Личность

Людмила Яковлевна Мочалова: «Главное в нашей работе – это команда, которая тебя поддерживает и понимает»

19.06.2017

Я стала заведующей детским садом и не жалею об этом

Людмила Яковлевна Мочалова – заведующая детским садом компенсирующего вида №23 «Дельфинчик» г. Искитима., Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» в 1999 году. Общий педагогический стаж – 35 лет. Стаж работы директором – 31 год.

Детский сад «Дельфинчик» работает уже 37 лет. Я пришла в него сразу заведующей. До этого 10 лет работала директором пионерского лагеря «Солнечная поляна», который в то время был от машиностроительного завода, как и наш детский сад. Лагерь был тоже оздоровительный, там часто длительно болеющие дети отдыхали. Потом получилось так, что отсюда заведующую убрали, директор меня вызвал и сказал, что нужно идти заведовать. Я подумала и отказалась, выбрала заниматься учебными делами на заводе. Но меня все равно отправили сюда, и в январе 1986 года я стала заведующей детским садом №23.
И знаете, я не жалею об этом. Все было: и огорчения, и слезы, и ссоры. Но это все во благо. А сейчас я просто говорю: «Попробуйте сделать то, что сделала я. Если сделаете, я вам поклонюсь».

Детский сад был тогда в плохом состоянии. Это был обычный детский сад, лишь с 1987 года сад он стал функционировать как оздоровительный. В 1988 году мы открыли новый блок с полностью оснащенными медицинскими кабинетами. Я тогда проучилась в Москве у Любови Ивановны Плаксиной, доктора психологических наук, специалиста по коррекционной психологии, разработчика методик работы с детьми с нарушениями зрения. И вот сначала мы открыли группу детей с фтизиатрическими заболеваниями, затем с часто длительно болеющими детьми, а с 1995 года у нас появились группы детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологическими заболеваниями, логопедическими.

В то время я часто была в командировках. С директором повезло – он хотел, чтобы руководители были грамотными, и отправлял нас учиться везде. Я была в Москве, на ВДНХ много раз, была в Киеве, Вильнюсе, в Литве – объездила весь Союз.

У нас есть всё: от бассейна до кабинета озокерита

Сначала у нас было не очень много детей. А сейчас сад переполнен – 170 ребят, это очень много. И очень большая очередь.
С детьми работают специалисты с высшим образованием – тифлопедагоги, дефектологи, психологи, логопеды, воспитатели. Плюс 11 медиков: медсестра физиокабинета, массажистка, медсестры-ортоптистки и многие другие. У нас есть кабинеты плеоптики, лазерный кабинет, соляная пещера, кабинет озокерита, ванны хвойные и жемчужные, бассейн. По большому счету, у нас санаторий. Дети проходят лечение два раза в год. Все процедуры отпускаются только с ведома физиотерапевта и под ее присмотром. Все медсестры находятся в штате детского сада.

Мы занимаемся по программе М. А. Васильевой и Л. И. Плаксиной. Когда я ездила в Москву в дефектологический институт, училась у Л. И. Плаксиной, то привезла оттуда необходимые пособия, ее программу. И мы с этого времени стали осуществлять ее для работы с детьми с нарушениями зрения.

Можно сказать, что каждый ребенок нашего детского сада имеет по 5-6 заболеваний. И для каждой патологии у нас есть необходимое лечение, аппаратура и специалисты. Этим, наверно, и уникален наш детский сад.

Перспектива – консультационный центр

В этом году мы выиграли грант, теперь планируем открыть консультационный центр для родителей по инклюзивному образованию. Когда ребенок рождается с большими отклонениями в здоровье, родители находятся в шоковом состоянии, не знают, куда пойти, что делать с ребенком, как помочь. Мы принимаем детей с 2 лет, но ведь до этого возраста дети находятся в семье. И за этот период родители смогут получить консультации, как правильно вести себя с ребенком. Мы хотим сделать консультационный пункт с двумя группами, которые бы лечились и получали консультации. Закупим аппаратуру, необходимые пособия, будем проводить семинары для родителей и коллег. Думаю, это пойдет на развитие детского сада.

Главное – найти команду

Я думаю, что сделать такой детский сад и выдержать его до сегодняшнего дня – это очень большое дело. Сложно руководить таким садом. У нас ведь не одна узкая патология, а очень много, нужно поддерживать связь с медицинским работниками, следить, чтобы люди постоянно учились. Когда я пришла сюда, сотрудники имели средне-специальное образование. Все потом пошли учиться, получили высшее, потому что с нашими детьми можно работать только с высшим образованием. Плюс дополнительное образование – воспитатель-психолог, воспитатель-дефектолог.

Конечно, тяжело эмоционально. Невозможно не вкладывать всю душу в наших детей, невозможно абстрагироваться, ведь у нас особые дети. Даже если себя настраиваешь на абстрагирование, все равно пропускаешь все через себя.
И у нас нет безразличных. Мне вообще везет с людьми. Поддерживают девочки-воспитатели. У нас новый старший воспитатель, она психолог, очень работоспособная, грамотная, неравнодушная. Я считаю, что в наше время главное – найти команду. Сейчас молодежь не идет работать воспитателями и учителями. Ведь сколько заканчивают педагогический университет, куда они все идут? Нам столько кадров требуется, а их нет. Поэтому я считаю, что мне в жизни повезло. Я встречала руководителей, которые меня поддерживали, которые горели, а не тлели, приятно было работать. И в то же время мои подчиненные меня поддерживали, это тоже многое значит. Главное в нашей работе – это команда, которая тебя поддерживает и понимает


  


  


  


  


  


  




Образование.  Высшее педагогическое, я окончила историко-филологический факультет. Плюс проучилась у Л. И. Плаксиной – я дефектолог, имею право работать как тифлопедагог.

Авторитет в педагогике. В нашей сфере существует две школы – московская с Л. И. Плаксиной и ленинградская с В. А. Феоктистовой. Это корифеи дефектологического образования, психологии, у одних очень сильная методика, у других – пособия.

Историческая личность. Я считаю, что Петр I, который глобально мыслил и вел страну вперед.

Хобби, увлечения. Люблю читать, у меня дома хорошая библиотека. Шью, вяжу в свободное время. И, естественно, внуки.

Любимые книги. Люблю Макаренко, «Педагогическую поэму» могу перечитывать много раз. Военная тематика – «Вечный зов», «Вызываем огонь на себя».

Любимое кино. Не переношу современные фильмы про Чечню, Афганистан – нервы просто слабые уже, наверно, не могу смотреть эту кровь. Люблю «Тихий Дон», «Семнадцать мгновений весны».



Разговаривала Алена Юдина