Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Людмила Александровна Усова: «На работу бегу вприпрыжку»

07.05.2018

Ни сантиметром ниже

Я уверена, что каждый имеет свой талант от природы. Моя бабушка была чемпионкой Брянской области по легкой атлетике, и я в школе всегда побеждала в этом виде спорта. В педагогическом училище, которое я окончила, мне понравился тренер по волейболу. Но я была маленького роста, поэтому стала распасовщиком, да еще каким! К примеру, надо передать мяч на метр двадцать – я передам на метр двадцать, ни сантиметром ниже. Десять лет уже не держала мяч, но, думаю, и сейчас я сделаю точную передачу и нападающий удар.

Людмила Александровна Усова – учитель физической культуры лицея №22 «Надежда Сибири» высшей квалификационной категории. Заслуженный учитель РФ. Занесена в книгу почета «Заслуженные работники Новосибирской области».
Общий педагогический стаж – 46 лет.
Девиз: «Возьми свое сердце, зажги его смело, отдай его людям, чтоб вечно горело».

Свой выбор я сделала еще в школьном возрасте. Я постоянно была лидером спортивной жизни школы. Моя учительница физкультуры была для меня примером и эталоном. Поэтому мой выбор был предопределен: стать учителем физической культуры. Многие из моих выпускников тоже стали учителями и тренерами и работают в школах области, во многих городах России. Где бы я ни работала, всегда оставляю после себя учеников и последователей, меня помнят. Уже 11 лет живу в Новосибирске, а год назад в Куйбышеве, где я проработала 32 года, была высажена педагогическая аллея «Заслуженные учителя РФ».

Свою профессиональную карьеру я начала в Куйбышевской гимназии №1 и состоялась там как педагог. Знаете, у меня как-то изначально уроки получались… Работала со студентами-практикантами, редактировала с ними конспекты уроков. Проводили совместные праздники – студенты были большими помощниками. А вместе с ними росла и я.
Мне всегда было интересно новое. Я постоянно училась, выписывала тематические журналы, сохраняла интересные заметки, перечитывала. Ездила для обмена опытом в другие города: в Курган, Орск, Оренбург, Челябинск, Омск, Петрозаводск, Тверь, Москву. Участвовала в профессиональных конкурсах. Всегда понимала и понимаю до сих пор, что надо постоянно совершенствовать методику и осваивать новые технологии. Учителю нельзя стоять на месте.

Главное – не навредить

Считаю, что дети тянутся к такому учителю, который сам мотивирован и идет на урок с хорошим настроением. Уроки нужно делать разнообразными, и я всегда стараюсь ребят удивлять. Родители помогают делать дополнительные приспособления и инвентарь, сама что-то придумываю.

Мне кажется, не надо оценивать детей на уроках физкультуры. Все родители ожидают, что по физкультуре обязательно будет «пятерка». Но для этого ученик должен быть одаренным спортсменом, упорным тружеником... Это надо брать во внимание.
Помню, в молодости я всегда ставила много «троек». И однажды меня пригласили на родительское собрание, где родители прямо-таки забросали меня вопросами. И я поняла, что не готова обосновать выставленные отметки... А с опытом пришло понимание: все ученики различаются физическими параметрами, уровнем подготовки, состоянием здоровья. С тех пор я против зачетов и нормативов – они пугают ребенка, формируют негативное отношение к предмету. Лучше построить урок так, чтобы дети больше поработали, побегали и поиграли в свое удовольствие.
Если я вижу, что ребенку трудно выполнять упражнение, я никогда не буду принуждать, а предложу заняться чем-нибудь другим. У меня и освобожденные от уроков физической культуры дети всегда при деле: принимают участие в судействе, помогают готовить инвентарь к уроку, пишут доклады и делают презентации, разгадывают тематические кроссворды.
Вообще среди современных первоклассников лишь 7% – абсолютно здоровые дети, а большинству непосильна большая нагрузка. Главное – не навредить! С нагрузкой надо быть очень осторожными.

Всегда провожу большую работу с родителями. Физкультура – предмет не ведущий, и нам постоянно приходится доказывать, что к нему тоже надо относиться серьезно, семья должна работать вместе со школой. Я ежегодно на родительских собраниях рассказываю о значимости предмета, приглашаю на уроки. Все мои уроки – открытые. Провожу спортивный час и для родителей, где взрослые выполняют упражнения со своими детьми, играют. Поэтому с родителями у меня полное взаимопонимание. И это счастье, когда тебя понимают и ценят.

Наш предмет заброшен

Я 41 год руковожу методическим объединением. Всегда езжу по школам, смотрю и анализирую уроки своих коллег. Нет ни одной новосибирской школы, где бы я не побывала! Общаюсь с молодыми учителями, перенимаю новое, интересное для себя: даже в неудачном уроке можно найти рациональное и полезное.

Знаете, сейчас некоторые учителя физкультуры работают в полную силу, а многие – равнодушные, не хотят учиться новому. Возможно, поэтому и у детей мало желания заниматься спортом. Поэтому и появляются справки об освобождении от занятий...

Я считаю, что нам необходимо создать в регионе Ассоциацию учителей физкультуры. Уже несколько раз выходила с этим предложением на нашу кафедру в НИПКиПРО, но пока дело не спорится. Учителя физкультуры редко участвуют в конкурсах, не слишком-то жалуют заседания методических объединений, отказываются давать открытые уроки, внеурочные мероприятия, хотя многие педагоги имеют высшую квалификационную категорию. А это значит, что каждый урок такого учителя должен быть открытым. Учителю всегда надо учиться!

Необходимо делиться своими наработками с коллегами. Обобщение и популяризация опыта – составляющая методической работы. Мне есть что рассказать.
Еще в Куйбышевской гимназии я возглавила работу по созданию филиала школьного музея спорта. Был создан стенд, посвященный выпускникам прошлых лет, директорам, учителям и учащимся, достигшим успехов в разных видах спорта. Один из выпускников школы назначил именную стипендию лучшему лыжнику в размере 300 долларов ежемесячно.
В лицее № 22 «Надежда Сибири» есть Книга Почета лучших спортсменов с 1956 года. А недавно мы выпустили замечательный альбом «Спортивная жизнь лицея». Сейчас идет работа над новым изданием – «Золотой фонд ГТО». В него будут включены лицеисты, которые получили золотые значки ГТО – у нас таких уже более 50 человек.

Уже сорок шестой год работаю учителем и ничего лучше для себя придумать не могу. Я остаюсь верна своей профессии. У каждого свое призвание, от него не уйдешь... Сейчас я уже на пенсии, но не могу без школы. Уходить пока не хочу, да и директор не против, чтобы я работала. Стараюсь держать себя в форме: и плаваю, и на лыжах хожу, и играю. Детям ведь неважно, сколько тебе лет: они хотят получать удовольствие от урока физкультуры. И я каждый день на работу бегу вприпрыжку!


  


  




Образование. Омский государственный институт физической культуры, учитель физической культуры.

Историческая личность. Неплохо отношусь к Брежневу, много было хорошего в его годы.

Авторитет в педагогике. На сегодняшний день мой авторитет – директор лицея Лариса Владимировна Потеряева Без всякой лести это говорю. Она мудра и умна, полностью отдает себя работе, энергична, многое делает для лицея. Всегда что-то новое внедряет. С ней легко работается, и это мне по душе. С ее приходом жизнь в лицее оживилась.

Любимые книги. «Молодую гвардию» А. Фадеева перечитываю. Люблю исторические книги.

Любимое кино. «Русское поле» с Нонной Мордюковой.



Разговаривала Алена Юдина