Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Маргарита Николаевна Ковалева: «Секрет успеха коллектива – в распределении зон ответственности»

04.05.2018

Вся жизнь прошла в одной школе

Я вообще не думала поступать в педагогический институт, планировала идти в НЭТИ на физтех. Но забыла взять с собой паспорт, а без него меня в приемной комиссии и слушать не стали... И тут одна знакомая мне сказала, что в педагогическом тоже есть физико-математический факультет. Приехала туда, подала документы, сдала экзамены и поступила.
Учеба была интересной, я всегда проявляла активность, участвовала в комсомольской организации, была председателем профсоюзной организации нашей группы.

Маргарита Николаевна Ковалева – директор гимназии №7 «Сибирская» ,заслуженный учитель РФ.
Общий педагогический стаж – 42 года, стаж работы директором – 15 лет.

После окончания института пошла работать в школу. И спустя год стала чувствовать, что что-то не так, что-то не получается… Муж договорился, и меня пригласили работать на предприятие – я ведь математик, а у них тогда появлялись станки с числовым программным управлением, интересно было. И вот когда настало время уходить из школы, мне вдруг стало страшно, начала сомневаться. Муж и говорит: «Вот и не мучайся, работай в школе».

И с тех пор я здесь. Спустя 10 лет я стала заместителем директора. Еще через 20 – назначили директором. Вся жизнь прошла в одном образовательном учреждении!

Раньше развивали одаренность по разным направлениям

Был единственный год, когда я уезжала из Новосибирска. Мой муж тогда был военным, и его отправили служить в Калининградскую область. Там я устроилась в школу, вела уроки так, как учили здесь мои учителя, завучи. А местные педагоги восхищались, водили коллег на мои уроки, потом даже отправили на курсы повышения квалификации в Тверь. Четыре месяца я получала дополнительное профессиональное образование по работе с одаренными детьми.

Сейчас под одаренностью понимается скорее техническая, творческая, не академическая. Государству нужны инженеры, специалисты на стыке наук: химико-биологическое направление, физико-математическое, физико-химическое. Ценится склонность детей к техническому творчеству, знаниям информационных технологий.

А когда мы начинали работать по этой теме, мы говорили, что каждый ребенок одарен. И выделяли шесть направлений одаренности: одни одарены академически, другие – интеллектуально, третьи – творчески, есть дети-лидеры, а есть развитые физически. И для каждой группы детей мы создавали свое направление.

Неплохо получалось, надо сказать! Мы делали выставки, к нам переходили дети из других школ. И одаренность была уважаема в классе. Например, перевели к нам в школу девочку с лишним весом, у нее были проблемы с коммуникацией. И уже через пару лет она прекрасно выступала на сцене, пела, читала стихи, похудела... Мальчика перевели, тоже с проблемами, но он был биолог от бога и раскрылся у нас.

Тогда детей принимали такими, какие они есть. Сейчас они не так толерантны. Может, мешают телевизор и компьютер…

С родителями работать сложнее, чем с детьми

Уроки сейчас продолжаю вести, математику никогда не забывала. Правда, не во всех классах: взяла себе курс подготовки к ЕГЭ, и вот второй год готовлю 10-11 класс.

Готовимся к сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня. Там много задач логического плана, где нужно рассуждать, находить правильный подход, мыслить. В первый год проведения экзамена профильного уровня дети пришли с ошалелыми глазами – говорят, им просто не хватило времени подумать. И сейчас, когда мы работаем, то отмечаем, как распределить время, сколько отвести на задания с одним баллом, сколько на сложные задания. В прошлом году уже хорошо сдали.

Делим детей на курсах по уровням подготовки: все ведь по-разному воспринимают информацию, и одним приходится притормаживать, а другие не успевают.

С радостью отмечаю, что дети уже осознали: ЕГЭ – это их экзамен, а не родителей и учителей. Ответственность только на них. Вообще ЕГЭ по математике очень хороший, действительно проверяет уметь решать, знание содержания, приемов, целостности предмета.

Знаете, дети сейчас неплохие, а вот родители сложные стали. С любым ребенком можно найти общий язык, а с некоторыми родителями попробуй найди контакт…
Опека сейчас со стороны родителей чрезмерная. Беспокоятся, к какому учителю отдать, в какую школу. А я всегда говорю, что в начальной школе можно везде учиться, нужно только самому родителю следить за образованием ребенка. Не просто отдали и забыли. Мы можем только давать знания, а уж брать их или не брать – это возможности ребенка. Но родители не всегда это понимают.

Секрет успеха – в коллективе

Школа немолодая, многое в ней пришлось и приходится переделывать. Большие кабинеты разгородили, сделали из них по два средних. Кабинеты физики, биологии и химии с маленькими лаборантскими мы тоже перестроили: теперь у нас обычные классы и большие лаборатории со всем необходимым современным оборудованием.

Наша гимназия называется «Сибирская», потому что в свое время мы решили сделать упор на краеведение. Стали изучать Новосибирскую область, сибирскую литературу, сделали авторские учебники, изучаем краеведение в математике и музыке. Создали музей сибирской избы.

Несмотря на то, что в гимназии сильны математические традиции, про гуманитарное образование тоже не забываем. У нас есть школьный пресс-центр, электронная газета, сейчас создаем школьное телевидение.

Мы уже шестой год работаем без бумажных журналов, только с электронным дневником – одними из первых решились на это. Очень удобно: электронный дневник позволяет проще и быстрее связываться с родителями, а дети всегда могут заниматься дистанционно, если заболели или уехали куда-то.

У нас отлично разработана и развивается система воспитательной работы.
Наш вожатский отряд настолько хорош, что каждый год у нас очереди в летний лагерь! С ребятами из отряда весь год занимаются, потом их назначают вожатыми на лето. И маленькие ребята совсем иначе воспринимают общение со старшими детьми, чем с педагогами. Они вместе играют, готовятся к выступлениям. Мы первые места занимаем в городе по летнему лагерю.
Принимаем участие в «Российском движении школьников». Развиваем волонтерское движение: мусор собираем, в детские дома ходим, к ветеранам, за животными ухаживаем.
Отмечаем День гимназии 19 октября – в этот день мы не учимся, а всей школой идем в театры, музеи.
Есть у нас День творчества, когда выступают коллективы, организуются выставки и фестивали. В этом году сделали целую Неделю творчества.

Я считаю, что секрет нашего успеха – в распределении зон ответственности. Каждый что-то делает, отвечает за какой-то проект, и гимназия развивается. Коллектив у нас хороший, устойчивый, в основном никто не уходит – разве что на пенсию!

Удалось сделать пространство школы безопасным

Когда я стала директором, сразу решила, что нужно сделать упор на безопасность, дистанционное обучение, здоровьесбережение, и мы продолжаем развивать эти направления.

Пространство школы удалось сделать безопасным, могу говорить об этом с уверенностью. Мы одними из первых ввели проход по карточкам через турникеты. Карточки, кстати, действуют и в столовой. Одними из первых мы установили системы видеонаблюдения по всей территории – у нас 43 камеры. Мы поставили забор и сделали только один вход на территорию школы.

Горжусь своим коллективом, который всегда поддерживает новации. К нам переходят учителя из других школ, ждут освободившиеся места. И не за зарплатой идут, они хотят методически вырасти, потому что у нас профессиональный рост ведется в разных направлениях – и по психологии, и по воспитательной работе, и по современным технологиям.


  




Образование. Новосибирский государственный педагогический институт, физико-математический факультет.

Авторитет в педагогике. Наша преподаватель по методике в институте говорила: «Когда придете в школу, нужно сразу преподавать в старших классах – с младшими быстро все забудете». Еще говорила так: «Если вас назначат директором, то своими заслугами можете гордиться только через 6 лет работы. Все, что до этого, было сделано бывшим директором». Никогда не забуду ее слова, очень интересно преподавала методику математики и воспитывала нас.
Свекровь моя работала математиком в школе, много всего рассказывала, и я всегда заражалась ее энтузиазмом.

Историческая личность. Софья Ковалевская. Михаил Ломоносов тоже очень много сделал. Считаю, что Ленин и Сталин – тоже личности, просто к ним надо относиться определенным образом. Путин много делает для внешней политики, мы лучше стали жить, а управлять такой большой страной трудно. Маргарет Тэтчер в Англии – тоже личность.



Разговаривала Алена Юдина