Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Любовь Вилениновна Судоргина: «Веду уроки до сих пор, не могу без этого»

22.12.2015
По натуре я оптимист 

20 мая 1993 года я была назначена директором школы № 127. Меня представили коллективу, и началась очень трудная работа. Времена были сложные: упадок в экономике, сокращалась численность учеников в школе.
Предыдущее руководство хотело полностью убрать начальную школу и создать лицей, но я понимала, что школа без началки не может существовать. Свою педагогическую деятельность начала как раз в качестве учителя начальных классов в своей родной школе №40, хотя в это время училась на 4 курсе Новосибирского института народного хозяйства. Но директор школы №40 Евдокия Васильевна Сосницкая поверила в меня, весь педагогический коллектив помогал в профессиональном становлении. Благодаря их поддержке профессия педагога стала моим выбором на всю жизнь, хотя я могла стать и хорошим экономистом. Но это очень скучная профессия, а в школе не заскучаешь. Один день никогда не похож на другой!
Когда меня назначили директором, состояние школы оставляло желать лучшего, был полный упадок и в учебном процессе, и в работе с кадрами, а в воспитательной деятельности вообще полный хаос. Но я по натуре оптимист, меня трудно выбить из седла. Мой жизненный принцип – нет таких проблем, которые нельзя было бы не решить! Изучив школу в первые три дня, я поняла, какие проблемы надо решать в первую очередь, и поняла, что необходим коренной, революционный перелом. Нужно было сделать прыжок из застоя в развитие. В тот момент необходимо было решаться на такие действия, которые помогли бы всем поверить, что перемены будут к лучшему.
Поэтому первым делом – не поверите! – мы перекрасили школу. Она была окрашена в грязно-голубые и зеленые тона, а мы покрасили первый этаж в розовый цвет, второй и третий – в бежевый и салатовый. И вот 1 сентября 1993 года дети, учителя и родители пришли в обновленную школу и были очень удивлены. Но это были только первые шаги на пути коренных преобразований…


Любовь Вилениновна Судоргина – директор гимназии №14 «Университетская», Отличник народного просвещения, «Лучший педагогический работник Новосибирской области» 2007 года, заслуженный учитель РФ.
Общий педагогический стаж – 35 лет. Стаж работы директором – 22 года.
Про коллектив

Второе направление перемен – это работа с коллективом. Он был очень своеобразный. Вот один пример. Учитель русского языка преподавал в начальной школе, а учитель начальной школы вел русский язык. Пришлось всех поставить на свои места. 
Первые годы были очень сложные в становлении коллектива. Нужно было найти единомышленников, которые сразу пошли за мной и стали понимать, что все новое даст нам положительный результат. Таких учителей в коллективе оказалось достаточно, но были и противники, с их подачи писались анонимные жалобы. Но знаете, еще в те годы я поняла, что самый лучший метод работы с людьми – это разговор. Поэтому вела многочасовые беседы с каждым учителем, с каждым работником школы. Причем в основном я их слушала, а они рассказывали. И эти беседы мне дали самое главное – понимание того, как дальше выстраивать работу с коллективом.


Директор обязательно должен быть учителем

В современной системе образования чаще всего директор – это менеджер. Знаю, что многие руководители школ давно не ведут уроки, не имеют учительской нагрузки, объясняя это большой загруженностью директорской работой. Это их позиция, я их не осуждаю. Но моя позиция другая. Директор должен быть и учителем, а иначе как руководить учительским коллективом? Как можно требовать проведение современного урока, давать какие-то рекомендации учителям, если ты сам не стоишь у доски, не владеешь современными методами преподавания, а детей видишь только в коридоре? Веду уроки до сих пор, не могу без этого. Уверена, что только в познании развивается творчество.


Три кита школы на первом этапе преобразований

Во-первых, экономическое образование. В 1992 году в Латвии я изучала опыт работы уникальной школы (в то время директором был известный педагог Стабиньш), основная направленность образовательного процесса там уже в то время была экономическая и информационная. 
Инновации в содержании учебного плана, в организации учебного процесса, активное внедрение компьютерной техники, международное сотрудничество – все, что мы там увидели (а со мной в группе были педагоги и дети), поражало. По тем временам у нас в городе не было подобных учебных заведений. Самым главным в тот момент стало экономическое образование, нужно было научить детей понимать все, что происходило у нас в экономике, потому что в России уже начались переломные годы. Поэтому с 1 сентября 1993 года в школе начали действовать первые экономические классы. 
В те годы в обществе появилась потребность в изучении иностранных языков. Все понимали, что открытость нашей страны для мирового сообщества, внедрение компьютеров в процесс обучения требовали активного изучения в первую очередь английского языка на углубленном уровне.
Второй кит – это введение в 1993 году углубленного изучения английского языка с 1 класса и второго языка на базовом уровне. Это предоставляло нашим учащимся большие возможности. Традиционно школа №127 славилась тем, что развивала физико-математическое направление в сотрудничестве с НЭТИ еще с 1960-х годов. Объединить гуманитарное направление и физико-математическое удалось за счет разработки учебных планов для каждого отдельного класса, благо в то время с введением новой концепции развития российского образования это стало возможным. Практически мы начали уже в те годы осваивать разработку индивидуальных учебных планов, но еще не подозревали об этом.
Наконец, третья важная составляющая – создание здоровьесберегающего пространства школы. С чего начали? Ввели третий час физкультуры как дополнительное внеклассное занятие в форме спортивного часа. Трудности заключались в том, что спортивный зал школы находился в аварийном состоянии, но мы активно использовали окружающие нас ресурсы: уличные спортивные площадки, бассейн НГТУ и свою огромную территорию. Устраивали игры на улице, эстафеты, катание на лыжах и коньках. Мы следовали спортивным традициям школы – раньше был свой спортивный клуб «Алый парус», и спортсмены школы могли участвовать во всероссийских соревнованиях, не проходя региональный отбор. 
Конечно же, в те годы многое менялось в школе, но эти три процесса позволили по-другому посмотреть на происходящее в обществе и встать на путь инновационного развития образовательного учреждения.


Главное – содержание

Школа развивалась очень активно, всегда была на виду и в городе, и в области. Во время аттестации в 2001 году комиссия дала нам рекомендацию об изменении статуса школы. (В те годы многие школы стали гимназиями, лицеями. Мы не стремились к этому, я не очень гонюсь за вывеской, больше меня интересует сам процесс и результаты.)
Коллектив решил прислушаться к рекомендациям, провели педсовет, проанализировали наши условия и возможности и приняли решение готовиться к аттестации на статус гимназии. В 2006 году этот статус был присвоен, правда, пришлось распрощаться с номером 127, о чем очень сожалели многие выпускники. Мы стали гимназией №14 «Университетская». 
Название «Университетская» не просто так дано. Мы с 60-х годов сотрудничаем с техническим университетом. Я обратилась к ученому совету вуза с просьбой разрешить назвать гимназию «Университетской», и согласие было получено. Еще в 1998 году мы получили сертификат доверия НГТУ, наши дети вплоть до введения ЕГЭ поступали в университет на основе отметок аттестата школы, не сдавая вступительных экзаменов (и более 70% становились студентами). Думаю, что это стало решающим событием на заседании ученого совета НГТУ. 

В 2007 году после победы в конкурсе инновационных образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование» мы становимся лауреатами всероссийского конкурса «Лучшие школы России». Мы выдержали региональный отбор, а затем в Москве представляли наш регион. Правда, нам не удалось получить «Золотой колокольчик», его вручали только победителям, но зато приобрели бесценный опыт участия в конкурсе высокого ранга. Благодаря званию лауреата мы теперь являемся членом Ассоциации лучших школ России и продолжаем сотрудничество со многими школами нашей страны. На конкурсе мы представляли инновационный проект по созданию демократического уклада школьной жизни. Внедрение этого проекта способствовало созданию особой атмосферы сотрудничества всех участников образовательных отношений на принципах демократии и уважения закона. Особое внимание уделялось развитию органов ученического самоуправления, развитию школьной республики «Алый парус». И в учебный план включены предметы, развивающие правовое самосознание, изменились подходы к организации внеурочной деятельности, традицией стало проведение Недели правовых знаний и многое другое. 
Мы знали, что наши результаты помогают нам в становлении нового имиджа образовательного учреждения и с надеждой смотрели в будущее!


Раздельно-параллельное обучение

А будущее нашей школы было уникальным: с 2006 года педагогический коллектив начал осваивать систему раздельно-параллельного обучения. Почему именно раздельно-параллельное обучение? Об этом можно говорить долго, но сейчас с позиции 10-летнего опыта следует отметить результативность данной системы прежде всего в обучении и правильном воспитании мальчиков и девочек. 
А начиналось это так. В 2003 году на съезде педагогов Новосибирской области выступала Елена Николаевна Дубровская, директор лицея раздельного обучения из Железногорска. Все восприняли ее выступление настороженно: какое раздельное обучение, все же от этого отошли! И вдруг она начинает рассказывать о новой технологии – раздельно-параллельное обучение. То есть в классах девочки и мальчики отдельно, а воспитываются вместе. Это был первый шаг к осознанию – ведь действительно природа нас создала разными, мы по-разному смотрим на мир. Так почему надо учить одинаково и девочек, и мальчиков? На эту тему написано много статей, в которых представлен опыт разных учебных заведений. Мы проводим много открытых мероприятий – приходите, посмотрите на все своими глазами. 
Но прежде чем встать на этот непростой путь изменений образовательной среды, мы посетили школы раздельно-параллельного обучения в Москве, Санкт-Петербурге, Железногорске, Туле. Нашли научного консультанта Валентину Дмитриевну Еремееву, кандидата биологических наук, специалиста в области детской физиологии, в то время она работала заведующей кафедрой детства Санкт-Петербургской академии постдипломного образования. Подготовка к переходу на новую технологию длилась три года. И эксперимент удался! Родители приводят детей в школу целенаправленно.


Про образовательные проекты

Особое место в деятельности гимназии сегодня занимает реализация проектов министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Мы участвуем сразу в нескольких: «Создание сети специализированных классов»; «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни». 
В специализированных классах с углубленным изучением математики все традиционно: работаем по модели, созданной для всех школ Новосибирской области.
Особенностью же нашего подхода в формировании инженерных классов является создание таких условий, при которых стартовые возможности даются всем мальчикам (инженерные классы создаются только в классах мальчиков). 
Помочь мальчикам осознать значимость инженерных знаний для выбора дальнейшего высшего образования – наша главная задача. Критерии конкурсного отбора: способность работать в коллективе, участвовать в проектной деятельности, высокий познавательный интерес, лидерские качества, интеллектуальные способности. 
Мы условно делим мальчиков на три группы: те, кто способен к самостоятельному проектированию, решению сложных задач, конструированию и моделированию процессов и явлений, изобретательству – это будущие инженеры, изобретатели, конструкторы; мальчики, способные проектировать и решать сложные задачи, участвовать в конструировании и моделировании в группе и коллективе, отвечать за исполнение и реализацию отдельных направлений – это будущие технологи; и, наконец, ребята, которые обладают навыками исполнения поставленных задач по заданным параметрам индивидуально и в группе, проявляют прикладные способности. Такой подход способствует созданию комфортных условий для всех, они друг друга взаимно дополняют, обучают, развивают. 
Развитие инженерного образования невозможно без развития социального партнерства на основе договорных отношений, пять вузов города и два колледжа помогают нам в организации внеурочной деятельности.

Что касается проекта «Школа – центр физической культуры и здорового и образа жизни», то у нас работает спортивный клуб «Алый парус», регулярно проводится Неделя физической культуры и здорового образа жизни и туристический слет, творческий родительский форум, Малые олимпийские игры, соревнования по мини-футболу для девочек «Весенняя ласточка» и многое другое. Важно уделять внимание массовому вовлечению детей, их родителей и учителей в активную совместную спортивную деятельность.
Очень хотелось бы, чтобы кроме проектов, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся и укрепления здоровья, появился проект воспитательной направленности.


Дети есть дети 

На мой взгляд, в школе со временем меняется все, кроме учителей и детей. Дети всегда дети. Да, есть какие-то особенности в развитии общества, и они здесь проявляются. Но чаще дети приходят в школу с хорошим настроем, никто никогда не мечтает стать двоечником, они всегда хотят учиться. И учителя всегда рады учить. 
А вот родители меняются. В 90-х годах родители школе доверяли на 100%, никогда не было с ними проблем. Потом начались переломные годы. Родители – как градусники: все, что в СМИ скажут про школу, они впитывают в себя. А если учесть, что СМИ в основном несут в общество негативные отзывы о школе, то и родители быстрее реагируют на негатив. Конечно, у них есть страх за детей – особенно если про учителей говорят, что они плохо учат. Либо у них самих есть негативный опыт, были проблемы в школе, они его переносят на детей. Поэтому с родителями работать сложнее. 
В решении этой проблемы помогает открытость школы: публичные отчеты, сайт, школьная газета. Когда-то школьная газета была в одну страничку, теперь она выросла в полноценный ежемесячный номер, в школе появился свой пресс-центр и школьная типография. Меняются времена, и школа должна меняться. Потому что «если вы не думаете о будущем, у вас его не будет…» – эти слова Д. Голсуорси стали девизом нашей гимназии. Мы думаем о будущем!


Престиж учителя

Недавно разговаривала с учителем, который хочет прийти работать в школу. Я всегда, когда принимаю на работу людей, веду примерно такой монолог: «В школу нельзя приходить людям, которые здесь хотят зарабатывать деньги. В школу нельзя приходить тем, кто хочет только самореализоваться. Сюда нужно идти с альтруистическим настроем. Здесь всегда приходится больше отдавать. Ты все отдаешь – знания, душу, здоровье, чувства и эмоции. Но опять же, мы много и берем от школы. Детство спасает нас, дети всегда нас эмоционально заряжают. И где вы видели еще организацию, которая даст вам 56 дней оплачиваемого отпуска летом, через 25 лет начнет платить пенсию по выслуге! А благодарные дети – это ли ни счастье человека, посвятившего себя школе!». Здесь столько преимуществ, что вся отдача восполняется. А престиж зависит во многом и от нас – как мы формируем отношение общества к нам, так думают и о нас. Конечно, были времена, когда общество сильно уничтожало учителей. Слава богу, эти времена прошли. И я верю, что будет еще лучше. 
Но всегда вызывает грусть, что в День учителя никогда не передают таких концертов из Кремлевского дворца, как в День милиции или День налогового работника... 

  

   

  

  

Образование. Окончила Новосибирский институт народного хозяйства по специальности «экономист по труду». Новосибирский государственный педагогический институт, специальность «учитель географии». 

Авторитет в педагогике. Сейчас у меня широкий круг общения, каждому могла бы сказать какие-то слова благодарности. Но хочу отдать должное самому лучшему учителю, она сыграла очень важную роль в моей жизни – это моя первая учительница Ольга Степановна Добринская (к сожалению, в настоящее время ее нет в живых). Я ей очень благодарна за то, что она нашла во мне все то лучшее, что мне позволило выбрать мою профессию, встать на ноги. 

Историческая личность. Петр I. Мы с ним очень похожи. 

Любимые книги. С годами меняются интересы. Сейчас моя любимая книга – это учебник по педагогике Пидкасистого. И практически всегда на столе лежит томик стихов Ларисы Рубальской – она ироничная и оптимистичная поэтесса. В последнее время читаю Тютчева, люблю описания природы.

Любимое кино. «Место встречи изменить нельзя» – люблю Высоцкого. Очень любила в свое время фильм «Унесенные ветром» – Скарлетт очень близка мне по мироощущению. Очень нравятся «Утомленные солнцем», «Вокзал для двоих». Любимые актеры – Никита Михалков, Людмила Гурченко, Олег Басилашвили. Еще моя любовь с юношества – фильм «Дело было в Пенькове». 
Сейчас люблю смотреть детективы, потому что они ни к чему не обязывают.

Хобби, увлечение. Я очень давно собираю театральные программы. Я решила их собирать еще в 80-х годах прошлого столетия, ведь это тоже история, по ней можно изучать не только театральный репертуар, но и дух эпохи.
Еще собираю колокольчики из разных стран и городов, где бываю я сама или мои друзья. В моей коллекции есть хрустальный из Суздаля, есть металлические, деревянные, керамические. Особенно дорог первый – с него началась моя коллекция. Это колокольчик из Словакии, вернее, имитация колокольчика – его привязывали коровам, чтобы они не потерялись.
Вышиваю бисером, увлечение последнего времени – иконы.
Собираю кукол – увлечение из детства, когда пойду на пенсию, займусь их изготовлением. Сейчас мне дарят много сделанных собственными руками.
Пишу стихи. Этот дар открылся у меня после поездки на Алтай в 2008 году. Все произошло так неожиданно, что я сначала и не поняла, думала, случайность. Стихи рождаются сами собой, я не знаю правил их написания, рифма ложится. Все мои стихи связаны с моими жизненными переживаниями.


Разговаривала Алена Юдина


Стихи Л.В. Судоргиной


Хочу сказать спасибо

Человек не одинок, и если на твоем пути встретились люди, которые помогли тебе в профессиональном становлении, умей сказать им спасибо. 
Сегодня хочу сказать спасибо:
Сосницкой Евдокии Васильевне – бывшему директору школы №40; Григорьеву Никифору Тихоновичу – бывшему заведующему отдела образования Ленинского района г. Новосибирска (к великому прискорбию, ушедшему от нас в иной мир) за то, что они поверили в меня и дали возможность попробовать стать учителем.
Котовой Нине Яковлевне – бывшему начальнику управления образования администрации Ленинского района г. Новосибирска за поддержку, за все добрые слова, которые помогали мне выстоять в трудные времена.
Каменщиковой Людмиле Алексеевне – бывшему руководителю кафедры управления образованием НИПКиПРО за научно-методическое сопровождение нашего развития.
Музыка Татьяне Тимофеевне – бывшему директору школы №160 и Гусевой Евгении Ивановне – бывшему директору школы №132 за профессиональные советы за мудрость, которая помогала мне решать многие директорские проблемы.
Жарковой Татьяне Николаевне – бывшему зам. главы администрации Ленинского района г. Новосибирска. Наши жизненные пути несколько раз пересекались, сначала в школе №40, когда мне, молодому учителю, Татьяна Николаевна помогала правильно организовать и провести урок, потом, когда я была председателем совета руководителей Ленинского района, в совместной деятельности искать истину. За то, что в свое время она поддержала мою кандидатуру на присвоение звания «заслуженный учитель».
Иванову Владимиру Викторовичу, Вагановой Надежде Ивановне, Щукину Владимиру Николаевичу, Плетнёвой Елене Юрьевне, Юсуповой Наталии Петровне за их профессионализм, за заботу о людях, за понимание.
Особые слова благодарности хочу сказать Лепиной Людмиле Михайловне, Мороз Валентине Николаевне, Гориной Татьяне Васильевне за порядочность, за поддержку нашего педагогического коллектива во время аттестации 2006 года.
Спасибо вам всем, пусть на вашем пути встречается как можно больше хороших людей!