Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Константин Анатольевич Чугаев: «Главное для любого руководителя – сформировать команду единомышленников»

13.04.2018

Нужно заниматься тем, в чем мы сильны

Образование я получил техническое – окончил Новосибирский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии по специальности «оптик-электронщик». Так случилось, что, отработав по распределению на заводе, я стал заместителем директора парикмахерского училища и вел уроки по начальной военной подготовке, так как я являюсь офицером запаса (старший лейтенант). Рассматривал это как временную работу и даже не предполагал тогда, что свяжу всю жизнь с образованием.

Константин Анатольевич Чугаев – директор Новосибирского колледжа легкой промышленности и сервиса, кандидат педагогических наук.
Стаж работы директором – 28 лет, общий педагогический стаж – 31 год.

В 1990 году был назначен на должность директора училища №49, которое в то время готовило студентов лишь по двум специальностям – швея и раскройщик. И тогда мы вместе с коллективом поняли: или мы кардинально изменим систему подготовки и количество специальностей, или училище будет попросту закрыто.

Мы разработали программу развития училища. Ключевым моментом стала научно-методическая составляющая учебного процесса. Подключив ведущих работодателей, редактируя и создавая учебные планы и программы, повышая квалификацию педагогов, мы открыли еще шесть направлений подготовки.

Анализируя рынок труда того времени, мы пришли к выводу, что нужно остановиться на том, в чем мы сильны. Таких направлений у нас было два: легкая промышленность (швея, оператор швейного оборудования, портной, закройщик, механик швейного производства, дизайнер, модельер-конструктор) и гостиничный сервис и туризм.

Конечно, большую роль в этих преобразованиях сыграли педагоги. Наверно, для любого директора главное – сформировать команду единомышленников, профессионалов. Мы никого не увольняли, мы просто поднимали требования на новый уровень. И педагоги либо старались соответствовать ему, либо уходили.

Консорциум, отраслевой совет, проектное управление

По ходу работы мы внедряли новые формы управления.

Одной из таких форм стал методический совет. В него, разумеется, вошли работодатели, которые понимали язык профессионального образования, переживали за систему и хотели реально что-то изменить, чтобы качество подготовки студентов соответствовало их требованиям. На заседаниях совета мы решали различные вопросы, вносили изменения в стандарты на уровне региона.

Затем мы поняли, что нужно создать стратегический орган, который бы лоббировал интересы отрасли в регионе, анализировал рынок труда, запросы работодателей, чтобы сбалансировать заявку на подготовку студентов и ситуацию на региональном рынке. И такой орган был создан – это отраслевой совет, в который вошли представители работодателей и власти.

Качество подготовки студентов во многом зависит от состояния материально-технической базы, от педагогического состава, методических разработок. На это был направлен проект «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования». Наши педагоги тогда прошли стажировку у российских и зарубежных экспертов, мы начали серьезно вкладываться в учебно-материальную базу.

Важно, чтобы в учреждения профессионального образования приходили качественно подготовленные и хорошо мотивированные абитуриенты. С этой целью был создан научно-производственный образовательный консорциум в легкой промышленности. Его возглавляет ректор Новосибирского государственного университета архитектуры и дизайна Наталья Викторовна Багрова. В консорциум вошли учреждения дополнительного образования, в которых занимаются дети с 5 лет, школы, два колледжа (наш и колледж искусства), три вуза (архитектурный университет, институт легкой промышленности и институт социальной реабилитации при НГТУ), а также ведущие работодатели (фирма «Синар» и ассоциация малого и среднего бизнеса в легкой промышленности). Получилась такая цепочка подготовки кадров, в которой важную роль играет преемственность программ. Я считаю, что выстраивание таких схем очень важно в современном образовании.

Со временем я понял, что технических знаний, которые я получил в вузе, мне для работы недостаточно. Решил заниматься научной деятельностью и в 2005 году поступил в аспирантуру НГПУ, а в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Управление качеством профессионального образования». В ходе написания научной работы мы отрабатывали ряд теорий в нашем учебном заведении и теперь применяем знания для управления и улучшения качества подготовки студентов.

В феврале этого года Минобрнауки РФ и движение WorldSkills определило ТОП-100 лучших колледжей России. Из нашего региона в этот рейтинг вошли 5 колледжей, в том числе и мы. Конечно, это ключевой показатель признания деятельности нашего учебного заведения.

Мы очень надеемся, что в этом году реализуем идею, которая заложена у нас в программе развития. На второй площадке нашего колледжа, которая находится на улице Гоголя, мы планируем открыть учебную студенческую гостиницу. Работа уже наполовину сделана, и планируем завершить ее к концу года.
Смысл проекта в том, что студенты направления «гостиничный сервис» будут проходить первичную практику в нашей гостинице – до выхода на практику в отели. А студенты направления «туризм» будут прорабатывать свои разработки туристических маршрутов по городу для школьников, которые будут останавливаться в нашей гостинице.

Каждый студент должен развиваться как личность

Думаю, сегодня для подготовки качественных специалистов необходимо давать студентам навыки не только профессиональных компетенций, но и управленческой деятельности. Вот почему мы большое внимание уделяем развитию самоуправления, у нас действует студенческий профсоюз..

Работаем над независимой оценкой качества студентов. На открытых уроках, которые дают наши педагоги, в качестве экспертов присутствуют работодатели. Мы одними из первых в прошлом году участвовали в проведении демонстрационного экзамена. Проводили его для студентов по направлению «Гостиничный сервис». Председателем комиссии был эксперт из Санкт-Петербурга, а члены комиссии – сертифицированные представители ведущих отелей нашего региона. Ребята успешно справились с испытанием.

Одна из традиций нашего учебного заведения – каждый студент во время обучения должен развиваться как личность. Поэтому на первом курсе все для себя выбирают интересующее их направление – художественная самодеятельность, техническое творчество, спорт. Занимаясь в кружках и секциях, студенты развивают общие компетенции, которые принципиально важны для разных специальностей.

Мы были одними из первых, кто принял участие в движении WorldSkills, конкурировали с ведущими колледжами России. В 2016 году наша студентка вошла в состав сборной России и на чемпионате Европы в Гетеборге (Швеция) завоевала медаль профессионала.

Ранняя профориентация позволяет выявить мотивированных студентов

Сегодня профориентация – это не просто экскурсия в колледж. Это вовлечение школьников в профессиональные пробы.

Мы активно включились в движение JuniorSkills, на базе колледжа проводятся отборочные соревнования по нашим компетенциям, конкурсы профессионального мастерства. Когда школьники участвуют в этих соревнованиях, они проходят первичные профессиональные пробы, чувствуют предрасположенность к той или иной специальности, и это решает вопросы ранней профориентации. Победители конкурсов, которые мы проводим, получают сертификаты преимущественного поступления в колледж.

На профориентацию работает и созданный нами консорциум. Ранняя профориентация позволяет выявлять заинтересованных ребят. И тогда мы получаем высокие показатели по трудоустройству: закрепляемость наших студентов на предприятиях составляет от 80 до 95%, в зависимости от специальности.

Недавно правительством России был определен ТОП-50 профессий, которые необходимы для страны в ближайшее время. В этот список вошли две наших специальности – гостиничный сервис и туризм. Набор этого года показал, что на эти направления подготовки проходной балл был от 4,5 до 4,8, а одна студентка даже пришла с баллом 5,0. То есть школьники и их родители прекрасно осознают, в каких стратегических направлениях сейчас развивается регион и страна.

Руководителю нельзя отказываться от педагогической деятельности

Я не оставляю педагогическую деятельность, сейчас веду курс «Безопасность жизнедеятельности».
На мой взгляд, темы, которые мы проходим со студентами, важны для всех специальностей и профессий – знаниями по безопасности и оказанию первой помощи должны владеть все. Курс построен в большей степени на практических умениях, это вдвойне мотивирует ребят. К примеру, мы отрабатываем на тренажерах искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца, умение останавливать кровотечение, наложить шину при переломе, провести перевязку. Конечно, не у всех сразу все получается. Но систематическая работа позволяет им выработать психологическую устойчивость и не растеряться в чрезвычайной ситуации.

Я уверен, что руководителю ни в коем случае нельзя отказываться от педагогической деятельности. Так ты чувствуешь студентов, живешь в их ритме, видишь каждого, чувствуешь, чем они живут. И они всегда могут напрямую высказать свои тревоги и сомнения.


  


  


  





Образование. Новосибирский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии, оптик-электронщик.

Историческая личность. В нашем учебном заведении Надежда Павловна Черненко – она долгое время работала у нас и сыграла ключевую роль в становлении всей научно-методической системы колледжа. Ее идеи продолжают жить и развиваться. Я считаю, что она сделала вклад во всю систему профессионального образования.

Авторитет в педагогике. Опять же, это Надежда Павловна Черненко. Педагог с большой буквы, которая учила и продолжает учить преподавателей. Ее деятельность повлияла и на мое мировоззрение, ее авторитет незыблем.

Хобби, увлечения. Рыбалка – люблю размышлять в тишине и получать удовольствие от общения с природой.

Любимые книги. Каждый год перечитываю «Мастера и Маргариту» и всегда нахожу в этом произведении что-то новое.

Любимое кино. Классические фильмы, на которых воспитывалось не одно поколение, – «Республика ШКИД», «Доживем до понедельника», «Вам и не снилось». Из последних потрясли «Время первых» и «Движение вверх».



Разговаривала Алена Юдина

Вход