнициатива - 2014", конкурс для творческих учителей Новосибирской области
 

Урок психологического здоровья "В жизни по-разному можно жить"

Страницы: 1
Вход