Интегра. Комплексное оснащение школ

Мастер ПРАВОхудожественного слова

Язык права четкий, стабильный, профессиональный, правозащитный, актуально важный сдержан на эпитеты и для юных правознаек «суховат» в восприятии текста и слова. Как быть? Обратимся к произведениям русских классиков. Например, Лев Николаевич Толстой, разносторонний «человечище», оставивший значительный, особый след в истории художественного языка права.

Автор многих сказок и рассказов для детей, поклонник детского неординарного любопытства, на простых примерах из жизни на их же понятном языке раскрывает детям их важные гарантированные законом возможности – их права, но и не забывает рассказать об обязанностях. Содержательные и небольшие по объему произведения способствуют глубокому осмыслению прочитанного, а слог изложения до того прост и понятен, что диву даешься как ребенок с великим наслаждением вчитывается или просит прочитать взрослых еще и еще. А ведь это уже семейное чтение, чтение вслух, громкие чтения, дорогие сердцу минуты, проведенные в библиотеке вместе с друзьями.

Права человека наступают с момента рождения и начинаются с прав ребенка. Изучение их – воспитание уверенности в себе. Знание их - правильный выбор и управление своим будущим. Так, право на образование дает огромные возможности. Желание главного героя Филиппа учиться, из произведения «Филипок», было настолько велико, что, несмотря на малый возраст, его приняли в школу. Повседневные опасности – встреча с чужими собаками и неизвестностью Филиппа не остановили, и он сделал свой выбор – поступил учиться в школу. Возможно, в дальнейшем Филипп стал бы учителем, а может быть ученым, но такая черта характера как упорство в достижение намеченной цели проходит главной нитью произведения. И здесь автор подсказывает ребятам – реализуй свое право на образование – учись, а в будущем - постигай любимую профессию, будь нужным для общества.

Но ведь зная свои права, нужно не забывать и об обязанностях. И вот, в басне «Ученый сын» Лев Николаевич «ловко» показывает, что право на образование не умаляет обязанности перед семьей - помогать в работе по дому.

Представляете, даже непосредственно в названиях произведений Толстого присутствует описание права высказывать свое мнение. Например, «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза». В нём мальчик рассказывает о грозе, которая застала его в лесу, и о том, как преодолел это серьёзное жизненное приключение, а в другом рассказе он познакомился с пчелиным ульем, узнал о мерах безопасности на пасеке, и отыскал пчелиных маток. Лев Николаевич своими рассказами «подталкивает» правознаек к описанию тех или иные событий из своего еще такого маленького, но в то же время уже разностороннего жизненного опыта, потому как право на свободу мысли каждого ребенка должно уважаться.
А право на игры, отдых и досуг, так хорошо знакомые нам с детства, тематической тоненькой ниточкой проходят во всех произведениях Льва Николаевича Толстого, и образуют клубочек рассказов о национальных традициях нашего народа.

И что же об обязанностях? Спросите вы. Басни Льва Николаевича. В каждой из них прослеживается художественная характеристика обязанностей человека: уважение прав других лиц - «Два купца», принимать родительскую заботу – «Наседка и цыплята», заботиться о младших – «Осел и лошадь» и так далее.

В общем, дорогие коллеги, юные правознайки чрезвычайно любопытны и любознательны. Так давайте же разговаривать с детьми об их правах и обязанностях, читая произведения Льва Николаевича Толстого - корифея языка права, автора простого и доступного ПРАВОхудожественного слова.

Марина Ивановна Глухих, ведущий библиотекарь ЦПИ «Фемида»

Конкурсная работа проекта «Отцы и дети русской словесности: от Тургенева до Солженицына» 


Вход