Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Сардана Михайловна Слободчикова: «Наши сибирские расстояния делают дистанционное обучение школьников необычайно востребованным»

11.09.2017


«Жить – это значит постепенно рождаться» 
Антуан де Сент-Экзюпери

Сардана Михайловна Слободчикова – старший методист отдела дистанционного обучения ОблЦИТ, участвует в реализации проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области», ведет направление «Специализированные классы»
Педагогический стаж – 11 лет. Общий стаж в образовании – 18 лет.


Мое знакомство с Сарданой Михайловной произошло очень даже по-современному – в ее блоге

Там она поместила свой эмоциональный репортаж об участии в двадцать восьмом международном марафоне «Триколор ТВ Белые Ночи». Это происходило в Санкт-Петербурге девятого июля нынешнего года. Сардана Михайловна бежала марафон впервые. Впервые – 42 километра 195 метров!
И надо отметить, что она не спортсмен и никогда им не была. Она обыкновенный работник образования. Ей сорок четыре с половиной. Она этого не скрывает. А бегом занимается сравнительно недавно, с 2014 года. Вначале так, для здоровья. Со временем увлеклась. Стала участвовать в соревнованиях. Через год пробежала свою первую длинную дистанцию – три шестьсот. В 2016 году в Казани – впервые полумарафон. В 2017 еще такой же в Новосибирске, и вот в июле в Питере – марафон!

 


«Первые 25 км – просто песня! Красоты Питера, чувство праздника и вообще апогея. Люди кругом интересные… 10 тысяч человек бежит, и ты среди них! Через некоторое время 6 тысяч человек – десятикилометровые отделились и мы, марафонцы… У-ух! Побежали прямо... У меня 21 километр за 2 часа. Думаю: ускоряться – или устану и не добегу? Буду беречь силы. 30-й километр – 2 часа 55 минут. Ноги окислились, пью электролиты и ем хлебушек с солью. Помогло. 36-й километр... Боже, как же больно... Бью ноги ладошкой. Стопы не побьешь... Пытаюсь с высоким подниманием. У-ух, как все затекло! Вижу, кто-то лежит и стонет, подъезжает скорая… А вот впереди бежит девушка, у нее икры с огромным синяком… У меня обошлось без травм, и ногти на ногах все целы. Надо, Руфь, надо… Всю зиму готовилась, значит, можешь. Ур-ра-а! Водопой!!! Могу? Могу!.. Невский проспект... Набережная Фонтанки... Нева... 40-й километр. Бегу на автомате? Не-ет, контролирую вроде... Смотрю, бабуля бежит. А я-то молодая! Бегу! Но медленно... Главное, не остановиться и не перейти на шаг! Бегу… Последние 800 метров... «Мама!» – дочь подбежала, бежит рядом и подбадривает... Все! Ускоряюсь! Бегу быстро, ног не чувствую… Финиш, вижу финиш. Кто-то увидел мою бастына на голове и закричал: «Жми, Якутия!» С флагом у меня не получилось, зато надела бастына… Это легкое головное украшение якутских женщин. У меня оно из белого бисера.

Финиш, слезы, медаль, 4 часа 14 минут 57 секунд! 22-е место в возрастной категории 40-44 из 60 женщин. Кругом радостные люди, обнимаются, поздравляются, царит атмосфера счастья... Лидеры выиграли призы, они вдвое быстрее прибежали. Встречают болельщики, семьи, друзья… Возгласы «Ура!» Себяшки (селфи)… Мы победители! Столько иностранцев! Но Россия, конечно, рулит! Люди подходят, поздравляют, улыбаются. Никогда так много сразу счастливых людей не видела – 4 тысячи!!!».


Вообще-то речь пойдет не о петербургском марафоне. Просто этот репортаж, как мне кажется, неплохо иллюстрирует характер человека, о котором очерк. Да, о Сардане Михайловне Слободчиковой.
Но начнем с самого начала, когда в январе 1973 года в якутском селе Майя в роду легендарного Манчаары, в восьмом его поколении родилась девочка. Восхищенный этим событием отец дал дочери имя – Сардаана, так якуты называют свой любимый цветок – луговую лилию, которому посвящены многие народные предания, песни. Этой девочке, старшей и единственной в большой семье, родство с ее именитым предком никаких привилегий не обеспечивало. Как раз наоборот, спрос был вдвойне: должна уметь вести домашнее хозяйство, знать народные традиции, легенды, уметь петь, танцевать, метко стрелять из ружья и вместе со всем этим быть первой ученицей в классе. Это были требования ее самых близких и любимых людей: отца, и мамы. И, тем самым, забота о ней. И главное – собственный пример…

 


«Папа окончил профтехучилище и стал лучшим трактористом в районе, имел все категории водительских прав, завоевал звание чемпиона соцтруда… В две тысячи седьмом году он был награжден республиканским нагрудным Знаком отличия «Гражданская доблесть»… Мама тоже из семьи тружеников. Проработала в детском садике всю жизнь, родила троих детей, умела очень быстро и весело все делать в доме, и еще была главным инициатором семейных праздников, выездов на природу.
Так как я в семье была единственной девочкой, я у нее училась вести домашнее хозяйство. Но, сказать по правде, под любым предлогом убегала играть с мальчишками, пострелять, повоевать… Родители очень любили природу, постоянно возили нас в лес, к речке. Папа был заядлым охотником и нередко брал с собой на охоту меня. Как-то он подарил мне ружье, и я тогда, уже будучи подростком, могла сама по-настоящему охотиться. Родители всегда участвовали в смотрах художественной самодеятельности: пели, а папа еще и танцевал. Оба они играли в народном театре. Замечательно играли. Был спектакль, который стал для меня особенно памятным. Это была постановка о Манчаары – национальном герое якутского народа. В нем главную роль играл именно папа, а его возлюбленную – мама…».


В этом, наверное, истоки будущего характера, будущей личности, когда пример родителей у ребенка перед глазами, когда с ними соизмеряешь свои дела и поступки. Как подвести самых дорогих и близких тебе людей? Так что куда денешься – со всеми нагрузками Сардана справлялась. Да так, что родители задумывались – отдавать ли ребенка в балетную школу или готовить в физико-математическую? Выбрали то, что казалось более основательным и надежным – физматшколу. Наверное, не прогадали. Там у ребят учителями были лучшие преподаватели Якутского государственного университета… Стоп. Здесь требуется ремарка…

В жизни у каждого человека бывают знаковые события, поворотные моменты. Какие-то из них мы сразу именно так и воспринимаем, но некоторые просто не замечаем, а понимаем их значение позже, по истечению какого-то времени. Так было и в биографии Сарданы Михайловны.

 


«Пожалуй, поворотным событием стало мое поступление в республиканскую физико-математическую школу. Я считаю, что те два года в школе-интернате оказали на меня огромное влияние. Там я научилась жить самостоятельно, отвечать за свои поступки… Научилась слушать и слышать тех, с кем говоришь, и, если не права, не упрямствовать... Меняться самой. Тогда я поняла, что в учебе не надо избегать споров, дискуссий. Даже если ты до конца сама не понимаешь решения задачи или доказательства, то, когда начинаешь объяснять, картина становится и для тебя самой более ясной и полной… Там я впервые серьезно задумалась о выборе профессии и решила, что стану преподавать физику и математику».


В школе-интернате Сардана впервые села за клавиатуру компьютера, но к первому опыту программирования отнеслась скорее как к занимательной интеллектуальной игре, чем как к серьезному занятию, поэтому после выпускного, не изменяя своим планам, поступила на физфак Якутского государственного университета. Но сомнения в правильности выбора уже тогда были и тяготили, а возможности компьютера, которые она почувствовала при первом знакомстве с ним, завораживали, интриговали и… И она делает крутой поворот – поступает на педагогический факультет, отделение «Инженерно-педагогическое», кафедра «Компьютерные технологии». Сардана Михайловна рассказала, как это было.

 


«Увидела объявление в газете, что там можно выучиться на учителя информатики, и сразу прямиком – туда. Успешно сдала физику, математику, русский и попала на курс, где из сорока студентов девчат было всего трое. Оказалось, что раньше факультет был для механиков, а компьютерные технологии только-только открыли. Первый курс давался нелегко. Чего стоила нам, например, инженерная графика! Даже в этой узкой дисциплине из нас делали настоящих профи… Учебная программа еще полностью не была утверждена, и наряду с таким предметами, как информатика и вычислительная техника, педагогика, мы изучали и строение машин, и теоретическую механику… Но у меня хватало сил и времени, по примеру родителей, участвовать в конкурсах художественной самодеятельности, в культурно-просветительских «десантах» в города и поселки Якутии, выступать на этнокультурных фестивалях. Когда сейчас оглядываешься на студенческие годы – удивляешься…».



Вот где приобретались профессиональные знания будущего учителя, увеличивался диапазон личных возможностей в педагогике, расширялся кругозор, формировались работоспособность и ответственность, умение сосредотачиваться на главном, находить решения в жесточайшем цейтноте… Потом выпускнику вуза инженеру-педагогу Сардане Слободчиковой все это очень пригодились за Полярным кругом в сельской средней общеобразовательной школе.

 


«Когда я работала на Крайнем Севере, я учила детей с пятого по одиннадцатый класс и еще завучем была. Учителей не хватало, и приходилось до полуночи проверять тетради и бежать в школу ни свет ни заря. Преподавала физику, математику, информатику, черчение, ИЗО и бонусом еще и музыку, благо опыт песенный и музыкальный был… Весной в первый год работы я поставила полноценный спектакль, где были задействованы все школьные учители, все старшеклассники и даже родители…».


Надо сказать, что не искала она для себя специально никаких трудностей. После окончания университета и краткого зигзага в культурно-массовую сферу, вернулась в свой родной педагогический институт, который был к тому времени уже законодательно оформлен при Якутском государственном университете. Это произошло уже после замужества и рождения дочери.
Должность была ответственная – руководитель вычислительного центра. Сразу взялась за обновление компьютерных классов и тут же задумалась о внедрении в институте новых технологий. Но для этого нужен был обдуманный, научно обоснованный проект. Поступила в аспирантуру. Так что предстояла обычная, понятная карьера. Однако ее научный руководитель резонно заметила: «Пока не узнаешь кухню, ничего в науке стоящего не получится», – и благословила идти работать в школу. Вот такой очередной поворотный момент. А Крайний Север Сардана выбрала по житейским причинам, хотя надо сказать, что из романтических побуждений тоже… Годы ведь были молодые. Впрочем, молодость – это не возраст, это состояние души. Стоп. Здесь будет уместным показать несколько зарисовок из ее воспоминаний, которые Сардана Михайловна опубликовала в своем блоге и в своей книге-дневнике «Путник».

 


«Это была маленькая деревушка в Жиганском улусе Якутии недалеко от порта Тикси, который на берегу Северного Ледовитого океана. Недалеко – это, конечно, по северным меркам. В деревне не было телефонов, разговаривали по рации. Газету и зарплату возили на снегоходах, если только не было пурги. А пурга там настоящая… Когда я впервые услышала вой ветра, как в фильме «Семеро смелых», подумала: «Вот это да-а! Он настоящий!»… В первую же ночь увидела северное сияние и от восторга так долго стояла, высунувшись из окна, что чуть было не заболела. А летом в тундре полярный день. Солнце ненадолго касается горизонта и тут же встает. Если бы не комары, которых было ну очень много, можно было бы сутками гулять, охотиться...

В первую зиму в нашем единственном в деревне двухэтажном частично благоустроенном доме перемерзли трубы водяного отопления, и мы с дочкой ночью кутались в одеяла, спали в шапках, с включенными электрообогревателями. Утром в умывальнике был лед, и приходилось его греть, чтобы умыться. Хорошо, что нас на время ремонта котельной забрала к себе жить семья директора школы… Конечно, постоянный холод напрягает, и нам к весне «одолжили» частный теплый домик. Там я смогла даже вырастить в горшочке цветочек.

Случилось, что в наше село забрел одинокий волк. Охотники предупредили, чтобы по одному не ходили. А зима там полярная – все время ночь. Страху натерпелись. Каждое утро ждали сводки – у кого этот волк съел собаку. Его на третий день подстрелили. Он был огромный и очень старый.

Однажды пурга так затянулась, что в деревне, кроме рыбы и мяса, ничего не было. Как только стало возможно съездить в районный центр, один из местных взял меня с собой. На меня надели одежды из оленьих шкур, так что видны были только глаза, и помогли забраться в сани, прицепленные к снегоходу. Я села на накрытую брезентом мерзлую рыбу, а в руки мне дали веревку, которой была обвязана эта рыба, так и поехала. За спиной стояла бочка с бензином – путь дальний, опасный, мало ли что, вдруг заночевать придется… Долго ли коротко ли, но проехали семьдесят километров по неровному льду замерзшей реки. Двое мужчин из саней так с согнутыми ногами и вытащили. Было больно и смешно… На другой день вечером мы поехали обратно. Но на этот раз я легла на сани – рыбу всю, видимо, сдали, и вещей и продуктов там было немного. Я лежала и смотрела на звезды, на проплывающие мимо ледяные торосы, заснеженные горы… Потом услышала вой волков. Было страшновато, но меня вез кадровый охотник, и у него был с собой карабин. Кроме того, были и другие попутчики на снегоходах».



Да, очень суровая экзотика. Но это только малая ее толика. Мне довелось жить в Якутии. Могу подтвердить: испытаний там хватает. От повседневных бытовых до чрезвычайных, смертельно опасных. У Крайнего Севера много разных определений. Среди них есть и такие: Строгий, Суровый, Беспощадный, Жестокий… Да, да, все они с большой буквы. Я думаю, Сардана Михайловна вначале интуитивно, а потом и осознанно поняла, как можно противостоять такому Северу, то есть, что имеется много способов пропасть, а выжить, только один – работать. Но не механически, не обреченно, а творчески, с мечтой, строя дерзкие планы…

В той сельской школе завуч Сардана Михайловна вела шесть предметов и параллельно помогала готовить компьютерные презентации всем учителям. Потом организовала для них собственные курсы компьютерной грамотности, делилась знаниями, какие на то время у нее были. Затем сама прошла курс обучения у приехавших из Якутска сотрудников института повышения квалификации и переподготовки работников образования и поняла, что теперь есть возможности для того, чтобы осуществить мечту: разработать проект по внедрению в учебный процесс современных информационно-коммуникационных технологий.

 


«Мой авторский проект назывался «Информатизация образовательного процесса – путь повышения качества образования». Для его реализации мы создали в школе специальную группу, но помогал нам весь школьный коллектив. Конечно, много времени ушло на подготовку соответствующих педагогических кадров, на обновление материально-технической базы. В этом нам оказывали помощь управление образования и администрация наслега – сельсовета. Мы закупили компьютеры, столы, принтеры, сканеры… У нас был даже плоттер, и мы выпускали еженедельную газету для населения. Вместе с методистами изучали современные технологии, искали передовые методы и приемы работы, ездили на курсы в столицу республики… И вот с той поры, где бы я ни работала, внедрение в образование информационно-коммуникационных технологий – моя центровая тема. Так что принятое в свое время решение идти работать школьным учителем было правильным».


Потом судьба и профессия увели Сардану Михайловну еще дальше, на северо-восток к Восточно-Сибирскому морю того же Северного Ледовитого океана. Это был поселок Чокурдах. Там она тоже была в двух школьных ипостасях – учитель информатики и завуч. И там она проводила для педагогов семинары на тему использования ИКТ в образовательном процессе. Кроме этого, обучала многих тамошних жителей, как пользоваться компьютером, интернетом. С этой целью, посещая отдаленные поселки, Сардана Михайловна побывала и в низовьях реки Индигирки, на семьдесят первом градусе северной широты, в легендарном Русском Устье, где познакомилась с субэтнической группой русских – русскоустьинцами, предки которых заселили эти места еще в самом начале семнадцатого века. У них особенная культура, язык, своеобразный быт, и вообще жизнь, отличная от жизни на «материке». Основное занятие – рыболовство и охота на белого песца. Сардана Михайловна удивилась, как они нисколько не робели, не комплексовали на ее курсах компьютерной грамотности.
После семидесяти двух часов обучения они уже бойко стучали по клавиатуре ноутбуков, надеясь на то, что благодаря приобретенной администрацией района спутниковой антенне будут пользоваться Интернетом, переговариваться по «Скайпу».

Я завершаю очерк о Сардане Михайловне Слободчиковой, ограничившись ее северной одиссеей. А в ее жизни было еще много событий, поступков, поселков и городов, интересных проектов, содержательной работы педагога.
В Новосибирск она приехала в 2013 году. Тогда же стала работать в Областном центре информационных технологий. Мы с ней разговаривали в канун Дня знаний, перед первым сентября нынешнего две тысячи семнадцатого года. Я спросил, какие она видит перспективы развития в Новосибирской области дистанционного обучения школьников?

И вот что она сказала в завершение нашего разговора. Это ее принципы, которые она сформулировала исходя из собственного жизненного опыта: «Быть довольным и уметь радоваться тому, что есть и тому, о чем мечтаешь», «Дорожить временем. Каждой секундой. И как марафонец не берет собой в рюкзачок ничего лишнего, так и в жизни – не надо нести ничего лишнего: зависть, раздражение, непрощение, жадность».

Ну, что ж, такое можно пожелать и нам.



Авторитет в педагогике. Реформатор, основоположник научной педагогики, патриот, великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Историческая личность. Каждый известный человек внес огромный вклад в свое время. Эти люди меняли историю, и они достойны уважения все. Я назову Владимира Петровича Ларионова, российского ученого, первого академика Российской академии наук из моего народа. Он мой земляк, я родилась в том же районе, а моя мама из того же села. Это тот человек, который занимался фундаментальными основами обеспечения низкотемпературной прочности и долговечности сварных металлических конструкций. Результаты исследований Ларионова нашли практическое применение в крупнейших машиностроительных объединениях союзного и российского масштаба.

Хобби, увлечения. Бег. Он меняет и физически, и ментально. Люблю пробежки по аллеям сквера Военной Славы, по Красному проспекту, по улицам и тропинкам Академгородка. И вообще, жизнь есть движение. Она подобно бегу. Она как марафон.

Любимые книги. Прежде всего, «Төлкө» («Судьба») Николая Якутского. А еще в детстве настольной книгой была «Разные удивительные факты» (по-якутски «Дьиктилэр. Дьиибэлэр. Дьээбэлэр»). В ней я читала о разных чудесах, о человеческих странностях, о Бермудском треугольнике, Гудвине. В детстве я была завсегдатаем библиотеки и любимицей нашей сельской библиотекарши тети Вали, вела читательский дневник с иллюстрациями. Помню, когда она меня впервые привела в районную библиотеку, я была в восторге от огромного количества книг… Моя семья читающая. Мама и папа постоянно читали и меня приобщили. Дома у нас всегда были книги, книжные новинки.

Любимое кино. Люблю пересматривать советские фильмы особенно с участием Леонида Куравлева... Обожаю Фаину Раневскую, Алису Фрейндлих… Из современных фильмов мне понравился «Батальон», из зарубежных – новый «Шерлок…».


Владимир Пискарёв