Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Сергей Александрович Кривушев: «Мы создали особый дух обучения»

24.10.2016

Школа меня затянула

В 1981 году я окончил Томский государственный университет по специальности «Математика». После окончания два года отслужил в армии в Ленинградской области. Моя супруга родом из Карасука, поэтому мы вернулись в Сибирь. Первое время была надежда, что это временно, что мы решим какие-то вопросы, поставим детей на ноги. Хотел вернуться домой, в Подмосковье. К счастью или к сожалению, так не получилось. Я пришел в образование, и школа затянула меня. В 1983 году начал работать, и вот уже 33 года я тружусь в Техническом лицее №176, бывшей железнодорожной школе №176. Большую часть жизни я провел в стенах этого учебного заведения. Короткая такая биография.

Сергей Александрович Кривушев – директор Технического лицея №176 г. Карасука, заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Династия» (2009 г.), лауреат премии Томского государственного университета.
Общий педагогический стаж – 33 года.  Стаж работы директором – 12 лет.

Директор должен преподавать

Путь от учителя к директору прошел интересно. Когда открылись спецклассы, я практически стал заместителем директора по довузовской подготовке. Это была негласная должность, она во многих учреждениях существует. И началась плодотворная работа с вузами, которые помогали своими ресурсами, видели, что дети способны к обучению в высшей школе. Сегодня у нас много успешных инженеров-выпускников. Карасук стал кузницей кадров для нашего и соседних районов. Предыдущий директор Зинаида Иосифовна Горевая стала депутатом и предложила меня на должность директора. Глава утвердил, и с 2004 года я стал руководить лицеем, но до сих пор преподаю математику. Считаю, что это обязательно нужно делать директорам. Каждый руководитель обязан хотя бы один класс учить, брать на себя ответственность. Я веду математику, я отвечаю за результаты. Как не стоять у доски? В этом году у меня 11 класс выпущен, они почти все поступили на бюджетные места в престижные вузы Новосибирска и других городов.

Мало знать – это немодно

Мне удалось создать инфраструктуру. Это не только экологическая среда, это и современное оборудование, которое появилось и работает в классах. Мы создали особый дух обучения: мало знать – это немодно, надо знать много, чтобы быть полезным и успешным. Мне кажется, это главный результат – все дети учатся с удовольствием и знают, зачем. Это видно по ним, по их глазам, с удовольствием они идут в школу или нет. У нас, кстита, отсутствует понятие «нарушение дисциплины». Но это не сразу пришло, контингент ведь разный приходит. Пришлось побороться. Сегодня в лицее созданы оптимальные условия, чтобы ребенок получал хорошее образование. И во многом это заслуга нашего коллектива единомышленников. У нас люди работают на результат, понимают, что их труд всегда будет оценен. Ведь само собой ничего не получается. Воспитать грамотного современного человека трудно, хлопотно. Но мы понимаем, что детям нужно всё: общаться, бегать, сидеть у костра. Поэтому организуем встречи с интересными людьми. А это все воспитывающие моменты! Нас еще спасает то, что мы далеко находимся от Новосибирска, от всех соблазнов, которые могут отвлекать школьников. У них не так уж много времени, они учатся, играют в футбол. Стараемся загрузить детей, чтобы их время было организовано с пользой.

Лицей с розами, теплицами и футбольным полем

Один из приоритетов – это экологическая среда и школьная территория. Она не должна быть замусоренной. Мы построили фонтаны, посадили деревья, у нас есть садовник, в учебном плане есть практика, и мы не жалеем средств. Вкладываем их в беседки, скамейки, цветы. Сегодня это не просто территория лицея, это парковая зона для всего микрорайона. Вечером родители, бабушки и дедушки с колясками гуляют. Это удобно – территория закрыта, асфальтирована. И у нас своя цель – ребенок с малых лет гуляет на этой территории, и когда ему исполнится семь лет, он скажет: «Я пойду сюда учиться». Еще очень важно, что у нас много партнеров, они нам помогают с рассадой, деревьями. Хотя у нас своя теплица. Мы не только для себя выращиваем, но и для детских садов, около 2000 петуний передаем детским садам, потому что у них таких возможностей нет. А еще у нас есть свое футбольное поле с искусственным покрытием, общежитие, оздоровительный центр, тренажерный зал.

Коллектив работает стабильно

Появление новых дисциплин – робототехника, станки с ЧПУ, предпринимательство, информатика, мехатроника – привело в лицей молодых преподавателей. Пришли перспективные ребята, правда, не с педагогическим образованием, но сейчас они учатся. У нас довольно много часов математики, это тоже привлекает молодых, тем более наших выпускников, закончивших университет. Вообще я очень рад, когда приходит молодежь. Понятно, что мы берем тех, кто может что-то продвинуть и что-то умеет. Но есть педагоги, которым сегодня около 50 лет, они работоспособны, многому могут научить. Коллектив, которые сформировался за последние 20 лет, работает стабильно, учителям нравится работать.

Нужно поддерживать одаренных детей

У нас открыто 6 специализированных классов: 1 класс информатики, 2 физических, 3 инженерных. Это замечательный областной проект, на который деньги выделяются точечно. Не всем, кто захотел, а тем, кто реально достоин, независимо от того, близко к Новосибирску или нет. Важно, где работа поставлена. Я считаю, что отбор происходит справедливый. Мы в этом году видим, что очень много сельских районов получили спецклассы. Ведь образование надо поднимать не только в городе, но и на периферии. У нас такие же дети толковые, их нужно поддержать. И у нас уже есть результаты. Дети окончили школу, осознанно выбрали инженерные профессии, и они будут успешны в жизни. У нас, начиная с девятого, каждый класс должен обязательно одну неделю отработать в вузе. Тут сразу решаются многие вопросы – адаптация, выбор будущей профессии. Важно поддерживать одаренных детей, им нужна помощь. Через несколько лет они станут реализовывать задачи экономики и промышленности, за ними будущее. А сейчас они с удовольствием занимаются робототехникой. Сегодня век такой.

Сейчас работать интереснее

Современная школа инновационна: появилось новое оборудование, технологии, подходы, но все лучшее, что было в старой школе, мы сохранили. Сегодняшние дети более мотивированы к учебе, и это объяснимо. В годы моей юности государство гарантировало работу и учебу, сегодня же никто ничего не гарантирует. Каждый понимает, что только своим трудом и умом что-то можно сделать. Появилась такая среда, в которой ученики учатся для себя. Тут не надо объяснять, зачем надо учиться. Сейчас, мне кажется, интереснее работать, чем раньше. Тогда было все понятно: были организации пионерские, комсомольские. Но чтобы быть порядочным человеком, не обязательно ведь быть пионером, но нужно иметь хорошее воспитание. Нам в этом помогает духовенство, у нас освященный лицей. Мы проводим совместные мероприятия, рождественские чтения. Сложности сегодня заключаются в том, что появилось много отчетности. Очень много приходится доказывать. К тому же все перестраховываются, ведь образование теперь просто услуга!

Дети работают на вузовском оборудовании

Я отношусь к современному оборудованию позитивно – главное, чтобы оно не простаивало. Но и не простаивает – пришла молодежь, которая быстро его осваивает. А моя задача – обеспечить оборудованием. Поэтому часто приходится на выставки ездить, приглашать людей, общаться с вузовскими преподавателями. И мы привезли столько всего интересного, что у нас ученик спокойно выполняет лабораторную работу на вузовском оборудовании, приборах, которых ребенок раньше до вуза никогда не видел! Мир идет вперед. Я был в Дубае, Китае, Германии. Не думаю, что мы отстаем, но мы не можем и останавливаться. У нас не менее современное оборудование, чем в Германии. И этот процесс модернизации школ продолжается. Но в том же Китае на порядок лучше: там кабинеты химии и биологии такие, что ученик может прийти и спокойно выполнить любую лабораторную работу.

Детский технопарк – требование времени

Цель у меня одна – сегодня очень много говорят о детских технопарках. Прообраз этого технопарка у нас есть, необходимо сделать межмуниципальный ресурсный центр. Это будет такая структура, где не только дети технического лицея, но и всего района, и нескольких районов могут получать хорошее инженерное образование. Мы построили общежитие, теперь надо само основное здание построить с хорошим экспоцентром, чтобы выставлять оборудование, лаборатории. Тогда я буду считать, что не зря прожил жизнь. Это сегодня требование времени!

  

 

 

 

 

  



Образование.  Томский государственный университет.

Авторитет в педагогике. У меня был наставник Валентин Иванович Борисов, директор Луховицкой средней школы Московской области, заслуженный учитель. Именно он показал, что такое настоящий учитель. Он преподавал русский язык и литературу, научил читать, думать. Может быть, его авторитет и позволил мне тоже пойти в учителя.

Историческая личность. Александр Невский. Я думаю, это не просто личность, это образ России. Сильный человек, который мог защитить и простить, он беззаветно любил свою родину.

Хобби, увлечения. Знаете, мои родственники из Москвы и Новосибирска часто спрашивают, почему я живу в Карасуке. А мне нравится рыбалка, охота, грибы собирать. Хорошая природа, хорошие друзья и хорошая инфраструктура. Что еще надо человеку? Футбол и теннис люблю. Я неплохо играю, за сборную школы выступаю.

Любимые книги. Исторические романы Валентина Пикуля с удовольствием читаю и перечитываю. Еще нравится новосибирский писатель Николай Александров, у него есть хорошая книга «Тайны счастливой жизни».

Любимое кино. Мне все фильмы про Великую Отечественную войну нравятся. Правда, последние уже надуманные. А вот «Освобождение» Юрия Озерова, про разведчиков я с удовольствием смотрю. Там всегда наши побеждают!


Разговаривала Алёна Юдина