Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Александр Александрович Янин: «Судьба всегда сводила меня с хорошими людьми»

14.07.2016

Когда мне предложили записать интервью в разделе «Личность в образовании», первым чувством было отказаться. Вроде ничего героического в моей судьбе не было. Затем, подумав, я согласился, потому что захотелось вспомнить добрым словом тех людей, которые оставили свой след в моей судьбе и в образовании области.


Простой сельский парень

Александр Александрович Янин – начальник отдела мониторинга и разработки программ Центра развития материально-технической базы образования. Почетный работник образования, заслуженный учитель Российской Федерации, награжден медалью за трудовое отличие, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».
Стаж работы в системе образования Новосибирской области – 46 лет.
В 1966 году я окончил 11 классов Ояшенской средней школы. В то время это была достаточно сильная школа со значительным количеством учителей-мужчин, фронтовиков. В школе работало много различных кружков. Я, наверно, посетил все, которые можно было: театральный и художественный, играл в школьном ансамбле, посещал многие спортивные секции. С особым интересом мы, школьники, занимались в радиотехническом кружке, что во многом и определило выбор факультета в педагогическом институте. Я достаточно неплохо учился, хотя и не был круглым отличником. Моя мама была учителем начальных классов, имела звание «Почетный работник образования». Она выучила добрую половину Ояшинских ребятишек. Как и все сельские дети, я большую часть времени проводил на улице. Играли в футбол, лапту, городки, катались на лыжах. В основном, жили дружно, но при необходимости мог за себя постоять.


В профессию пришел случайно

Я думаю, в нашей судьбе большую роль играют случайности, которые определяют будущее человека.
Я хотел поступать в НЭТИ, тогда все бредили физикой. Выпуск 1966 года был особым: закончился эксперимент с 11-летним обучением, в который я и попал. В этом году  выпускались одновременно 10-е и 11-е классы. Было двойное количество абитуриентов, конкурс был сумасшедший. Я приехал в НЭТИ, посмотрел, какое количество медалистов подали заявления. А у меня в аттестате половина отметок были «четверки», стало понятно, что возможности поступить у меня практически нет.
В свое время учитель физики в школе мне говорил: «Ты с ребятишками можешь работать, в физике всё получается, поступай в педагогический на физику».
Я подал документы в педагогический институт. Экзамены сдал не слишком удачно. Получив на первом экзамене «тройку» по физике, обиделся на весь мир и к следующему экзамену не готовился. Математику сдал на «двойку».
Пришел в деканат забирать документы. Стою перед секретарем в деканате, говорю: «Янин Саша, забрать документы». Рядом стоял преподаватель, он говорит: «Подожди, Янин, я ж твою работу проверял, давай отойдем!». Оказалось, я решил всего два задания, но решил нестандартным способом. Он сказал, что ему очень понравилась логика решения, он привел меня к декану физмата. Преподаватель убедил Николая Трофимовича Гаврика, декана факультета, разрешить провести дополнительное собеседование. Меня долго гоняли по всему курсу математики, в результате поставили «тройку».
Потом я сдал оставшиеся экзамены. В общем, меня зачислили без стипендии, но с предоставлением общежития.
И после первого семестра у меня «троек» уже не было, потом все время я учился на повышенную стипендию.
В институте была очень интересная студенческая жизнь: был бригадиром студенческого строительного отряда, вожатым в пионерских лагерях. Активно участвовал в КВН, был капитаном команды института. Занимался спортом, участвовал в общественной жизни института.


Первый учительский опыт: наставники

Еще будучи студентом, практику я проходил у И. П. Краснова в школе №4 – это был уникальный учитель физики, таких уже, наверно, нет. И в школе №97 у Г. А. Шихваргера, который в то время был ее директором.
По распределению меня направили в Болотнинский район, в замечательную школу в селе Зудово. Молодых учителей там было человек восемь, причем со всех концов Советского Союза. Мы все сдружились – по вечерам играли в волейбол, ходили в лес, собирали вместе с учениками металлолом.
В школе у меня сложились хорошие отношения с ребятишками, мы вместе занимались спортом, ходили в походы, готовили различные мероприятия, я вел кружок радиотехники. На районной выставке технического творчества учащиеся школы занимали призовые места.
Директор школы вел уроки физики, а завуч был математиком. Они взяли надо мной шефство, за что я им очень благодарен. Каждый день кто-нибудь из них приходил ко мне на урок! Причем не с целью проверки. После посещения мы начинали разговаривать, что можно было изменить, что было не совсем правильно. Тогда я впервые понял, что такое методика. Что существует множество вариантов, что учебник – это не истина в последней инстанции, что надо ориентироваться прежде всего на учеников. Это мне в будущем очень помогло.


Меня призвали в армию после того, как я год отработал в этой школе. Служил в батальоне связи в Новосибирском военном городке. Наш батальон шефствовал над школой №185 Октябрьского района. А поскольку я был учителем и имел опыт работы с детьми, то мне приходилось часто вести занятия с ребятами, в том числе по начальной военной подготовке.
Когда я демобилизовался, директор школы №185 Муза Григорьевна Крупко пригласила меня на работу учителем физики и электротехники. У нас были шефы – завод радиодеталей, они помогли создать великолепные кабинеты физики и электротехники, которые были одними из лучших в городе. Я вел кружки радиотехники в школе и в Новосибирском Дворце пионеров, возил команду Новосибирска на ВДНХ с работами по техническому творчеству.
Сам увлекался фотографией и вел фотокружок, в школе постоянно оформлялись выставки фоторабот учащихся.


Переломный момент

В Октябрьском районе в 1977 году строилась новая школа. Когда было возведено только два этажа, в июле меня пригласили возглавить эту школу, и я дал согласие. Думаю, это был один из переломных моментов в моей деятельности. Когда я пришел туда, там не было ни одного сотрудника, кроме военрука.
Школу необходимо было открыть 1 сентября, сдавался огромный жилмассив, а существующая школа №75 была переполнена.
Каждый день вдвоем с военруком мы получали мебель, завозили стулья, столы, шкафы, оборудование кабинетов. Все это мы размещали в соседних школах, пока наша строилась. Школа №2 начала учебный год 1 сентября с молодым директором. За парты сели 900 детей. Через несколько лет количество учащихся возросло до 1500.
Был сформирован хороший дружный учительский коллектив, которому я безмерно благодарен за поддержку и помощь в начале моей работы директором школы. Я старался каждую неделю посещать несколько уроков учителей с подробным анализом и планированием устранения недочетов. Это стало моим правилом на всю будущую деятельность руководителя. Сейчас, к сожалению, с изменением функционала руководителя немногие директора могут уделить должное внимание учебной деятельности педагогов.


Среди многих славных дел коллектива молодой школы – победы в городских смотрах школьных территорий, введение во всех начальных классах обязательных уроков шахмат, призовые места в городских смотрах художественной самодеятельности и по военно-патриотическому воспитанию.
В Октябрьском районе сформировался коллектив молодых, амбициозных, энергичных директоров. Директором школы №75, с которой школа №2 имела общую спортивную площадку, был назначен Владимир Викторович Иванов. Каких только соревнований мы не устраивали… Хорошие дружеские отношения сложились и сохранились по сей день с директором школы №32 В. И. Пешковым, директором нынешней гимназии №11 С. И. Бегуновым, директором школы №97 Д. Г. Дербеневым, директором школы №75 Д. И. Данилко и другими руководителями школ Октябрьского района. Во многом формированию молодого директорского корпуса способствовала работавшая тогда заведующей районо Л. С. Елисеева. Это было время нашей молодости и команда нашей молодости.
10 лет работы в должности директора школа стали, наверное, одним из лучших периодов в моей жизни. Прошло уже много лет, но, когда встречаются бывшие коллеги и ученики школы №2, всегда вспоминают только хорошее.


Дзержинский район

В 1987 году меня пригласили в Дзержинский район заведующим районо. В то время школы этого промышленного района возглавляли опытные авторитетные руководители. Среди достойных дел того периода можно считать создание трудового лагеря старшеклассников в Искитимском районе, смотры территорий школ и другие дела
Однажды ко мне пришел директор школы №36 Василий Алексеевич Чайка с Борисом Александровичем Шляйфертом, летчиком гражданской авиации. Они предложили расширить чертежные классы, которые были в 36-й школе. Это были два класса, которые создал у них Чкаловский завод. И у нас зародилась идея создать школу, которая была бы ориентирована именно на летные профессии, и набирать туда детей с техническими наклонностями.
В районе имелись две школы напротив радиотехнического техникума. Одна из них была закрыта с устройством всех учителей и учащихся в другие школы. В освободившемся здании открыли школу для учащихся со способностями к техническим дисциплинам, прежде всего, авиационной направленности. В создании этой школы приняли участие авиационные предприятия Дзержинского района, факультет самолетостроения НЭТИ.
Были проведены собеседования с учащимися многих школ г. Новосибирска с целью выявления наиболее способных и талантливых детей, которые впоследствии стали учениками этой школы. Получено согласие и помощь городского и областного управлений образования в создании школы. Так был создан Аэрокосмический лицей имени Кондратюка, душой которого был Б. А. Шляйферт.
Я преподавал там физику. Это было очень интересно и сложно. Первый набор был человек 150. Они меня иногда ставили в тупик своими вопросами. Бывало, идешь по школе и видишь, как группа ребят собирается на перемене и увлеченно обсуждает угол атаки крыла, технические характеристики самолета или другие вопросы, касающиеся авиации.
За три года работы в Дзержинском районе я влился в коллектив начальников управления образованием г. Новосибирска и Новосибирской области.
Я благодарен учителям и руководителям школ Дзержинского района за понимание и сотрудничество, за то, что они избрали меня делегатом первого Всероссийского съезда учителей. До сих пор мы дружны с Г. А. Коротько, моим заместителем в то время, а сейчас директором педагогического лицея.


«Через факультет повышения квалификации прошли практически все руководители школ и детских садов области»

После трех лет работы в должности заведующего районо Дзержинского района декан факультета повышения квалификации НГПИ Валентин Петрович Парамзин предложил мне должность доцента факультета повышения квалификации Новосибирского педагогического института. Через год я был избран деканом этого факультета.
На этой работе я получил уникальную возможность познакомиться с системой образования области, руководителями учреждений образования, теорией и практикой управления. У меня было достаточно времени для самообразования. На факультете я читал курс менеджмента.
Это отдельная страница моей биографии. За пять лет, которые я там проработал, через факультет прошли практически все руководители школ, детских садов и учреждений дополнительного образования области. То есть я познакомился с опытом работы многих из них, и, когда я приезжаю в школу какого-нибудь села или города, руководители меня узнают. Полученные на факультете знания в теории управления и знакомство с руководителями учреждений образования очень помогли мне в последующей работе.


Снова районо: хозяйственные вопросы, информатизация образования

В 1994 году ушла на пенсию замечательный руководитель, заведующая районо Октябрьского района Лидия Семеновна Елисеева, и мне предложили занять эту должность.
Я вернулся в систему образования Октябрьского района к своим друзьям, с которыми начинал когда-то работать. Эту должность занимал ровно 10 лет. Время было сложное, не хватало ресурсов и финансовых средств на поддержание материально-технической базы, однако, имея поддержку руководства района, мы многое смогли сделать, особенно в хозяйственных вопросах.
Мы сделали в школах хорошие склады, были закуплены грузовые машины, удавалось приобретать материалы и в плановом порядке проводить необходимые ремонты школ и детских садов. Многое было сделано в сфере социальной защиты детей, открыли детский дом на базе одного из детских садов на МЖК.
В это время начальником главного управления образованием мэрии работал Владимир Викторович Иванов. Он инициировал многие творческие направления развития образования города. Создал хорошую команду начальников управлений.
Тогда же началась эра информатизации образования. На базе бывшего детского сада на улице Восход, где размещалась областная станция юных натуралистов, было принято решение создать Областной центр информационных технологий… Мы помогали, чем могли – выходили работать всем отделом образования, убирать территорию, готовить центр к открытию.


Не работа, а образ жизни

И вот я уже начал думать о пенсии… И тут Владимир Викторович Иванов приезжает и приглашает работать в департаменте образования области. Я согласился. Сначала, правда, несколько раз отказывался – уже втянулся в свою работу, не хотелось за новое хвататься. Тем более область…
Мне была предложена должность заместителя руководителя по материально-хозяйственной части. На этой должности долго люди не держались, до меня за короткий срок сменилось несколько человек. В должностные обязанности входили вопросы, связанные с безопасностью детей, организацией ремонтов, обеспечением поставок оборудования, техники, а также организационные вопросы, экономика, юридическая служба и многие другие вопросы.
Мне помогало знание многих людей, руководителей организаций области, и то, что они меня знали. В структуре департамента было создано управление материально-технических ресурсов, я стал его начальником. Всего в департаменте, а затем в министерстве образования я проработал 8 лет.


Это была даже не работа, а образ жизни. Я принял участие в реализации комплекса программ модернизации образования. Были оборудованы автоматические противопожарные системы во всех школах. Организован подвоз детей к месту учебы в сельской местности. Для этого закупались специально оборудованные для подвоза детей автобусы. О масштабах проблемы можно судить по таким цифрам – более 500 автобусов ежедневно подвозят около 11 тысяч детей к местам обучения. Совместно с работниками ГИБДД и дорожных служб были подготовлены инструкции и положения, обеспечивающие безопасность перевозок.
Реализация проектов и программ позволила укрепить материально-техническую базу образовательных организаций: во многих зданиях заменены оконные блоки на пластиковые стеклопакеты, столовые оснащены современным технологическим оборудованием, заменена учебная мебель, поставлено компьютерное, спортивное, учебное оборудование. Эти меры значительно улучшили условия обучения детей, обеспечили выполнение требований СанПиН и безопасность организаций.
В структуре департамента был создан Центр развития материально-технической базы образования, функционал которого заключался в обеспечении развития материально-технической базы учреждений образования. Руководителем назначили О. Г. Федорова, который и в настоящее время успешно возглавляет эту организацию.
Какое-то время я старался не прерывать связь с факультетом повышения квалификации НГПУ, читал лекции по управлению, старался не отставать от всего нового в теории и практике управления. Писал научные статьи, есть публикации.
В министерстве образования мне повезло работать с грамотными руководителями и специалистами. Прежде всего, хочу поблагодарить за сотрудничество заместителя министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Александра Александровича Флека, начальника управления образовательной политики Владимира Николаевича Щукина и многих других. Следует отметить заинтересованность в укреплении школ и детских садов многих глав муниципальных районов и городских округов, руководителей управлений образования, с которыми у меня сложились деловые и дружеские отношения. За время моей работы в области было построено около 50 новых школ. В мои должностные обязанности входило оснащение их учебным и другим оборудованием.


В 63 года задумал уходить из министерства, так как считал и считаю, что нужно понимать степень своих возможностей, надо, чтобы приходили молодые.
Месяцев восемь я отдыхал. Я вообще увлекающийся человек, люблю природу, лес, рыбалку, грибы.
Потом Александр Александрович Флек позвонил и предложил создать в Центре развития материально-технической базы отдел, который бы занимался мониторингом, анализом и реализацией программ.
С 2012 года по настоящее время мы с коллегами собираем информацию, готовим справки, аналитические записки, предложения по совершенствованию материально-технической базы образования. Создан банк данных обо всех образовательных организациях области, ведется работа по мониторингу ремонтных работ, обеспечению безопасности, реализации проектов и программ. Специалисты отдела оказывают реальную помощь руководителям в ходе выездов в образовательные организации при решении сложных вопросов, рассмотрении жалоб, подготовке предложений руководителям Минобрнауки НСО. Например, специалистами отдела третий год ведется работа по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом. Участниками проекта стали 118 сельских школ.


Судьба меня сводила с хорошими людьми. У меня и семья учительская, и большинство моих друзей и знакомых связаны с образованием. Мы всегда друг друга поддерживаем. Это великое дело, когда понимаешь, что в любой жизненной ситуации можно рассчитывать на помощь и поддержку близких людей.

  

  

  

  

 

 



Образование.  Новосибирский государственный педагогический институт, физико-математический факультет.

Авторитет в педагогике. Я хотел бы отметить людей, которые искренне преданы делу, которому служат, у которых гармонично сочетаются природный талант и трудолюбие. В свое время я проходил практику в школе №4, в которой учителем физики работал И. П. Краснов, это был настоящий учитель физики. К таким учителям можно отнести Василия Яковлевича Синенко, нынешнего руководителя НИПКиПРО. Среди руководителей управлений образованием отметил бы категорию очень интересных творческих людей, таких как С. Н. Смирнов, Т. Г. Пыклик, Г. А. Родина, Д. Е. Сергеева, Ю. С. Кашин, И. Н. Кищенко, А. Н. Липатов, С. К. Коваленко, В. А. Воюш, Н. Ф. Кортузов, Л. С. Пак и многие-многие другие, с кем меня сводили судьба и работа.

Авторитетом для меня являются директор гимназии №11 Сергей Иванович Бегунов, бывший заведующий облоно Михаил Васильевич Овечкин, сыгравший большую роль в моей судьбе Владимир Викторович Иванов, Борис Александрович Шляйферт – уникальный человек и преподаватель, которого, к сожалению, уже нет. И много еще других людей. Это люди, благодаря которым образование Новосибирской области считается авторитетным.

Историческая личность. С моей точки зрения, люди, которые искренне служили своей стране, которые беспокоились не о собственном благополучии, а о благополучии людей, которые от природы талантливы, у которых что-то получилось, – это и есть исторические личности. Историческими личностями можно назвать тех людей, которые завладевают душами и умами людей, независимо от времени и общественного устройства. Пушкин, к примеру.

Хобби, увлечения. Увлекался радиоэлектроникой, паял ночами схемы. Много времени уделял фотографии. С интересом изучал теорию и практику управления. Всю жизнь люблю бывать на природе. Люблю гулять по лесу, собирать грибы. Люблю бардовские песни, когда-то играл на гитаре. Все знают, что я рыбак, побывал почти на всех озерах нашей области. Я однажды решил вырастить яблоневый сад – и вырастил. Почти 25 лет я высаживал более 80 различных яблонь. Сейчас у меня около 15 крупноплодных яблонь, которые требуют большой заботы. Когда наступает осень, всех угощаю яблоками.

Любимые книги. «12 стульев», приключенческие книги, фантастика. Люблю Пушкина, поклонник стихов Есенина. Из классиков я бы выделил Гоголя. Мне нравится поэзия Некрасова. Нравился Маяковский, многое из его творчества знал.

Любимое кино. «Офицеры», «Покровские ворота», «Девять дней одного года», «Дорогой мой человек». Пронзительные фильмы с великолепной игрой актеров. Они действительно оставляют след и запоминаются. Вообще, с внуком пересмотрели все советские фильмы, люблю комедии Гайдая.


Разговаривала Алёна Юдина