Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Сергей Николаевич Бирюков: «Про "десятку" могу говорить бесконечно»

24.04.2018

Сергей Николаевич Бирюков – директор гимназии №10, заслуженный учитель РФ, лауреат премии «Лучший учитель» в рамках национального проекта «Образование». Общий педагогический стаж – 41 год, стаж работы директором – 9 лет.

   Не собирался быть директором

Я окончил наш педагогический институт по специальности «учитель географии и биологии». По распределению меня отправили в село Боярка Колыванского района, где я отработал три года, затем вернулся в Новосибирск.

Я жил в Октябрьском районе, поэтому работал в местных школах: 75-ая, школа-интернат №35, в которой стал завучем, а затем впервые попробовал себя в роли директора. Но я тогда еще не был к этому готов, молодой был... И через какое-то время перешел в институт усовершенствования учителей заведующим кабинетом географии. И знаете, после хотя и безумно сложной, но живой работы директором школы смог продержаться в институте всего месяцев пять и принял решение вернуться в школу.

Снова работал в Октябрьском районе, а потом меня пригласили в «десятку», и с 11 сентября 1988 года я здесь.

Труд учителя очень тяжелый, отнимает массу душевных и физических сил, времени. Но всегда получаешь удовлетворение от своей работы. Я и сейчас не отказываюсь от педагогической деятельности, это моя отдушина! Хотя, на мой взгляд, самое сложное в работе учителя – долгое время заниматься с детьми, обучать их, воспитывать, а потом выпускать и брать новых, начиная все сначала! Вчера вот разговаривал с одиннадцатиклассниками – молодцы, понимают с полуслова, а через полтора месяца уйдут, и я опять возьму девятый класс и все начну заново… Тяжело, но от этого никуда не деться в нашей профессии.

Я никогда не собирался становиться директором, меня вполне устраивала учительская деятельность, работа заместителем. Но однажды Наталья Васильевна Ярославцева, которая руководила «десяткой» до меня, предложила возглавить гимназию. Сначала я был категорически против. Но у меня было время все обдумать, да и коллеги убедили…

Честно говоря, первый год я вообще не понимал, что делаю. Тяжело было заниматься хозяйственными делами, на первом заседании попечительского совета у меня тряслись руки, я не знал, что говорить. Но коллектив меня не бросил, поддерживал и продолжает поддерживать. У меня очень хорошая команда заместителей, каждый отвечает за свой участок работы, сам принимает решения, я не вмешиваюсь. Директор ведь не может тащить на себе весь воз работы, полномочия нужно уметь делегировать.

Самое легкое и приятное в работе руководителя, пожалуй, получать награды! А самое нелюбимое – бумаги. Много проверок, нагрузка бюрократическая не снижается… А нам нужно больше внимания уделять детям. Увеличился микроучасток, строятся новые дома – работаем в две смены. Огромное количество желающих учиться именно у нас, просят взять к нам, хотя школа-то не резиновая и в сутках по-прежнему 24 часа…

     «Десятка» всегда была и будет гармоничным сплавом традиций и современности

Когда государство говорит о чем-то новом в образовании, мы понимаем, что лет 20 назад мы это уже использовали, у нас это уже было. Первый класс программистов в Новосибирске появился именно в «десятке». И деятельностный подход в обучении используем уже давно, и современные информационные технологии стали применять одними из первых.

В гимназии поддерживаются традиции в спорте, это очень важная часть нашей жизни. Есть спортивный клуб «Олимп», но для нас спорт – это не только участие в традиционных легкоатлетических эстафетах, он присутствует в жизни гимназии каждый день.

В феврале ежегодно проходит Декада науки и проектов, и мы обязательно организуем день физической культуры: соревнования по разным видам спорта, зарядка. Спортивные состязания проходят постоянно, причем зачастую – по инициативе детей. У нас есть стадион, занимаемся легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, футболом, плаванием.

Возможно, в следующем году откроем целый хоккейный класс! В Новосибирске есть хоккейная команда, в которой занимаются дети из разных школ города. Нам предложили попробовать объединить всех в одной школе, так для ребят будет проще. Чтобы поступить в нашу гимназию, они усердно готовятся, подтягивают свои знания по основным предметам, и их упорство достойно уважения. Здесь есть и наш интерес: они усилят нашу спортивную команду по легкой атлетике!

Еще одна традиция – отличный английский. С 1962 года мы являемся школой с углубленным изучением английского языка. Нам есть чем гордиться. Личный переводчик Владимира Путина – наш выпускник Андрей Цыбенко. Несколько лет назад делегация посольства США приезжала в Новосибирск – они сами изъявили желание посмотреть десятую гимназию, и наши ребята свободно разговаривали с ними по-английски. Позже из посольства мы получили слова благодарности за «уникальную возможность пообщаться с одаренными учащимися».

У нас 22 учителя английского языка! Все говорят, что ни в одной школе города нет такого уровня знаний английского, к нашим учителям ходят на открытые уроки.

Не могу не рассказать про английский театр Top Ten. Это уникальный проект, ни у кого такого нет. Каждый год наш театр становится победителем окружных, городских и областных конкурсов, наших юных артистов приглашают на различные площадки города.

Конечно, наша традиция и гордость – это наши замечательные родители. Уже много лет у нас действует Попечительский совет, благодаря которому мы решаем любые проблемы. Например, мы долгое время добивались строительства спортивной площадки, но безрезультатно. В конце концов Попечительский совет сделал это за счет своих средств. Теперь такая площадка у нас есть, и очень приятно, когда идешь после работы, а там ребята играют.

Родители вообще активно участвуют в жизни школы. Например, входят в комиссию по разрешению разных споров. Мама одного ученика каждый год в августе помогает библиотекарям обрабатывать и выдавать учебники. На экскурсии постоянно детей возят, часто на предприятия, где работают сами, приносят в музей разные интересные вещи, проводят беседы с детьми.

В гимназии замечательный музей! Какое-то время он процветал, потом его руководители ушли, и мы не могли найти энтузиастов. Сейчас у нас опять появился такой человек, музей снова набирает обороты. Наш выпускник Алексей Пронин, который руководит историческим парком «Россия – моя история», вместе с ответственным за музей строят планы по его реконструкции.

     Хочется, чтобы была достойная смена

Коллектив у нас очень большой – 79 человек. Но недостаток в учителях все равно есть...

А выпускники педагогического университета, увы, сейчас не очень-то стремятся в школу.

Молодежь, конечно, приходит. Но большинство нас не устраивает… Они безразличные, они «урокодатели», им не доверишь классное руководство. Мы их не отталкиваем, работают, кто-то сам уходит потом, другие перестраиваются и остаются. Брать совсем неопытных тоже ведь опасно: на начальные классы точно не возьму, могут дров наломать…

Поэтому коллектив в принципе возрастной. Держимся за каждого учителя, уговариваем ветеранов поработать подольше.

С учителями стараюсь всегда находиться в контакте, ко мне в любой момент можно обратиться с просьбой или предложением (в том числе и детям). Кстати, регулярно в конце учебного года я провожу собеседования с педагогами, причем с каждым отдельно! Они приходят, рассказывают о своих достижениях, проблемах – и не только для отчетности, просто учителям тоже нужно выговориться и похвалиться.

Очень хотелось бы, чтобы была достойная смена. «Десятка» ведь особая школа – это живой организм, который человека либо принимает, либо не принимает, и ничего с этим не сделаешь.

    

   





Образование. Новосибирский педагогический институт, учитель географии и биологии.

Историческая личность. Не могу кого-то выделить.

Авторитет в педагогике. Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили – использую элементы их методик.

Хобби, увлечения. путешествия.

Любимые книги. Обожаю Сомерсета Моэма, особенно «Театр» – это моя настольная книга. Если мне плохо, я достаю Моэма, с любого места начинаю читать «Театр», и печаль отпускает.

Любимое кино. Советские фильмы – «Москва слезам не верит», «Служебный роман». Из зарубежных очень нравится «Анна и король», главная героиня, кстати, учитель. Люблю российские сериалы, особенно с хорошим финалом. Не люблю негатива, даже новости стараюсь реже смотреть.



Разговаривала Вера Владимирова