Личность

Сергей Иванович Бегунов: «Школа – это отражение общества»

28.02.2017

Такой лёгкий трудный выбор

Сергей Иванович Бегунов – директор гимназии №11 «Гармония»; Отличник народного просвещения; Заслуженный учитель России.
Общий педагогический стаж – 42 года. Стаж работы директором – 37 лет.
У каждого человека свой путь в профессию. Свой путь был и у Сергея Ивановича Бегунова. И начался он ещё в новосибирской школе №38, где Серёжа Бегунов учился и окончил все десять классов. Именно там он принял решение стать учителем. То есть не было мучительных раздумий, какую профессию выбрать. Пример был перед глазами – классный руководитель, учитель истории и обществознания Эльвира Константиновна Чистова, которая до сих пор жива, ей 90 лет.
– Замечательный, талантливый педагог, – вспоминает Сергей Иванович. – И таких в школе было много. Благодаря им ученики могли каждый предмет назвать любимым… Сожалеет Сергей Иванович только о том, что школьное здание, которое находилось в Октябрьском районе, не сохранилось.
– И вот загорелся я идеей стать учителем. Но на какой факультет педагогического поступать? И этот предмет мне близок и любим, и другой, и третий… Педагоги посоветовали выбрать самый трудный и самый на то время престижный факультет иностранных языков. А поступал я в вуз в тысяча девятьсот семидесятом году. Тогда там был очень большой конкурс. В десятом классе я усердно готовился, вступительные экзамены сдал успешно. Получил три «пятерки» и одну «четверку». Трудно передать словами, как я был счастлив…
Судьба к счастливым бывает снисходительна и щедра, вот она через год студенчества и одарила Сергея Бегунова любовью – он познакомился со своей будущей женой, и решили они переехать в Барнаул, чтобы потом уехать куда-нибудь в алтайскую глубинку и преподавать в сельской школе. И ведь поступили именно так, как задумали. После окончания Барнаульского государственного педагогического института уехали в дальнее село Локтевского района Алтайского края. Это на границе с Казахстаном. Вот где его выбор профессии подвергся испытанию. Кому из нас после окончания вуза не казалось, что любое дело по силам? Что все препятствия существуют только для того, чтобы их успешно преодолевать? Кто из нас в это время не был амбициозен, категоричен, революционен и вместе с тем наивен, раним, полон сомнений и рефлексий? Никаким другим и не мог быть тогда молодой учитель Сергей Иванович Бегунов.
И вот он, конфликт. Да ладно бы с администрацией школы, но ведь с детьми… Разочарование было катастрофическим, и молодая семья педагогов переехала в Кемеровскую область, а там пришел срок службы в армии, так что времени было достаточно, чтобы обдумать хорошенько всё происшедшее.
Служил в краю суровом, в Магаданском. И пусть ни у кого не вызовет скептической улыбки, то что Сергей Иванович считает это удачей. Строгая северная природа и жёсткий распорядок воинской службы помогли пережить тяжёлую психологическую травму и сложиться такому характеру, когда ты в экстремальных ситуациях собран, хладнокровен, требователен к себе.
Дальше, пропуская многие жизненные подробности и ситуации, нужно сказать, что примерно через год после демобилизации потянуло его в родные места, в Новосибирск. Тогда Сергей Иванович именно так и объяснил себе непреходящее чувство тревоги, которое всё сильнее бередило душу.
Кстати, на юношеских мечтах о профессии учителя им была поставлена жирная окончательная точка, и по приезду в Новосибирск он уже оформлялся на работу переводчиком в один из институтов Академгородка.
А вот жена устраивалась учителем в школу №75, и Сергей Иванович, так, из любопытства, пошёл с ней вместе взглянуть на здание, на аудитории, на коллектив, где жена собиралась работать. Школа встретила их хорошо знакомым шумом большой перемены, хорошо знакомыми ребячьими голосами, и когда они с женой шли по коридору в кабинет директора, у него щемило сердце.
Нина Михайловна Лидман в разговоре подчеркнула, что школе сейчас нужны молодые педагоги, очень нужны и, обговорив с женой все формальности будущей работы, обратилась к Сергею Ивановичу:
 – А у вас какая профессия?
 – Вообще-то я учитель, но в школе работать не собираюсь.
Сказал это Сергей Иванович, как ему казалось, вполне уверенно и твёрдо, однако опытный директор почувствовала какое-то смущение и пошла, как говорится, ва-банк.
– А если я вам предложу место заместителя директора?
На минуточку представьте себя на месте молодого двадцатипятилетнего человека, у которого недавно в работе, которую он любил, которой дорожил, случился провал. А тут вдруг ему доверяют настолько, что предлагают стать заместителем директора школы. А там учится полторы тысячи ребят. Это какая ответственность! Но это и шанс вернуться на дорогу к мечте, к цели, которую выбрал ещё в юности. А если он опять не справится?
Сергей Иванович ответил, что всё хорошо обдумает и сообщит о принятом решении.
Через несколько дней он согласился.
Нина Михайловна Лидман, которая недавно отметила своё 90-летие, ещё однажды примет важное участие в судьбе Сергея Ивановича, когда через год предложит его кандидатуру на должность директора сто восемьдесят шестой школы, где он и проработает девять лет, набираясь опыта руководителя с многолюдным проблемным коллективом педагогов и учащихся. И вот, казалось бы, стезя жизненная найдена, и можно, как говорится, тропить и тропить лыжню, но… Но всё-таки случился у Сергея Ивановича ещё один зигзаг в сторону. Его друг Владимир Викторович Иванов, к тому времени возглавивший гороно, пригласил к себе заместителем. Товарищам не принято отказывать в помощи и содействии. Согласился. А через год…
– А через год понял, что дольше не смогу. Извинился перед Владимиром Викторовичем. Не моё всё это: заседания, бумажки, отчёты… Люблю живую работу с педагогами, с детьми.


Создание «Гармонии»

В лихом тысяча девятьсот восемьдесят девятом году Сергей Иванович стал директором школы №193. Здание было новое, но уж очень неприглядное, запущенное. Два директора сменились… А без хозяина, как известно, дом – сирота. Краска на стенах шелушилась, осыпалась, кровля протекала, система отопления и сантехника тоже… И правонарушений в школе было не счесть. Экстремальная ситуация. А в такой ситуации, он это уже проходил в армии, надо быть предельно собранным, хладнокровным, требовательным к себе и другим.
Многим в коллективе это не понравилось. В высшие инстанции стали поступать жалобы, а директору школы – заявления об уходе.
– Какой-то промежуток времени пережил с трудом, – признаётся Сергей Иванович. – Не работа была, а мучение. И школу эту не любил…
Однако постепенно всё менялось. И здание, и учащиеся, и главное подобралась команда единомышленников, педагогов творчески одаренных.
– Я понял, что пришло время объединять коллектив каким-то новым общим делом. Но каким? Мы стали создавать центр по гуманитарно-эстетическому развитию. Ездили в командировки, перенимали опыт, писали программы, разрабатывали спецкурсы…
И создали такой центр, который потом совершенно естественно превратился в школу с углубленным изучением предметов художественного-эстетического цикла… У нас было множество различных интересных дополнительных предметов, часть из них до сих пор сохранилась: человековедение, МХК, сольфеджио, театроведение…
Решили, что и статус свой надо повысить… В две тысячи третьем году наша школа стала гимназией. Долго думали, как назвать. Даже конкурс объявляли. Сошлись на названии «Гармония». Аргументировали так: гармония – это, прежде всего, стремление человека к совершенству. Хотя гимназия и гуманитарного направления, но мы решили развивать личность каждого ученика всесторонне: интеллектуально, физически, нравственно, духовно…


Признание

Сергей Иванович, подчёркивает, что не сразу, а постепенно, с годами напряжённая творческая работа педагогического коллектива стала давать видимые, осязаемые результаты.
– Если не вдаваться в детали и подробности. «Гармония» в две тысячи шестом году была признана лучшей школой в Новосибирской области, стала абсолютным победителем городского конкурса «Школа года 2009», занесена на федеральную доску почёта, два раза побеждала в национальном проекте. Наша «Гармония» – единственное общеобразовательное учреждение в Новосибирске, которому Международным комитетом при ООН за культурно-просветительскую работу вручено «Знамя мира»…
И в интервью с директором и посещая сайт гимназии, когда пытаешься определить все слагаемые успеха, то, прежде всего, обнаруживаешь, что в коллективе найден оптимальный баланс между педагогами в возрасте и педагогами молодыми. В гимназии очень много тех, кто преподаёт уже двадцать, тридцать лет, отмечен наградами, званиями, но треть от педагогического состава – это люди молодые.
Такой баланс поддерживается традициями, которые помогают и тем, и другим строить товарищеские, партнёрские добрые отношения, делиться опытом, «секретами» педагогического мастерства, приёмами поиска новаций.
Здесь и «Педагогический бенефис», и «Педагогическая шкатулка», и праздник «Ступени восхождения», и ежегодный коллективный выезд теплоходом на природу, и учительский хор… Проводится КВН между командами опытных и молодых педагогов. Системная работа ведётся в клубе ветеранов «Берегиня» и в клубе молодых учителей. Каждый год кто-нибудь из молодых участвует в каком-либо значимом конкурсе: городском, региональном, всероссийском.
Гимназия особенно гордится преподавателем физики Леонидом Анатольевичем Дедюха Он в прошлом году победил во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют». А в нём принимали участие 80 талантливых педагогов из 34 регионов России…
Но где и как коллективу гимназии удаётся присмотреть, найти перспективных молодых учителей? Где находятся этих душ золотые россыпи?


Если гора не идёт к Магомету

– Да, да, – соглашается Сергей Иванович, – то Магомет идёт к горе, то есть в Новосибирский государственный педагогический университет. Кстати, нас очень хорошо выручают наши выпускники, они возвращаются в гимназию в качестве учителей, и мы ими гордимся. Мы являемся базовой школой для педагогического университета, и у нас проходят практику студенты семи факультетов… Нам удаётся, так сказать, породу отсеять и обнаружить самородки… Да, присматриваем себе будущих учителей, приглашаем лучших, и они у нас работают. Конечно, подготовка педагогов – это сейчас проблема, и мы на разных уровнях ее обсуждаем. Во-первых, часто идут в педагогический университет не по призванию, как мы раньше шли, а потому, что туда легче поступить. Это я слышу и от других директоров – слабоватые приходят выпускники. Там, в вузе, даётся в основном теория. Нет, она, конечно, нужна, но необходимо больше в учебном процессе уделять времени практическим вопросам. К примеру, они не знают, как оформить документацию, как провести классный час, как работать с родителями… Нам здесь в гимназии приходится эти пробелы восполнять…
– А имидж профессии учителя разве у нас не принижен?
– Имидж учителя – самый больной вопрос. Я всегда говорю, что школа – это отражение общества. Если раньше то, что сказал учитель, всегда было законом, то сейчас наоборот: учитель всегда неправ в конфликтной ситуации, прав ребенок. И сейчас дети стали этим пользоваться. И в обществе такая тенденция, во всяких телепрограммах говорят об этом. Учитель всегда неправ, и никто глубоко не вникает в ситуацию. Сейчас и ругать детей нельзя. Я не говорю о насилии или унижении, но даже замечание уже сделать нельзя. Говорят, каждый учитель должен сам себе заработать авторитет. Да, но и не нужно этот авторитет искусственно принижать…
– Так, может быть, создавать такие условия, чтобы в учителя больше шло мужчин? Они более предрасположены к самообороне.
– Вот вы шутите, а я вполне серьёзно считаю, что в школе должно работать как можно больше педагогов-мужчин. У нас их сейчас шестнадцать, и я расцениваю это как достижение. К сожалению, сегодня в образовании мужчин мало. И как раз потому, что профессия учителя в нашем обществе не котируется. Однако признаюсь, что воспитать и обучить педагога-мужчину труднее. И с ними сложнее всем: мне, как директору, коллегам-педагогам, детям. Вы спрашиваете почему? Бывают менее организованы, чем педагоги-женщины. Бывают излишне авторитарны, эмоциональны, самоуверенны… Но всё это преодолевается самодисциплиной и совместными усилиями…


Кто в бою не рискует, по тому и орден не тоскует

Эта пословица вспомнилась, когда мы с Сергеем Ивановичем говорили об инновациях. Гимназия первой перешла на новую систему оплаты труда, на компетентностный подход. В числе первых коллектив решился стать автономным общеобразовательным учреждением. Или вот, к примеру, безотметочное обучение. Сколько копий сломано в споре об этом методе!
 – Сегодня у нас такое обучение ведётся с первого по пятый класс. Но прежде чем перейти на него, инициаторы провели большую разъяснительную работу среди учителей и родителей. Не все понимают плюсы безотметочной системы, но мы считаем, что она очень перспективна. Положительные отметки, безусловно, хорошо влияют на ребёнка. Но вот отрицательные! Такие отметки ребенок, как правило, переживает очень тяжело. Может и возненавидеть и школу, и учителя. Поэтому мы придерживаемся именно гуманистического подхода, сохраняем психологическое здоровье детей…
– Какой у вас подход к гендерному обучению и воспитанию школьников?
– Этой проблемой мы занимаемся во всех классах. Подчёркиваю – во всех. Сразу скажу, от раздельного обучения мальчиков и девочек мы отказались. Живем в одном обществе, девочки и мальчики должны взаимодействовать, уметь общаться. Принципиальный подход в нашей гимназии – учитывать особенности развития мальчиков и девочек. Это обязательно. Учителя продумывают дифференцированные задания для мальчиков и девочек, чтобы задания «мужественного» характера давать мальчикам, а более «женственной» направленности – девочкам. Так происходит не только на уроках технологии, но и на уроках истории, математики… Есть и такие случаи, когда мальчики приходят к девочкам на уроки домоводства и помогают им, а девочки, наоборот, приходят в мастерские мальчиков. Ничего страшного мы в этом не видим. Такой подход в гендерном воспитании и обучении мы внедряем не только на уроках, но и во внеклассной работе, в литературных гостиных, в турпоходах… Это пропагандируется, этому уделяется внимание. Результат, несомненно, есть. У нас очень хорошие дети, уровень воспитанности высокий. Конечно, не могут быть все идеальными. Но в принципе у нас взаимоотношения между мальчиками и девочками самые уважительные, благоприятные, они нас радуют.
Постепенно в разговоре с Сергеем Ивановичем на темы школьного воспитания мы узнали также, что в планах работы коллектива есть весьма амбициозный проект – создание широкой сети межшкольного телевидения и внедрение его в образовательный процесс. Очень интересный проект. Многие педагоги и учащиеся готовы в нём участвовать. Нет сомнений, что и этот проект будет со временем реализован, как и многие другие. Например, музей гимназии, мемориальный комплекс – памятник с аллеей к 70-летию победы в Великой Отечественной войне или новый сквер с фонтанами, где располагается интересная площадка с символом гимназии…


Своё хоть малое, да правое

– Сергей Иванович, а как вы ладите с родителями? Это ведь тоже проблема.
– Даже с детьми легче бывает. С ними еще можно договориться. А родители любят своих детей не разумно, а безумно, и не видят в них никаких недостатков. Не хотят ничего слышать – ребенок всегда прав. Не все, конечно, такие, но большая часть… Проблема с родителями возникает еще и потому, что их сейчас везде учат и в СМИ тоже: жалуйтесь, критикуйте, пишите. Это ужасно… Но я же опытный директор, я учитываю все эти нюансы. Мы с родителями очень большую работу проводим. Это у нас в традиции – встречи, консультации, конференции, дискуссии…
В работе с родителями мы еще избрали такую форму, как загородный выездной семинар. Там не только прорабатываем теоретические и практические вопросы обучения и воспитания, но используем и педагогические задачки, где родители решают, как бы они поступили в той или иной ситуации. В этом участвуют психологи, педагоги, администрация. Всё обсуждаем. Проводим и культурную, спортивную программы. Такой семинар у нас проводится один раз в год. Родителям он нравится, они находят его очень полезным, ждут.
Весь этот комплекс общения помогает формировать деятельный родительский актив. У нас ведь есть совет гимназии, наблюдательный и попечительский советы. Родители – активные участники и помощники…
– Мы видели даже школьную доску почёта родителей…
 – Да, есть…


Спокойно не живем

В журналистике есть такие жанры, как авторская телепрограмма, авторская радиопрограмма, авторская рубрика… По аналогии с ними, нам кажется, что Сергею Ивановичу Бегунову, директору новосибирской гимназии «Гармония», удалось создать в сфере образования свою авторскую школу. Большое дело. Замечательная удача. Теперь, казалось бы, можно и отдохнуть на лаврах, ни о чём не переживая. Однако…
– У нас в гимназии хорошие дети, деятельные педагоги, понимающие их родители. Но общаясь с другими руководителями, я слышу, что не везде так обстоит дело. Картина по сравнению с прошлым изменилась. Много проблем… На учителей обижаются, что они не всегда профессиональны, что не всегда могут с детьми найти контакт. Но дети тоже стали другими. Это другое поколение, другие характеры, они воспитаны уже не на книгах, а на компьютерах, на Интернете. Они уже не воспринимают так учителя, как раньше. Иногда даже не слышат его. Родители тоже другие. Они привыкли, чтобы для них всё кем-то должно делаться и нередко перекладывают свою ответственность за воспитание детей на школу… Сейчас, поверьте, руководителем работать очень сложно из-за всех этих проблем, какие я в нашем разговоре назвал. Ты постоянно находишься под наблюдением, ты не свободен, за тобой постоянный надзор: административный, общественный, средств массовой информации… Это, с одной стороны, хорошо – открытость, гласность, никто ничего против не имеет. Но хочется, чтобы не было предвзятости, чтобы не искали с пристрастием ошибки. Надо помогать в решении проблем, а не обострять их…

  

  

  

  



Образование.  Новосибирский государственный педагогический институт, физико-математический факультет.

Авторитет в педагогике. Бывшая заведующая Октябрьского районо Лидия Семеновна Елисеева, она меня поддерживала, у неё я многому научился и благодаря ей, я состоялся, не ушел из образования. И, конечно, все мои учителя в школе.

Историческая личность. Путин. Я восхищаюсь им. Конечно, есть разные моменты, но в целом, он – патриот, мудрый руководитель, бьется за Россию достойно. Я считаю, что он останется исторической личностью на все времена.

Хобби, увлечения. Чтение. На лыжах катаюсь практически всю зиму. Путешествовать люблю, особенно по России. Раньше активно пел, три диска своих выпустил. Коллекционировать люблю, у меня есть коллекции книг, журналов, фильмов.

Любимые книги. Сейчас на моём столе серия книг Михаила Николаевича Щукина, нашего сибирского писателя. Все его книги читаю с упоением. Пишет о Сибири, сюжеты интересные. Народный язык! Доступный, понятный. Люблю его журнал «Сибирские огни». Мы с Михаилом Николаевичем дружим, он несколько раз приезжал к нам в гимназию.

Любимое кино. Конечно, люблю фильмы о школе: «Доживем до понедельника», «Розыгрыш», «Большая перемена».


Разговаривал Владимир Пискарев