Интегра. Комплексное оснащение школ

«Пушкин – наше все» глазами обычного учителя

«Пушкин – наше все», – написал когда-то А.Григорьев. Трудно не согласиться с этим. Приходят дети в первый класс и на вопрос первой учительницы: «Каких писателей вы знаете?» отвечают: «Пушкина». Вот они уже в 5 классе. И опять учитель на первом уроке литературы, чтобы ознакомиться с читательским интересом своих учеников, обычно спрашивает: «Кто ваш любимый писатель?» И получает предсказуемые ответы – 90% учеников обычно называют А.С.Пушкина. Случайно? Нет, наверное. Скорее, по привычке…

Много лет работая в школе учителем русского языка и литературы, я начала понимать, что практически с каждым годом творчество великого поэта воспринимается школьниками все сложнее. Дети стали больше интересоваться биографией писателя, нежели его литературным творчеством. Почему? Что происходит с восприятием истинных ценностей подростков? Они находят на просторах Интернета верные или придуманные факты из жизни (или якобы из жизни) поэта, озвучивают их на уроке, задают двусмысленные вопросы. Пытаются поставить в тупик учителя, ожидая правдивого ответа? Скорее, нет! Что может ответить учитель на вопрос шестиклассника «Пушкин по качеству полученных знаний в Лицее был второй с конца. Зачем же учиться хорошо, если он стал великим поэтом с удовлетворительными отметками?» Да, Александр Сергеевич в детстве не был примерным учеником, но даже нашим школьным отличникам и медалистам не сравниться с талантливым поэтом.

Если в 9 классе подростки, читая «Евгения Онегина», пытаются разобраться в отношениях Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги, потому что им это близко и понятно, потому что почти каждая девочка в этом возрасте пережила время, когда «пора пришла, она влюбилась», то в 6 классе «Повести Белкина» донести до понимания детей очень сложно. Не понимают они в этом возрасте поведения Дуни, не понимают, почему ради Минского дочь предает отца в «Станционном смотрителе». Как доступно объяснить поступки Лизы и Алексея из «Барышни-крестьянки»?

Девятиклассники не удивляются тому, что Татьяна объясняется первой в любви. Это уже считается нормой в современном обществе. А еще каких-то 10 – 15 лет назад ученики (особенно ученицы) охали и ахали по этому поводу.

Восьмиклассникам нужно очень долго объяснять, что «беречь честь смолоду» А.С.Пушкин учит не столько Петра Гринева, сколько нас читателей. «Честь уже давно не в моде», - как-то сказал мне один ученик, совсем даже не двоечник…

Мир становится другим! Дети и родители становятся другими! Жизненные ценности становятся другими! Все теми же остаются только учителя литературы со своей необыкновенной любовью к Пушкину! Все также с восторгом и горящими глазами читают наизусть любимые стихи! С гордостью рассказывают о жизни знаменитого поэта, пытаясь доказать, что наш классик лучше зарубежных писателей, творящих в стиле «фэнтази»!

Как невероятно трудно стало учителям литературы воспитывать детей на несомненно прекрасных трудах нашего великого гения! Но без этого никуда, именно на классике и нужно воспитывать, ведь «Пушкин – наше все». А это не обсуждается!


Ирина Ивановна Травкина,
учитель русского языка и литературы Пушнинской СОШ Черепановского района


Номинация «Два портрета» (конкурс «Чародей русского языка»)


Вход