Личность

Лариса Владимировна Потеряева: «Служение – предназначение учителя»

23.03.2018

О профессии и служении

Лариса Владимировна Потеряева – директор лицея №22 «Надежда Сибири», Стаж работы в системе образования – 28 лет, из них 26 – на руководящих должностях.

Я начала преподавать русский язык и литературу в 20 лет, ещё учась в институте. Однажды, когда дети писали сочинение о смысле жизни, один мальчик написал слова, которые мне запомнились на всю жизнь: «Смысл жизни – в служении. Человек, как солдат на боевом посту, должен быть всегда начеку».
«Служение», на мой взгляд, имеет для педагогики в целом основополагающий смысл. Основа жизни педагога – служение людям. Жизнь руководителя и учителя – отдавать себя детям. Мы формируем будущее, а это колоссальная миссия. И если мы будем честно и ответственно подходить к своей работе, то получим нужный результат.

Наш лицей создал книгу «Наши отношения с жизнью», посвященную Антонине Савельевне Поповой, Заслуженному учителю, которая 45 лет работала в лицее. Книгу писали учителя, и мне довелось написать вступление, в котором есть такие слова: «Часто думаешь, в чём высокое предназначение учителя. Вся жизнь педагога – это бескорыстное служение детям. Учителя – как солдаты на боевом посту, всегда готовы прийти на помощь, защитить, поделиться всем тем, что у них есть. Откуда же они черпают силы? Неисчерпаемый источник их силы – это любовь, любовь к детям. Учитель обладает тем особым талантом, который делает его одним из самых важных людей на Земле».
Думаю, если так подходить к учительству, то появляется смысл. А для меня самое главное – поиск смысла.

Я не помню своего состояния в жизни, когда бы я не хотела быть учителем. Альтернатив попросту не было.
В первом классе ходила в детский сад к своей любимой воспитательнице, читала книги детям, брала над ними шефство. Потом была командиром отряда, председателем совета дружины, председателем комсомольской организации школы. Для меня вся эта общественная работа, получается, и была педагогикой, просто тогда я это не осознавала. Помню, как мне на первом курсе института довелось вести уроки в пятом классе вместо заболевшей учительницы, – я считала это самым счастливым моментом в жизни. А уже через год после окончания института мне предложили стать заместителем директора.

В лицее №22 у меня учился ребёнок, я давно знала эту образовательную организацию. И когда предложили стать директором, сразу согласилась, хотя в то время имела хорошую должность в министерстве. Но решила, что надо вернуться к практической деятельности.
Сейчас уроки, к сожалению, почти не веду. Почему? Опять-таки из-за служения. По содержанию руководство и преподавание – совсем разные виды деятельности. А я стараюсь делать всё хорошо и буду очень переживать, если у меня будут уроки, а мне необходимо ехать на совещание. Но если нужно заменить учителя, я с радостью выхожу на уроки. Тяжело без общения с детьми.

Как сделать пространство школы увлекательным

Вот уже более трёх лет я работаю директором лицея, за это время сменилось много людей. Я уверена, что в коллективе должны быть только единомышленники, так что формирование команды – всегда сложный путь.

Мы попытались ответить на вопросы: интересно ли детям в школе, интересны ли мы им, как сделать пространство лицея увлекательным? Оказалось, что решение лежит на поверхности. Сейчас образование изменило свои цели: доступ к информации есть у каждого, и такого просветительства, как было раньше, уже нет. Есть альтернативы образованию, есть Интернет, телевидение. И если ребёнку это интересно, нужно идти с ним вместе, попытаться превратить эти альтернативные способы получения информации в нечто положительное.
Мы решили, что детей надо во что-то вовлечь. То есть создать в школе такую среду, в которой бы они увлекались какой-то деятельностью. И мы придумали «генератор вовлеченности». Он представляет собой некий кубик Рубика, который ребёнок может «собирать» сам, исходя из своих интересов и потребностей. Каждая грань «кубика» – это некая среда: проектный офис, центр компетенций, центр предпринимательства, социально-гуманитарный трек, трек искусства, спортивный трек.
Ребёнок может включаться в один из блоков, а может выбирать направления из разных блоков. Он может использовать тот же Интернет, но уже как инструмент для своей деятельности. У нас сейчас 12 школьных фирм, в которых дети зарабатывают реальные деньги.
И знаете, дети сами начинают делать запросы на образование. Работая в блоках «генератора», они обнаруживают, что им не хватает определенных знаний для реализации своих проектов. К примеру, пятиклассники спросили, почему у них нет уроков физики? Мы нашли программу по физике для пятых классов, и теперь у них ведётся физика.

Мы не делаем установку на соревнования и победы. Эта деятельность не ради признания в сфере образования, а ради того, чтобы ребёнок нашёл себя. Интересно, что многие ребята, которые были не успешны в учёбе, становятся довольно успешными в том или ином виде деятельности. И заодно со временем подтягиваются в знаниях и оценках.

Наша изюминка – лицейские инженерные открытые мастерские (ЛИОМ). Мы решили, что необходимо такое пространство, в которое ребёнок может заходить и выходить тогда, когда ему хочется. И это реально происходит. В мастерских несколько зон, мобильные столы и перегородки, и каждый находит себе уголок, в который можно прийти до или после уроков. Сейчас много говорят об одарённых детях. Раньше одарённость воспринималась достаточно узко: как интеллектуальная одарённость. Сейчас это понятие намного шире. Одарён ребёнок может быть в каком-то виде деятельности. И в нашем «генераторе вовлеченности» мы как раз создаём такую среду, когда у ребёнка могут проявиться разные грани одарённости: в искусстве, спорте, проектном творчестве.

Конечно, есть особо одарённые дети, на уровне гениев, но таких единицы. Надо уметь их выявлять, работать с ними индивидуально – сейчас создаются центры для таких детей. Недавно в наш лицей приезжала руководитель центра «Сириус» Е. В. Шмелева, она пообщалась с одарёнными ребятами Новосибирской области, и мы показали ей свои инженерные мастерские, спортивный блок, творческий – разные виды одарённости.

Мне кажется, главное – суметь донести до ребёнка, что есть выбор, и помочь ему определиться. Мы заметили, что дети не сразу выбирают что-то одно. Сегодня он может увлечься чем-то одним, но потом забросить и заняться чем-то другим. Или, увлекаясь проектной деятельностью в какой-то сфере, может заинтересоваться конкретным предметом и продолжить заниматься научной деятельностью в этом предмете. И мы не мешаем детям, не заставляем всё доделывать. У них сейчас как раз время проб и ошибок.

Изучаем опыт и перенимаем самое интересное

Инновации, которые мы запустили в лицее, на самом деле не новы для системы образования, это всё было придумано и апробировано в прошлом.

Например, триместровая система обучения. Пять недель наши дети учатся, потом у них семь дней каникул. Такое чередование режима работы и отдыха – более ритмичное, чем деление на четверти. У нас качество образования увеличилось на 20% с введением триместровой системы. Дети стали меньше болеть.

Безотметочное обучение в начальной школе. Как уйти от «школярства», когда дети учатся ради оценки? Мы, конечно, пишем оценочные суждения, подсчитываем качество обучения в процентах, и здесь становится понятен рост ребёнка, мы отмечаем, какие темы «западают». И мы решаем психологическую задачу: у нас нет «двоечников» и «троечников», есть лишь разный уровень освоения программы.

В этом году мы внедрили модульный принцип построения учебного процесса. Программы предметов делятся на модули, и изучаются конкретные блоки тем. Мы начали с уроков технологии – выделили робототехнику, Интернет вещей, электронику, прототипирование. Затем во всех остальных предметах будем выделять модули. Ребёнку будет выдана программа модулей с описанием результатов, которые он должен достичь, и инструментов, с помощью которых можно достигать результаты. И если ребёнок отсутствует на уроках по тем или иным причинам, он может сдать потом конкретный модуль. Оценивание тоже будет по модулям: текущие оценки учитываться не будут в итоге, а только оценки за модули.

Все эти «новинки» уже были когда-то, мы просто изучаем имеющийся опыт и перенимаем самое ценное.

Каждая школа должна иметь своё лицо

Инновационные процессы в лицее мы будем продолжать. Сейчас занимаемся модульной системой, формированием инженерной культуры, развиваем медицинское направление. В следующем учебном году хотим открыть художественные классы, на них есть спрос. Заключаем договор с художественной академией, открываем предуниверсарий. И это будет не просто рисование, сейчас в моде веб-дизайн, 3D-моделирование. Такие классы будут совмещать художественное и инженерное направления.

В глобальном смысле – хочется, чтобы было больше единомышленников. Не только в лицее, но и вовне. Чтобы не было этой конкуренции, которая сейчас искусственным образом создана, – она является следствием оценки работы школ, мониторингов, рейтингов. Конечно, соревновательный дух нужен. Но, на мой взгляд, важнее, чтобы каждая школа имела своё лицо. Каждый должен занять свою нишу, а не бороться за место под солнцем. И заняв эту нишу, мы будем соответствовать ожиданиям родителей и детей.


  


  


  


  


  


  


  

Разговаривала Алена Юдина