Слава сибирякам

Личность

Наталья Владимировна Ярошенко: «Главная фигура в детском саду – это ребенок, вокруг которого и строится вся наша работа»

17.03.2020
Наталья Владимировна Ярошенко – абсолютный победитель V регионального конкурса руководителей дошкольных образовательных организаций «Лучший заведующий детским садом в Новосибирской области», заведующая детским садом №7 «Солнышко» Чистоозерного района.
Педагогический стаж – 28 лет.

Если детский сад «звучит», значит, в нем работают профессионалы!

Я участвовала в конкурсе «Лучший заведующий детским садом в Новосибирской области» дважды: когда он впервые проводился и в этом году. В 2016 году заняла второе место в номинации «Управление профессиональным взаимодействием в коллективе дошкольной образовательной организации». И, спустя несколько лет, решила вновь побороться за звание лучшего руководителя.

Считаю, что участие в конкурсах дает очень много для каждого конкурсанта: обмен опытом и идеями, профессиональный рост и самоутверждение. Кроме того, дух соперничества позитивно заряжает, двигает тебя вперед к новым целям. Я твердо убеждена: чтобы иметь право спрашивать с кого-то, надо, прежде всего, спросить с себя: «Чего ты стоишь? На что способна?».
Мой принцип, которому я следую все эти годы, такой: хороший руководитель должен мотивировать своих сотрудников не распоряжением, не приказом, а личным примером, он должен быть лидером. Именно ориентация на лидерство – важный залог успеха. Каждая победа заставляет идти вперед, придает сил и уверенности.

Помимо личностного роста победа в конкурсе повышает имидж образовательного учреждения, особенно в сельской местности, ведь это своеобразная реклама детского сада для родителей. Если детский сад «звучит», значит, в нем работают профессионалы! А профессионально педагог растет, только когда он учит других и продолжает учиться сам. Новосибирская область богата талантливыми педагогами, у которых можно многому научиться.  И конкурсы – отличная возможность для этого!

Надо любить ребенка

Комфорт ребенка – главный, на наш взгляд, критерий оценки дошкольной организации. Ведь малыш не захочет идти в детский сад, где холодно к нему относятся, пусть даже садик образцовый, с передовыми технологиями и новейшим оборудованием.

Ребенок интуитивно чувствует фальшь, его не обманешь, поэтому, на мой взгляд, не только педагоги, но и помощники воспитателей, и сторожа, и уборщики служебных помещений – все должны с теплотой и заботой относиться к детям.
В нашем коллективе трудятся добрые, отзывчивые сотрудники, которые всегда готовы прийти на помощь маленькому человечку. Я не устаю повторять коллегам: «Главная фигура в детском саду – это ребенок, вокруг которого и строится вся наша работа».

Комфорт нашего детского сада отмечают не только родители, но и гости учреждения: лестничные марши расписаны рисунками, в холлах есть «Русская изба» и картинная галерея, постоянно обновляющиеся фотовыставки и детские рисунки.  Группы светлые, уютные и комфортные. В каждой из них организован патриотический и спортивный уголок, уголок творчества. В такой теплой обстановке, приближенной к домашней, дошкольники не только играют, но и охотно занимаются, развивают свои способности.

Помимо воспитателей, у нас работают инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед и два музыкальных руководителя. Большое внимание уделяем дополнительному образованию. Мы сотрудничаем с Чистоозерным историко-краеведческим музеем, Чистоозерной школой №3, Домом детского творчества, библиотекой имени С.П. Мосияша и спорткомплексом. Все эти мероприятия включены в годовой план.

Мы пропагандируем здоровый образ жизни. Традиционными в детском саду стали «Неделя здоровья», утренняя гимнастика – флешмоб с детьми и родителями на территории детского сада, походы в летнее время. Некоторые наши воспитанники занимаются в спорткомплексе, причем, по согласованию с родителями, тренировки проводятся в соответствии с графиком занятий в детском саду.

Несколько лет наш инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Татьяна Александровна Прищепа ведет кружок «Детский фитнес», где дети, танцуя на степ-платформах и с помпонами, развивают чувство ритма.

Важное направление нашей работы – художественно-эстетическое. Уже несколько лет детский сад оказывает бесплатные дополнительные образовательные услуги – ведется кружок по хореографии. Занятия два раза в неделю проводит хореограф Дома детского творчества Алена Андреевна Мухамедчанова. Наши дети активно выступают с художественными номерами на различных мероприятиях, проводимых в доме культуры, спортивном комплексе и других организациях нашего района.

Благодаря поддержке родных людей я состоялась как руководитель

Вот уже десять лет я работаю заведующей. Очень признательна своим родителям за то, что получила хорошее воспитание и образование, состоялась как профессионал.

Я родилась в теплом городе Алма-Ате (Казахстан). Когда мне исполнилось пять лет, наша семья переехала в Целиноградскую область (Северный Казахстан). Там я и окончила Целиноградское педагогическое училище, которое в те времена славилось подготовкой профессиональных кадров.
Во времена перестройки, в 1992 году, папу, Владимира Харитоновича Курасова, по работе перевели в рабочий поселок Чистоозерное. Так родители вернулись на родину мамы Любови Павловны Курасовой. А я осталась в Казахстане и начала работать учителем начальных классов. Вышла замуж и, спустя пять лет мы с мужем тоже переехали в Чистоозерное.

Тогда в школе вакантных мест не оказалось, и около года я временно подменяла воспитателей в детском саду №7 «Солнышко», затем устроилась инструктором по физической культуре в детский сад №5 «Ивушка», после три года там же была старшим воспитателем. Думала, что детский сад – это временное явление в моей жизни. Но оказалось, навсегда. И нисколько не жалею об этом. В 2005 году я окончила Новосибирский педагогический университет по специальности «Учитель начальных классов», но продолжила работу в дошкольной организации.

В 2010 году мне предложили должность заведующей в детском саду №7 «Солнышко» –том самом, с которого началась «дошкольная» работа.

Скажу честно, согласилась не сразу. Причины для колебаний и сомнений были весомые: руководством управления образования детский сад определялся как «никакой». Самыми сложными были первые три года. Сказать, что было трудно, – ничего не сказать. Я поняла, что педагогического образования для руководителя мало, нужны знания юриста и психолога, менеджера и дизайнера, финансиста и хозяйственника.
Теперь позади те самые сложные годы работы, когда пришлось приводить в порядок территорию и финансово-хозяйственную деятельность, совершенствовать образовательный процесс и растить кадровый потенциал. Пришлось всему этому учиться (жизнь заставила).

Ошибалась ли я? Конечно, да. Но ошибки не воспринимаю как трагедию, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Если уверена, что права, могу отстоять свое мнение, защитить себя и свой коллектив. А как иначе? Ведь наша работа – одна из тех, о которых говорят: «Нельзя объять необъятное». Вот я и стараюсь видеть и выделять из этого необъятного главное и отсеивать второстепенное.
Десять лет для меня не прошли даром. Они многому научили, в чем-то изменили мое мировоззрение, отношение к людям, к жизни. Что-то, наверное, я утратила, но еще больше приобрела. Говорят, что корабль без капитана – не корабль, но и капитан без корабля – не капитан! Детский сад – это мое детище, мой второй дом, в котором я провожу больше времени, чем в своем собственном. А сотрудники – мои единомышленники, моя команда, мой корабль.

Считаю, что для успешного руководства любым коллективом нужны профессионализм, требовательность и справедливость. Благодаря прежнему опыту работы я хорошо знаю специфику деятельности всех звеньев дошкольного учреждения и могу не только контролировать, но и оказать своим сотрудникам конкретную практическую помощь.
Что касается требовательности, то тут все предельно ясно: нельзя быть добреньким и слабохарактерным, если несешь ответственность за детей, сотрудников, за судьбу вверенного тебе учреждения. Нельзя (и не нужно!) всем нравиться, стараться быть для всех хорошим, но быть справедливым – святая обязанность каждого руководителя.
Я хорошо знаю, что легко и комфортно трудиться там, где есть дисциплина и порядок. Я всегда открыта для диалога, а личная инициатива, если она во благо, у нас только приветствуется. К критике отношусь позитивно, в искренности подчиненных, которые не находят у начальства никаких изъянов, сомневаюсь.

Благодаря родным людям – мужу и детям – я состоялась как руководитель. Многому научили коллеги по работе и начальник управления образованием Андрей Александрович Лисс, из родных огромную поддержку и помощь получила от тети Валентины Харитоновны Курасовой, филолога по образованию. 

Покой нам только снится!

Я горжусь своим советским образованием. После окончания педучилища мне не хватало только опыта, поэтому влиться в рабочий процесс было довольно просто. Сейчас молодым специалистам это дается, к сожалению, сложнее.

В нашем коллективе работают молодые кадры. Они стремятся к совершенству, и я всегда рада помочь им в их профессиональном становлении. Так, на прошлогоднем районном конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют» воспитатель Виктория Вадимовна Аверкеева заняла первое место. Такие люди, как Виктория Вадимовна, уже рождаются педагогами, их любят дети. Радует, что есть такие звездочки, которые гордятся своей профессией и нацелены на получение глубоких знаний.

Неправильно, когда человек порой говорит сам себе: «я все знаю и все умею». Если хочешь добиться высот, надо учиться постоянно, не останавливаясь на достигнутых результатах. Познавать новое – всегда интересно. Именно в таком русле и работает наш сплоченный коллектив. Есть педагоги, которые боятся новшеств и инноваций. Таким я всегда напоминаю: «Не боги горшки обжигают». Наш девиз – пробовать все новое, экспериментировать и участвовать в различных конкурсах, показывать свои наработки и перенимать опыт у коллег.

И нам с коллегами есть чем гордиться: в 2019 году весь коллектив выступал на Всероссийском смотре-конкурсе «Лучшие детские сады России», для которого каждый воспитатель готовил материалы по одному из пяти образовательных направлений. Мероприятие проходило в публичном выставочном формате. Участников было более 32 тысяч, и мы вошли в пятьсот лучших. Победа еще раз доказала всем нам, что именно командная сплоченная работа приносит результаты. Даже если кто-то один выступает на конкурсе, весь коллектив участвует в подготовке, каждый помогает в том направлении, в котором он силен.

Радуют личные достижения коллег: инструктор по физической культуре Татьяна Александровна Прищепа заняла почетное второе место на областном конкурсе «Мое лучшее педагогическое мероприятие», воспитатели Марина Владимировна Ивченко, Замзамгуль Тлеулесовна Мухамеджанова стали серебряными призерами областного конкурса по экологическому воспитанию детей «Эко-бэби», Марина Владимировна еще и победитель Всероссийского дистанционного конкурса педагогического мастерства, участник конкурса им. Л.С. Выготского.

Каждый год мы что-то обновляем, меняем, придумываем. А сколько идей нам еще предстоит воплотить! Расслабляться нельзя. Надо идти в ногу со временем. Остановишься, и окажешься на обочине. А догонять всегда труднее. Так что «покой нам только снится!». И это замечательно.

Надо учитывать желание и способности ребенка

Большинство педагогов считает, что самое сложное – это найти общий язык с родителями, а я, наоборот, люблю с ними беседовать. Да, они разные, все хотят видеть свое чадо в первых рядах, у каждого – свои предпочтения. Но можно договориться с любым человеком. Надо только постараться найти подход.
Когда мамы и папы понимают, что об их детях заботятся, они прислушиваются.

Помню, как долго убеждала одну бабушку, которая записала внука на хореографию. Ей очень хотелось видеть мальчика на сцене, а он проявлял интерес к конструированию. Мне все же удалось убедить ее, что надо учитывать желания ребенка, развивать те способности, которые у него есть. Бабушка прислушалась к советам, и сегодня дошкольник с удовольствием занимается моделированием.

Как педагог я твердо убеждена, что в развитии творческих способностей надо, прежде всего, учитывать желание и талант ребенка, а не только мнение родителей. Следует давать маленькому человечку возможность самому выбирать, принимать собственное решение и отвечать за поступки. Именно так воспитываются личности.
Верю, что у меня и моего коллектива все еще впереди, потому что мы любим свой детский сад, свою работу, а главное, мы любим наших детей и все, что делаем, – это для них.


  


  


  




Образование. Целиноградское педагогическое училище, специальность – учитель начальных классов. Новосибирский государственный педагогический университет, специальность – учитель начальных классов.

Авторитет в педагогике. Антон Семенович Макаренко. Ключевое направление его деятельности – это трудовое воспитание. И сейчас это актуально. А еще я полностью согласна с моей бабушкой Марией Афонасьевной Немиренко, которая говорила, что человек должен уметь себя обслуживать, и ребенку с детства надо прививать любовь к труду. 

Историческая личность. Назову Петра I. Великий реформатор много сделал для развития нашей страны. В годы его правления в государстве произошли глубокие изменения в обществе, активно развивались наука, военное дело, промышленное производство. 

Хобби и увлечения. Я люблю рукодельничать: шить и вязать крючком и спицами, обожаю готовить. Научилась водить автомобиль. Теперь мечтаю выучить английский язык. Все время хочется узнавать что-то новое.

Любимое кино. Мы с мужем часто пересматриваем киноленты «Офицеры» и «Девчата». Это мои любимые фильмы. Фантастика меня не привлекают. Исключение – «Аватар».

Любимая книга. В школьные годы на меня сильное впечатление произвел роман Достоевского «Преступление и наказание». Люблю русскую классику, но в последние годы в основном читаю профессиональную литературу. 


Записала Алеся Воякина

Вход