Навигаторы детства

Цифровой образовательный ресурс


Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала

Информация о ресурсе
Уровень образования: Дополнительное образование детей
Класс: 2 класс
Предмет(ы): Искусство
Целевая аудитория: Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: Другой тип
Тэги: Не указаны
Создан: 24.08.2021 15:19:29
Просмотров: 145
Оценка экспертов:
Количество отзывов: 0
Народный рейтинг: 0
Информация об авторе
МБУДО ДДТ "Первомайский"
(г. Новосибирск, Первомайский район)
Краткое описание
В статье посвящена специфике деятельности концертмейстера на примере работы в Образцового детского коллектива НСО вокальной студии "Дети России"
Подробное описание

Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала

Пустовалов Вячеслав Александрович,

концертмейстер Образцового детского коллектива НСО

вокальная студия «Дети Росси»

МБУДО ДДТ «Первомайский».

 

Нет, пожалуй, ни одной музыкальной профессии, более всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни, чем концертмейстер. Слово «концертмейстер» возникло путем слияния двух слов: концерт и мастер, оно имеет два значения:

во-первых, в оркестре так называется ведущий музыкант какой-либо группы оркестра. Сольные эпизоды в симфоническом произведении исполняет именно концертмейстер. Также понятие «концертмейстер» долгое время обозначало: музыкант, руководивший оркестром, а затем группой инструментов в оркестре;

во-вторых, концертмейстер – это «музыкант, владеющий музыкальным инструментом (баян или фортепиано и др.), который помогает вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах. Деятельность аккомпаниатора - подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя большее - это и разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, это и знание их исполнительской специфики, это и умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков.

Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства появилось во второй половине XIX века, когда большое количество романтической камерной, инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, умели делать многое: играли «сходу» хоровые и симфонические партитуры, читали с листа в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любой интервалы и т. д. Со временем эта универсальность была частично утрачена.

Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя они часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор – это музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Термин «аккомпаниатор» в методической музыкальной литературе больше адресован музыкантам народникам, и прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия же вообще не дает понятия «аккомпаниатор».

Специфика работы концертмейстера имеет свою особенность: без нее немыслимо творчество музыкантов-инструменталистов и хоровых коллективов. На каждом этапе работы − от выбора программы до концертного выступления на сцене – концертмейстерская поддержка является необходимостью. Однако будет ошибочным предполагать, что работа концертмейстера сводится к обычному аккомпанированию.

Концертмейстерское дело можно представить в трёх аспектах:

1.Деятельность музыкантов, выступающих на концертной эстраде с солистом и полноправным партнёром.

2. Деятельность концертмейстера, разучивающего партии в театрах и филармониях.
3. Учебную деятельность в ССУЗах и ВУЗах на факультетах эстрадного искусства.

Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве.

Светлана Николаевна Доронина, преподаватель Новомосковского музыкального колледжа имени М.И. Глинки говорила о своей работе так: «За свою жизнь я работала в классах духовых, струнных, народных, инструментов, а также много лет я проработала в классе вокала: академического и эстрадного. Основываясь на своём опыте, могу с уверенностью сказать, что наиболее сложной считаю работу именно с вокалистами».

В настоящее время одним из самых популярных и востребованных видов музыкального искусства является эстрадное пение. Сегодня, когда эстрада переполнена некачественными, в художественном смысле, текстами песен, банальными мелодическими оборотами, особенно важно познакомить слушателей с подлинными вершинами джазово-эстрадного наследия, как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре, выработать у своих учеников верные вкусовые ориентиры, сформировать исполнительские вокальные умения и навыки.

Работая долгое время концертмейстером мною накоплен огромный опыт работы в коллективе вокальной студии «Дети России». Универсальные умения «делать всё» и творческие способности, такие как: заменять педагога, подбирать аккомпанемент «на слух», транспонировать произведения в любой тональности остаются востребованными и в современных условиях. На сегодняшний день многие функции концертмейстера утратили свою значимость, так, например, нет необходимости играть на инструменте на сцене или в учебном классе, сопровождая солиста или ансамбль - это делает фонограмма, но управлять звуком и выполнять функции звукооператора входит в обязанности концертмейстера. Большое плюсом в моей работе имеет то, что я владею программами звукозаписи голоса и умею сводить голосовые партии при создании плюсов. Записанный репертуар передается учащимся, прошедшим определённый период обучения. Программы создания минусовых фонограмм, позволяют мне создавать аудиотеку – банк мелодий, минусовых композиций для работы коллектива. Особым направлением в моей работе было то, что в период пандемии, когда у коллектива вокальной студии не было возможности очного участия в конкурсной деятельности, мною велась работа по подготовке видео и аудио материалов для участи в заочных конкурсах и фестивалях. Результат напряженной работы не заставил себя ждать. Так, в мае 2020 года был подготовлен и отправлен видео и аудио материал на международный конкурс в Румынию (проходивший в дистанционном формате) и среди шести российских конкурсантов ученица вокальной студии «Дети России» - Рогова Алиса прошла в финал и представляла Россию в рамках проекта «Твой успех», «Славься Отечество» за рубежом. В рамках конкурса была организована прямая видео трансляция на 15 стран-участников проекта на платформе «Zoom».

Особенно ценно, когда в вокальной студии концертмейстер, обладает творческими композиторскими способностями. Это позволяет обновлять репертуар коллектива новыми произведениями музыкальными произведениями. Имея опыт сочинения симфонической музыки и музыки для оркестра народных инструментов еще со студенческих лет, мной были написаны несколько песен для учащихся студии эстрадного вокала «Дети России». Особую гордость вызывает песня «Мы дети твои Россия», слова: Натальи Лесовской, педагога дополнительного образования ДДТ «Первомайский». Песня была трижды отмечена дипломами лауреатов первой степени и Гран-при, как авторская песня.

За время работы концертмейстером в студии эстрадного вокала «Дети России», сменилось не одно поколение учеников. Среди первых выпускников есть те, кто продолжил заниматься вокальным творчеством, чье детское увлечение переросло в профессию, а сегодня они уже сами работают педагогами и обучают своих воспитанников. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль, которая принадлежит совместному общению, партнёрству с педагогом. Я вместе с супругой, педагогом по вокалу, мы делаем одно большое дело и находим в этом полное взаимопонимание. Выходит, что современное понимание профессии концертмейстера несет в себе собирательное значение многих важных творческих функций, таких как: педагог, музыкант, дирижёр, художественный руководитель ансамбля, менеджер и психолог, который умеет эмоционально настроить артиста к выступлению на сцене.

 

 

Список литературы.

1.Казаченкова В.В. Специфика работы концертмейстера на уроках вокала.

2. М. А. Смирнов. О работе концертмейстера. (М.: Музыка, 1974 г.)
3. Кубанцева Е.И. «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность» (Музыка в школе. №2, 2001 г.)

4. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для ВУЗов. (Е.И. Кубанцева. М.: Академия , 2002г.)
5.Нерушева О.А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств

(Молодой учёный. -2013-№7)

Отзывы

За достоверность информации в публикации, точность фактического содержания, соблюдение авторских прав,
а также орфографию, пунктуацию и стилистику несёт ответственность автор публикации.



Комментарии
Загрузка комментариев...
Вход