Интегра. Комплексное оснащение школ

«И ответов ждать не надо, а попросить написать на стикерах»

На первый урок литературы в 5 классе я принесла бы ключ. И зеркало. Но пусть сначала они лежат в рюкзаке, ведь рюкзак – это такой рояль в кустах, оттуда всегда может появиться что-то неожиданное, удивительное.

Я помню, как Сергей Волков попросил прислать распечатку с признаками гомеровского стиля для 8 класса; я отправила фотографию мятого почему-то листка, да еще фотография получилась бледно-синего цвета. И он придумал целую историю для своего класса о том, как друг, которого он попросил прислать этот лист, уронил его в Черное море, и лист сохранил соленую морскую воду – и это почти от Гомера – такая была история, что я почти сама в нее поверила. А уж дети слушали как завороженные!

А вообще тема первого урока – «Автор – герой – сюжет». Но мне нравится рисовать на доске треугольник, на вершинах которого написано «Автор – герой – читатель», так и крутим-вертим весь год этот треугольник в разные стороны.

Мы читатели (как мы читаем? что видим в тексте? что понимаем о герое, авторе, о себе в процессе чтения?).

Вот герой – как он выглядит? Какие поступки совершает? Как к нему относятся другие персонажи? Как относится к нему автор? И герой двигает сюжет (сюжет, кстати, удачно определяется через бусы: одна бусинка в цепочке – одно событие, вторая – другое, а вместе целая последовательность. Так и сюжет – последовательная цепочка событий. Покажете им цепочку на шее или в руках бусы – запомнят.) Но это мы пока просто отметим: может, не запомним, оставим на периферии, а, может, запишем в тетради – и бусинки нарисуем. 

Вообще книга – это письмо от автора нам, читателям. Диалог, разговор с нами о том, что его волнует. А уж что мы сможем вычитать из этого письма – наше дело и наше умение. И вообще я бы спросила пятиклассников, что их волнует. Как они будут выстраивать отношения в новом классе? Какая история у них самих уже есть и какая еще будет? Почему одни люди всем нравятся, а другие не очень? Что такое красота? Что значит быть героем?

И ответов ждать не надо, а попросить написать на стикерах одно свое предложение-вопрос: что меня волнует сейчас? И выйти-выбежать к доске и приклеить свой стикер к листу бумаги, без подписи, конечно. Это ценный материал для обратной связи и размышления учителю, психологу, самим пятиклассникам. 

А потом достать из рюкзака ключ – это ключ от двери, которой нет. Может быть, это дверь от чьего-то дома, а может быть, ключ от какого-то произведения. Или от чьего-то сердца? И можно раздать распечатанное стихотворение Маршака «Ключ от королевства» и попросить вклеить его в тетрадь по литературе (потому что тетрадь по литературе – особенная, это такая тетрадь художника, в ней нужно писать и рисовать, создавать особенный мир, вклеивать что-то важное – например, стихи).

Вот вам ключ от королевства.
В королевстве – город,
А в городе – улица,
А на улице есть двор,
На дворе – высокий дом,
В этом доме – спаленка,
В спальне – колыбелька,
В колыбельке – ландышей
Полная корзина,
Ландышей,
Ландышей
Полная корзина.
Ландыши – в корзине,
Корзина – в колыбельке,
Колыбелька – в спаленке,
А спаленка – в доме,
Дом стоит среди двора,
Двор глядит на улицу,
А улица – в городе,
Город – в королевстве.
Вот от королевства ключ,
Ключ от королевства!

Можно спросить, что интересного в стихотворении (например, в том, как оно выглядит и как написано). И кто-нибудь вполне вероятно скажет, что одна часть отражается в другой, как в воде или в зеркале. И вот тогда можно достать зеркало (да, обычное такое, маленькое) – и в нем отражаемся мы, и наш класс, и окно, и мир за окном. Но не весь и не совсем такой, какой он на самом деле, да мы и не знаем, какой он на самом деле. Так и в книге, в сказке, в стихотворении мир отражается не весь, а такой, каким его увидел автор.
Такая вот кольцевая композиция урока получится. Может быть…

А если вдруг останется время, можно начать говорить о Пушкине и читать «Сказку о Мертвой царевне…». На дом задать прочитать (перечитать) и подготовиться к вопросам на знание текста (мой любимый вопрос – как звали собаку богатырей, которая пыталась спасти Царевну. Соколко – имя-то какое! И вот ведь герой во всех отношениях: совершил свой поступок и исчез из сказки). Кстати, начать следующий урок можно с вопроса: какую книжку из тех, которые я читал летом или вообще читал, я прочитал бы своему псу? Или коту (при упоминании котиков все млеют)? И сразу понятно, кто что читал.
Итак, введены понятия «автор, герой, сюжет, читатель, портрет, характер». Уже немало… 

А еще потом будем сравнивать Царицу с Царевной и обсуждать идеал женской красоты с точки зрения мужчины, да еще какого – самого Пушкина! Вот как-то так пока. Посмотрим, что получится.

Марина Анатольевна Павлова, «Отличник народного просвещения», учитель словесности гимназия № 1514


Вход