Личность

Тамара Дмитриевна Екимова: «Меня запомнят как директора-строителя»

21.09.2016

Главный выбор

Директор СОШ №105 города Купино  Участник «Топ-200 «Директор сельской школы», «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Победитель всероссийского конкурса «Женщина – директор года», всероссийского конкурса «Директор школы 2010». Награждена нагрудным знаком «За вклад в развитие Новосибирской области». Общий педагогический стаж – 39 лет. Стаж работы директором – 15 лет.

Мой отец считал, что, если дело делаешь, делать нужно лучше других. Я боялась его разочаровать, хорошо училась в школе, институт окончила с красным дипломом. Детские установки сохраняются. До сих пор даже если хочу пофилонить – не получается… Я себя с детства видела в профессии, связанной с общением с людьми. В то время довольно трафаретный выбор: медицина и педагогика. И вот, окончив школу, поехала со своей станции Три острова в Саратов. В Балашове остановились, мне там понравилось, и я осталась. Выяснилось, что есть там пединститут, хотя как населенный пункт он в сравнении с Саратовом проигрывал. Впечатлило, как встретили в приемной комиссии. Разговаривала со мной декан факультета русского языка и литературы. Поступила. Училась с удовольствием, с большим интересом.

А вот начало работы учителем имело свои особенности. Национальная школа в Казахстане, в 60 километрах от Алма-Аты. Отдачи большой я не видела в смысле высокого качества знаний по русскому языку: там ведь своя специфика: национальная сельская школа, свои уклады жизни. Ученики и учителя наравне с другими взрослыми выходят на сезонную уборку овощей, фруктов, тогда уроков не было, зато потом мы все наверстывали. А коллектив был прекрасный, больше 100 человек, и директор бережно относился к молодым учителям. Мне пригодился потом этот опыт!

В Купино

В Купино я приехала в 1983 году. 70 процентов учителей – здешние выпускники. Да, я прошла серьезную школу выживания, но встретила таких людей! Антонина Прокопьевна Дядык, завуч в те времена, заслуженный учитель русского языка и литературы. Походила я к ней на уроки и поняла, что надо садиться и все серьезно обдумать. Глубиной отличались уроки. Не по верхам программу дать, не натаскивать на экзамены. Если литература – то глубокий анализ, с книгой, с закладками, если русский язык – тоже основательно, фундаментально: в тетрадке сто раз написать, а не правила заучить, урок математики – вся доска исписана и мел горой.

Три неполных года проработала, и меня поставили завучем по воспитательной работе. Я увидела, что у меня получается, что могу сделать лучше. Приглашали тогда заведовать районным методическим кабинетом. Не пошла. Стать одно, а быть другое… Позже завучем по учебной части была 15 лет. Нравилось работать с молодыми учителями – советовать, показывать, поддерживать. Методическая работа тоже нравилась. Дважды приглашали на более значимые должности. Даже в управление образованием уходила, но вернулась. И с тех пор 15 лет директором в этой школе. Я большую часть сознательной жизни прожила здесь, все свое уже, родное. Можно было уехать в другие края, но дальше разговоров дело не шло. Иду по улице, здороваюсь – столько поколений меня знает! По-видимому, не всегда «где родился, там и пригодился».

Школа у нас особенная

Говорят, в ней живет Домовенок – добрый, хороший и заботливый. Когда я приехала, в школе училось 900 человек в три смены. Никто никуда не хотел уходить! Собственно, как и сейчас: мы единственная школа в районе, где есть вторая смена, но добровольно не уходят, а я не могу выгнать – это дети и внуки тех, кто тут получал знания. Они только в этой школе хотят и могут учиться!

Первый выпуск средней школы состоялся в 1933 году. Было 11 выпускников, все люди уникальные!
А начало 105-й – это «Маленькая школа», так мы ее называем, которая возникла в 1913 году.
Маленькая школа – это вообще особый разговор. Сейчас там музей-мастерская народной глиняной игрушки. Детская фирма «Паучок» работает с шерстью, плетут игрушки, футляры для телефона, для очков, иногда устраивают ярмарки-распродажи, а вырученные средства тратят по решению совета фирмы на ее развитие. С удовольствием занимаются еще лозой, берестой, глиняной игрушкой.

Строим школу успеха

У нас есть стенд, где обозначены вехи истории школы. Я войду в нее, во-первых, как тринадцатый директор. А во-вторых, как директор-строитель. Все время что-то строим, строим. Вся школа перестроена, отремонтирована большей частью за счет благотворительных средств.

Александр Сергеевич Зюриков, Почетный выпускник школы, на протяжении многих лет оказывает благотворительную помощь, она имеет адресную направленность. Дети из малообеспеченных и многодетных семей бесплатно питаются (их 320), получают материальную помощь. Отличившиеся в учебе, спорте, в работе на пришкольном участке, в общественной жизни, волонтерском движении поощряются именными премиями.

В 2010 году появилась у школы пристройка. Актовый зал на 230 мест. Звук, свет – как положено (здесь даже проходили районные мероприятия, пока не отремонтировали районный ДК). Столовая на 130 мест – это вместо нашего буфетика. Теплые туалеты! Спортзал очень хороший, у нас их получилось два, еще один возник с легкой руки В.А. Толоконского, в бывшем зале Клуба железнодорожников.

В прошлом году решили, что хватит. Все построено. Но на Новый год благотворительная организация, руководителем которой является А.С. Зюриков, сделала нам неоценимый подарок – школьный автобус, Ford Transit на 22 посадочных места. Для нас это было своевременно и необходимо, так как школа активно участвует в реализации регионального проекта «Специализированные классы» по инженерно и агротехнологическому направлениям, а это значит, что у наших учеников должны быть выездные сессии в вузах Новосибирска. И вот на традиционном вечере встречи выпускников (первая суббота февраля, 6 часов вечера), без официоза, по-домашнему, когда выпускники вспоминают о своем школьном времени, а мы демонстрируем свои достижения, появляется на слайдах картинка, как пришел автобус. И один из моих первых выпускников скромно предлагает гараж построить. И построил, сделали очень хорошо, в стиле «Маленькой школы».

Что дальше будем строить? Школу успеха, школу для всех!

Актуально

Сейчас мы работаем над созданием школьного технопарка, в ближайшее время ожидаем следующие поступление недостающего оборудования – и это снова с привлечением благотворительных средств.
Создается он в рамках проекта «Специализированные классы», но возможность в нем заниматься будут иметь все. Учащиеся специализированных классов уже сейчас принимают активное участие в мероприятиях различного уровня и занимают призовые места: во II Национальном чемпионате сквозных профессий высокотехнологических отраслей промышленности по методике WorldSkills заняли 3 место в компетенции «Электроника», в чемпионате JuniorSkills Новосибирской области в компетенции «Интернет вещей» получили бронзовую медаль. Двум учащимся нашей школы выданы сертификаты на поступление в «IT-школу Samsung» в 2016-2017 учебном году вне конкурса, по результатам собеседования. Мы – победители первой региональной биоинженерной школы для обучающихся инженерных классов областного проекта «Инженерная компетентность – сила развития Родины».
Принимали участие в «УчСибе-2016», презентовали опыт развития школьного предпринимательства.

При организации образовательного процесса широко используем технологию «Мобильный учитель». Робототехнику и мехатронику, 3D-моделирование и прототипирование у нас ведут талантливейшие учителя из сельских школ А.В. Кочегаров, О.Н. Жимирдеев. Для них это не только способ заниматься любимым делом, но и возможность совершенствования своего профессионального мастерства, так как наша школа хорошо оснащена современным оборудованием, что, к сожалению, доступно не каждой сельской школе. А рядом с ними растут свои кадры – молодые учителя. Кстати, молодых педагогов у нас в школе много. Возможно, сразу у них не будет высоких достижений, громких результатов, но в большинстве в своем это талантливые, инициативные, молодые педагоги, а дорогу осилит идущий.

В движении

Не могу согласиться, что современный директор – это в основном менеджер. Нет! Главное – образовательный процесс, и в нем особенно – воспитательный. Школа должна быть современным инновационным учреждением, находиться в постоянном движении, обновляться, но разумно: важно сочетание инноваций и традиции. Даже в сложные времена мы смогли сохранить лучшие традиции в воспитании, и сейчас в школе активно работают органы ученического самоуправления.

Глубоко убеждена, что директор не может ограничиваться чисто школьными делами. Он просто обязан быть человеком с активной жизненной позицией. Я – член Общественной палаты при губернаторе Новосибирской области три созыва подряд, 15 лет была депутатом городского совета, сейчас третий созыв работаю в районном совете депутатов. Живое дело люблю! Люблю учительскую работу, преподаю свой любимый предмет – литературу в основной школе.

Казалось бы, можно уже и уйти, сделано уже достаточно, но не все, много идей еще не реализовано. Моим жизненным кредо по-прежнему остаются слов Блока «И вечный бой, покой нам только снится». Но при этом боюсь, что может незаметно наступить момент, когда нужно будет уйти, а я не замечу, подзадержусь. Хочется уйти на взлете и достойно.

  

  



Образование. Балашовский педагогический институт Саратовской области

Авторитет в педагогике. В.А. Сухомлинский, еще с времен обучения в институте, его работа с родителями. Е.А. Ямбург, удивительный человек, уникальный педагог, в его центре образования все подчинено интересам детей, после личного общения постарались многое привнести в свое образовательное учреждение. И, конечно, те, кто учил меня искусству управления школой здесь, на месте. Антонина Прокопьевна Дядык, завуч от бога, директор, сочетающий в себе строгость, требовательность и справедливость и доброту. Валентина Андреевна Шабалдина, учитель физики, заместитель директора по УВР, удивительный человек, интеллигент в самом полном смысле этого слова.

Историческая личность. Петр I.

Хобби, увлечения. Руками делать ничего не умею, зато дочери умеют все: старшая вышивает, а младшая рисует на камнях. В последнее время – с появлением внуков – увлеклась стряпней. Русская кухня – блины, оладьи, пироги... Раньше любили путешествовать с мужем, активно вела путевые заметки, когда-нибудь опубликую. Не перестаю удивляться просторам и красоте нашей поистине необъятной Родины, особенно поражает Сибирь, вот уж поистине необъятный простор. На память приходят слова из стихотворения моего любимого поэта А.Т.Твардовского:

Сибирь!
Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.

      Любимые книги.
 Чтение для меня было даже не хобби, а сродни компьютерной зависимости, как мы сейчас отнимаем у детей Интернет, так у меня отнимали книги. В библиотеке просиживала часами.
Николай Островский, «Как закалялась сталь». Пришвина люблю, Паустовского. Перечитала недавно «Поющие в терновнике» К. Маккалоу. Меня заинтересовали страницы размышлений о возрасте физическом и душевном, несовпадение нашей физической оболочки с состоянием души. Моя точно не совпадает!

Любимое кино. «Романс о влюбленных». «Повесть о настоящем человеке». «Судьба». «Любовь земная».


      Разговаривала Вера Владимирова