Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Марина Викторовна Прохорова: «Люблю, когда на уроке громкий смех»

07.05.2018

Я вообще не думала поступать в педагогический институт, планировала идти в НЭТИ на физтех. Но забыла взять с собой паспорт, а без него меня в приемной комиссии и слушать не стали... И тут одна знакомая мне сказала, что в педагогическом тоже есть физико-математический факультет. Приехала туда, подала документы, сдала экзамены и поступила.
Учеба была интересной, я всегда проявляла активность, участвовала в комсомольской организации, была председателем профсоюзной организации нашей группы.

Марина Викторовна Прохорова – учитель информатики лицея №9 ,победитель областного конкурса «Учитель года 2018».
Общий педагогический стаж – 13 лет.

Я окончила Новосибирский государственный технический университет по специальности «Автоматика и вычислительная техника». Всегда обожала информатику, математику, программирование и рассматривала только НГТУ. Забавно было, когда размышляла о педагогическом университете, моя мама-учитель сказала: «Только через мой труп!». От многих детей педагогов слышала, что их мамы были против. Конечно, она гордится мной, но прекрасно понимает, какой это труд.

Не знаю, как оказалась в итоге в образовании, – какая-то магия случилась, наверно! Будучи еще студенткой третьего курса, я помогала с документами и программным обеспечением в гимназии №13, где работала мама. И директор позвала меня учителем информатики, тогда были кадровые проблемы.
Оттуда и пошел мой путь. Первый год у меня было немного часов, а затем в магистратуре было всего два учебных дня, и я могла позволить себе больше работать.

Когда преподавала второй год, у нас в институте была педагогическая практика. И поскольку я была уже практикующим учителем, ко мне на занятие приехали мои одногруппники. И после урока сказали мне, что у них создалось впечатление, будто я уже много лет работаю педагогом. Мне было так удивительно это услышать, потому что я первые несколько лет вообще наощупь шла, как мне казалось! Это было действительно странное состояние. Понимала, что ученикам надо что-то рассказывать, а как это делать – шла методом проб и ошибок.

Я всегда работала в старших классах, и первое время ученики меня проверяли – справлюсь ли. Помню урок, когда один мальчик спрятал все значки с рабочего стола и говорит: «У меня все зависло, ничего не работает». Я подошла и за два клика все вернула обратно. Он сказал: «Хорошо, я понял, больше не буду». После этого все было хорошо, уважение я заработала.
Первый урок свой помню. У меня был хулиганский класс, где учились одни мальчишки. И пришел мальчик, который уже не учился в школе – настоящий бандит! Но я их не знала в лицо, а он назвал чужую фамилию. И вот он половину урока мне «нервы мотал»… Уже потом мы с ним договорились, и он стал вести себя адекватно. Это был такой урок-проверка, который я хорошо запомнила.

В лицей №9 я попала после своей первой попытки участия в конкурсе «Учитель года», когда была еще совсем неопытной, буквально через 2-3 года после института. Районный конкурс я выиграла, чему была удивлена. А на городском было много сильных и более опытных педагогов; после второго этапа я в «десятку» не попала.
А Георгий Феликсович Филимонов заметил меня на сцене и пригласил пообщаться. Через год поступило предложение, и я пришла в лицей – это было в 2010 году. Работаю в старшей школе, готовлю детей к экзаменам. Нескромно так говорить о себе, но в лицее я, наверно, ведущий учитель информатики, самые высокие образовательные результаты преимущественно у меня.

Люблю свой предмет!

Я думаю, каждый учитель притягивает к себе определенных учеников. Например, моя коллега притягивает очень творческих детей, а ко мне часто идут дети, которые нацелены на высокий результат, понимая, что я могу помочь им в этом. У меня последний выпуск был чудесный, два стобалльника в одном классе, многие показали профильный уровень. Они очень старались, но уверена, что в этом есть и моя заслуга.

Я люблю свой предмет и люблю преподавать. Какое-то время была руководителем кафедры, но недавно ушла с этой должности, потому что она отнимает очень много сил. И если быть нацеленным на место директора, то есть смысл сокращать учебную работу и заниматься руководящей. А я отдала всю административную работу и осталась просто учителем и классным руководителем.

Недавно узнала о технологии «эджайл» http://www.agilebasics.ru/ (от англ. agile – подвижный, живой) и поняла, что работаю именно в этом стиле. Эджайл-технология разрешает управлять процессом и менять его в любой момент, создавая свободное пространство. Я вообще не люблю жестких рамок на уроке, всегда стараюсь дать детям возможность выбора. Например, даю большой список задач и задаю норму, которую они должны выполнить, а какие именно задачи решать – они выбирают самостоятельно. Мне важно, чтобы у ребенка не было состояния страха, боязни неуспешности. А так они сами отвечают за свой результат, сами ставят перед собой цели, и за счет этого они успешны.

У меня складываются хорошие отношения с детьми, потому что я всегда стараюсь их услышать. Я редко даю готовые знания – ребенок не «съедает» их. Знаете, это как кормить кашей ребенка, который не хочет есть: ты ему толкаешь эту кашу, а он не принимает. Я хочу услышать, чего хочется им, и даю возможность выбора. А они всегда понимают, как та или иная информация и опыт может им пригодиться. Я позволяю детям программировать на разных языках – кому что ближе.

Стараюсь уважать пространство ребенка и бесцеремонно туда не лезть. Бывают моменты на уроке, когда ребенок погружен в себя, я ему просто не нужна.

Люблю атмосферу сотрудничества. Люблю, когда на уроке громкий смех. Не люблю сразу отвечать на вопросы. Я уверена: если ребенок сформулировал вопрос, он знает, как найти на него ответ. Если говорит «я ничего не понял» – это не вопрос. А если спрашивает, как сделать ту или иную вещь, я говорю: «Давай рассуждать». И он приходит к ответу сам.

У нас свобода перемещения. Два кабинета информатики смежные, и мы иногда меняемся учителями или детьми. Мой ученик, к примеру, может спокойно встать и пойти к другому учителю, а коллега иногда отправляет своих детей ко мне – мы ведь все объясняем по-разному, и дети воспринимают по-разному.

Стремлюсь к безоценочности – не давать оценку поведению ребенка, ведь все мы ведем себя иногда неправильно. К этому тяжело прийти, учитель привык оценивать людей, но я стараюсь.

Я не боюсь признаться, что чего-то не знаю. С удовольствием послушаю ученика. Недавно приглашала на олимпиадный курс нашего выпускника, который сейчас учится в Высшей школе экономики, – он проводил занятие, и у детей не было ощущения, что их учитель бездарный и сам не может провести урок. Признать, что чего-то не знаешь, – это важно. Я вообще люблю умных детей.

После участия в конкурсе «Учитель года» появилось желание делиться. Я вообще люблю работать со взрослыми. Детей, конечно, тоже люблю, но даже в старшем звене работаю потому, что больше нравится со взрослыми. На окружном методическом объединении уже несколько раз выступала перед учителями о подготовке к ЕГЭ, с удовольствием делюсь опытом. Сама сейчас подтянусь методически и готова делиться дальше. Управлять не хочу – нет в этом какой-то теплоты и нежности… Состояние учителя мне нравится больше.


   


  


  


 


  


 


 





Образование. НГТУ, факультет автоматики и вычислительной техники. Прошла переподготовку по педагогике.

Историческая личность. Мне кажется, Владимир Владимирович Путин – историческая личность. Хоть и критики много в его адрес, а я всегда с удовольствием слушаю его выступления.

Авторитет в педагогике. Ольга Ивановна Сипаренко, учитель информатики гимназии №1 – она открыла для меня олимпиадную информатику, я очень рада, что ее знаю.

Хобби, увлечения. У меня их много! Люблю все ручное творчество: вязать, лепить, вышивать, пытаюсь научиться шить. Очень люблю петь, могу дома часами петь – очищаюсь от всех мыслей и растворяюсь в музыке.

Любимые книги. Люблю Дину Рубину, нравится ее слог. А недавно прочитала «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», это удивительное произведение, не могла оторваться.

Любимое кино. Очень нравится фильм «Один день» – лиричный, драматичный. Люблю фильмы, которые заставляют задуматься. Марина Николаевна Чешева посоветовала нам посмотреть фильм «Общество мертвых поэтов» – удивительный фильм, в оцепенении была.



Разговаривала Алена Юдина