Слава сибирякам

Личность

Алексей Александрович Мешков: «Я никогда не бросал школу»

20.11.2019
Алексей Александрович Мешков – заведующий кафедрой информационных технологий в образовании НИПКиПРО.
Общий стаж – 24 года. Педагогический стаж – 17 лет.

Все мечтали стать летчиками и космонавтами, а я хотел быть учителем

Я родился в сельском роддоме Алтайского края. Но в паспорте указан Новосибирск. Это связано с тем, что сразу после рождения мы с семьей переехали в город, и родители переживали за мое будущее и почему-то были уверены, что городская регистрация будет способствовать более успешному решению всех вопросов.

Папа, Александр Петрович, служил во внутренних органах и ушел на пенсию по выслуге лет. Мама, Галина Дмитриевна, сменила несколько профессий: работала инженером на заводе радиодеталей, заведующей хозяйством в поликлинике, специалистом в научно-исследовательском институте.

В детстве мои друзья мечтали стать летчиками, космонавтами, а я почему-то хотел быть учителем. Мне очень нравилось ставить отметки и писать мелом на доске. А так как дома доски не было, я рисовал на спинке кровати. Все тетради были исписаны до обложки.

В школе №64 учился хорошо и закончил ее с отличием, при этом над уроками особо не корпел: меня выручали отличная память и умение все схватывать на лету. Но усиленно занимался математикой и информатикой в специализированном классе. В те годы при школе действовал учебно-производственный комбинат, где один день отводился для углубленного изучения этих предметов: мы занимались по 6 часов в день. Но шесть уроков были по расписанию, а фактически мы засиживались в классе до вечера. 

В кабинете информатики мы сами все делали: расставляли мебель, вешали шторы, наводили порядок. Так все были увлечены компьютерами и новым учителем!
В 9-м классе к нам тогда после окончания вуза пришла молодая учительница Галина Викторовна Утюпина, сейчас она начальник учебно-методического отдела Областного центра информационных технологий. Ей как молодому специалисту было интересно с нами заниматься, а нас, в свою очередь, тянуло к новым знаниям. Кроме того, тем, кто успешно сдал экзамены, была присвоена квалификация лаборанта-программиста. Эта запись в аттестате есть и у меня.

После окончания школы поступил в Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. Через 4 года получил диплом бакалавра с отличием, что дало возможность аттестоваться на вторую квалификационную категорию. А через пять лет мне вместе с моими однокурсниками вручили диплом специалиста. 

Учился на очном отделении и параллельно работал преподавателем информатики в родной школе. Как же меня взяли учителем без диплома и как я успевал учиться?
Дело в том, что в 1995 году уволился учитель информатики, срочно требовался еще один педагог. Галина Викторовна порекомендовала меня директору Любови Васильевне Черкащенко. Она дала согласие. А так как сгорел один из корпусов СибГУТИ, студенты учились в две смены.
Я все успевал и нисколько не жалею, что чего-то недополучил, разрываясь между работой и учебой. По сути, я занимался любимым делом – преподавал и углубленно изучал информатику и IT. Поэтому уверенно могу сказать, что я – счастливый человек.

На работу мне всегда везло

С дипломом специалиста я поступил в аспирантуру и продолжал трудиться в школе, мне доверили классное руководство в десятом классе. В начале 2000-х годов компания «ЮКОС» начала вкладывать деньги в сферу образования, были созданы Федерация интернет-образования и региональные учебные центры по всей стране. Меня как молодого учителя вовлекли в этот процесс, я участвовал во многих федеральных проектах. Мы ездили в командировки, на обучающиеся семинары в Москву.

С моими учениками мы выиграли конкурс «Сердце отдаю детям» в номинации «Лучший классный руководитель». И так уж сложилась судьба, что в день вручения статуэтки и ценного приза меня вызвали в Москву, в Федерацию интернет-образования. Поэтому награды за меня получили мои ученики. Кстати, двое из них сейчас работают в школе №64 – учителями и заместителями директора.

Большинство моих знакомых и друзей, закончив СибГУТИ, работали в компании «Сибирьтелеком» (сейчас «Ростелеком»). Как-то звонит мне друг и говорит: «Компания расширяется, а кадров не хватает. Ты же хорошо учился, приходи к нам». Несмотря на мои возражения, что после института я не работал по специальности, меня пригласили на собеседование. Удачно прошел его, и мне надо было увольняться с прежней работы.
Но сразу это сделать я не мог, так как был участником международной программы Национального совета по экономическому образованию США (в школе я преподавал не только информатику, но и экономику).
Я обучался по программе подготовки тренеров учителей экономики и участвовал в трех семинарах в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Оставался еще один семинар, чтобы завершить курс обучения. Руководство «Сибирьтелекома» пошло мне навстречу и дало возможность завершить программу.
В компании я проработал восемь лет, при этом не преставал преподавать в школе. С понедельника по пятницу трудился специалистом в отделе маркетинга, а по субботам вел информатику в своей школе.

Затем меня пригласили в сотовую компанию на должность начальника отдела маркетинга и рекламы. Спустя полгода в коммерческой структуре произошли перемены, и меня сократили.

Но без работы я не остался. В этом мне всегда везло. Когда закрывалась одна дверь, тут же открывалась другая. Хочу рассказать об одном удивительном человеке, с которым неразрывно связан мой профессиональный путь. Это – Неля Андреевна Ким, заместитель директора по учебно-методической работе ОблЦИТ. С Нелей Андреевной я знаком с 1995 года. Именно ей я обязан своим становлением как учитель. Она была моим научным руководителем и наставником, направляла на стажировки, начиная с аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории.

Поскольку я параллельно вел занятия в ОблЦИТ, Неля Андреевна порекомендовала меня на должность начальника учебно-методического отдела. Недолго думая, я согласился. Два года пролетели как один миг, трудиться в дружной команде единомышленников – огромное удовольствие и важный фактор для собственного развития.

Как-то случайно встретил моего научного руководителя по аспирантуре из СибГУТИ. Она говорит: «На кафедре экономики и финансов есть нагрузка, приходи читать финансовые дисциплины. Ты – молодой, у тебя все получится». Неля Андреевна с пониманием отнеслась к моему выбору перейти в высшую школу.

В СибГУТИ я преподавал семь лет. Все складывалось замечательно... Но в 2016 году стали закрываться непрофильные специальности в профильных вузах. Эти перемены коснулись и нас: студентов перевели в филиал, а нам, преподавателям, дали еще год доработать.

В этот момент от проректора по учебно-методической работе НИПКиПРО Ирины Леонтьевны Беленок поступило заманчивое предложение – возглавить кафедру информационных технологий в образовании.
В моей трудовой биографии повторилась ситуация, когда надо сначала завершить дела, а потом уже устраиваться на новом месте. И вновь администрация вошла в мое положение. В НИПКиПРО я сначала два года был исполняющим обязанности заведующего кафедрой, потом прошел процедуру аттестации и в 2018-м был избран Ученым советом на должность заведующего. 

Каждый урок уникален

В 2011 году, когда ушел из «Сибирьтелекома», я окончательно убедился, что быть педагогом – это мое призвание. Даже сейчас меня периодически зовут в коммерческие структуры, но я твердо отвечаю «нет». Я никогда не бросал школу и всегда шучу по этому поводу: у меня 24 года суббота никогда не была выходным днем, ведь в этот день я вел уроки в школе.

За эти годы я обучал и школьников, и студентов, и учителей. Мне комфортно работать с любой категорией слушателей. Например, сейчас я преподаю школьникам и в НИПКиПРО учителям. Вы представить не можете, как мне не хватает студентов. Для меня каждое занятие – это как для актера выход на сцену. Один и тот же спектакль каждый раз играется по-разному, так и уроки по-своему уникальны.
Кроме того, в институте я сейчас занят административной работой, связанной с планированием и контролем за процессом обучения. Особенность нашей кафедры в том, что мы учим учителей всех школьных предметов применять информационные технологии на своих уроках.

Дополнительный интерес представляют занятия, когда в группе одновременно собираются учителя начальных классов, физической культуры, литературы, английского языка, математики и ИЗО. В этом случае надо так продумать ход занятия, чтобы было чем занять каждого слушателя без глубокого погружения в область информационных технологий. А вот с учителями информатики провожу занятия повышенной сложности. Нередко они задают такие вопросы, на которые ты не можешь сразу ответить, и это служит для меня мощным стимулом для дальнейшего профессионального развития и самосовершенствования.


      


      


   


  




Образование. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, инженерно-экономический факультет. Специальность – экономист-менеджер. 

Авторитет в педагогике. Из корифеев педагогической науки назову Антона Семеновича Макаренко. Его труды и сегодня значимы и востребованы. Меня, в частности, всегда привлекала работа с трудными детьми, и его методики в этой области очень выручали. Так, по программе ЮКОСа «Новая цивилизация» я возглавлял смену по воспитанию трудных подростков в лагере «Эдельвейс» в Боровом. 
Отдельно хотел бы отметить моего классного руководителя Людмилу Ивановну Почос. Она для меня – пример учителя, который способен воспитать каждого ученика целеустремленной личностью. Благодаря ей я заочно поступил в 1995 году в МФТИ, но в последний момент отказался и не поехал в Москву.

Историческая личность. Александр Македонский. Это великий полководец, создавший огромную империю.

Хобби и увлечения. Люблю готовить, за исключением кондитерских изделий и салатов. Близкие люди хвалят мои первые блюда, особенно щи из кислой капусты со свиными ребрышками. 
А новое увлечение – джиперство – неожиданно появилось три года назад. Дело в том, что мой двоюродный брат приобрел отечественный «УАЗ Патриот». Команда джипера состоит из двух человек: пилотом стал мой брат, а штурманом – я. Мы выезжаем в труднодоступные места, болота, преодолеваем сложные ситуации, а отдыхаем в палатке у костра

Любимая книга. Много раз перечитывал «Мастер и Маргариту» Булгакова и «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, и каждый раз нахожу что-то новое для себя.

Любимое кино. Я больше всего люблю отечественные фильмы. Очень нравятся детективы. Самые любимые кинокартины – «Место встречи изменить нельзя» и «Турецкий гамбит». Из современных кинолент – последняя версия «Мастер и Маргарита».


Записала Алеся Воякина


Вход