Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Ирина Михайловна Михно: «Столько лет работаю, а оторваться не могу: чем дальше, тем интереснее».

19.11.2015

Про опыт и бесстрашие

Я начинала работать директором, не имея никакого управленческого опыта. И в этом были свои плюсы. Как нынешние, так и ранее действующие законы не всегда позволяют придумывать и воплощать свои идеи, творить: они создают рамку, из которой порой не вырваться. А когда у директора опыта нет, когда он еще молод и бесстрашен, когда еще нет полного понимания ответственности за принятые решения, тогда он может позволить себе такую роскошь, как мечтать и осуществлять, не оглядываясь на нужные согласования. Со мной случилось именно так.
Когда 34 года назад я пришла в эту школу-новостройку, было желание создать уютную, добрую, красивую школу, чтобы ее любили дети, бежали сюда с удовольствием. И знаете, это было хорошо, что я не была в те годы осторожным директором. Например, мы изменили полностью планировку в одном крыле коридора и открыли лечебно-оздоровительный центр. После чего прозвучал грозный вопрос: «А кто вам разрешил менять планировку? С кем согласовано?» Мне приходилось искать выход из создавшейся ситуации, и я его находила.
С самого начала мне хотелось видеть в нашей школе красивых, молодых, интересных учителей, и я таких подбирала. Прошли годы. Из тех молодых, красивых и интересных многие остались до сих пор. Все мы выросли идейно, профессионально, нас всех объединяет все то же желание – сделать школу лучше всех. И мы к этому стремимся.

Ирина Михайловна Михно – директор Второй Новосибирской гимназии, заслуженный учитель РФ, дважды обладатель звания «Директор года».
Общий педагогический стаж – 45 лет. Стаж работы директором – 34 года.

В нашем коллективе модно быть успешным

Если отвечать на вопрос, что нужно для успеха, я бы сказала, что многое. Но в первую очередь – хороший профессиональный коллектив, в котором учителя приходят на работу не ради зарплаты, а потому, что школа стала их призванием. Может быть, это звучит пафосно, но поверьте, что здесь работают люди, которые уже не могут жить без школы. Они не считаются со временем, не ждут выходных, готовы в любой момент подняться, поехать, чему-то новому учиться. Имея такой коллектив, можно идти уверенно, смело. Нашим учителям интересно все новое, никто не хочет отставать, все постоянно учатся, а у таких учителей не может быть других учеников. Все взаимосвязано. Увлеченные учителя увлекают детей своими предметами, вызывают хорошую мотивацию к учению.

В нашем коллективе модно быть успешным, грамотным, современным среди учителей и учеников. Дети не стесняются серьезно готовиться к урокам, чтобы отлично ответить у доски, каждый стремится сделать свою презентацию одной из лучших, успешно сдать экзамены, написать на «отлично» контрольную работу. Это вызывает гордость, таких детей в гимназии уважают.

Детей окружают чистота и уважение

При этом мы понимаем, что не каждый ребенок может проявлять способность к математике или физике, не все способны полюбить химию, но это совершенно не страшно, это, скорее, естественно. У нас много детей, которые могут изучать химию только на базовом уровне, но ставить при этом спектакли, выступать и выигрывать встречи в КВН и чувствовать себя успешными и авторитетными в ученической среде.
Для этого в гимназии создана хорошая система дополнительного образования. Она возникла не на пустом месте. В 90-х годах, когда можно было искать и фантазировать, мы разработали модель нового типа учреждения – «гимназия развития творческих способностей». Эту модель мы потом претворяли в жизнь, дважды выиграли грант, были награждены техникой, которую в те времена в школах не знали и не видели.
В этой модели нами была прописана система сохранения и укрепления здоровья учащихся – так и возник наш лечебно-оздоровительный центр со своими кабинетами и медицинскими сотрудниками. И взрослый, и ребенок при первом же недомогании имеет возможность обратиться к врачу за помощью, не выходя из гимназии. На базе центра проводятся профилактические мероприятия, реабилитационные, оздоравливающие. Большое внимание уделяется правильному питанию детей.
Я стремлюсь к тому, чтобы дети, которые проводят большую часть дня в школе, имели возможность отдохнуть, зайти в библиотеку, в столовую, позаниматься в кружках и секциях, и чтобы их везде окружали уют, чистота и уважение.

Я за партнерские отношения

Я работаю в школе давно и вижу, как меняются времена, наша жизнь и, конечно, школа, несмотря на привычные упреки, что образование инертно. Как много нового постоянно входит в нашу жизнь! Становится все интереснее и заманчивее, трудно оторваться. Мне на самом деле интересно внедрять каждый раз что-то новое. Конечно, не все безоблачно в нашей школьной жизни. Это и понятно.
Я не буду оригинальной, если скажу, что мы завалены отчетами. Это подтвердит каждый руководитель. Все электронные варианты отчетов не исключают бумажных. Если посчитать, сколько у нас уходит времени на написание бумаг и отчетов, становится грустно. Должна быть выработана система, которая бы освободила работников школы от рутинной бумажной работы и дала возможность больше времени заниматься интересной творческой работой с детьми, родителями, своим самосовершенствованием.

Современный термин «образовательные услуги» диктует отношение родителей к нам как к тем, кто эти услуги предоставляет, а хотелось бы оставаться партнерами, ведь мы вместе выполняем одно дело. Но эта новая терминология нас разводит: они заказчики, а мы исполнители образовательных услуг. Признаюсь, мне это не очень нравится, я за партнерские отношения с родителями и за взаимоуважение.

У нас есть управляющий совет, руководит им родитель. Совет решает многие вопросы, например, выбор формы и ее приобретение. С гордостью могу сказать, что нередко родители являются участниками некоторых наших проектов. По инициативе родителей появился проект «Сквер гимназиста». Сейчас все вместе решаем необходимые вопросы для реализации проекта весной 2016 года.
Есть еще один интересный проект «ОБЪЕКТИВный взгляд детей». Он предполагает создание короткометражных фильмов на темы, которые волнуют детей. Гимназисты сами выдвигают идею, пишут сценарий, подбирают актеров из своего класса, учителей, снимают фильм, монтируют его, накладывают звук. После премьерного показа фильм выходит в прокат – так мы называем показ фильмов на классных часах, мероприятиях, гимназических праздниках. И нередко в этих фильмах охотно снимаются родители.

Молодые педагоги

У нас много молодых педагогов, подбираю их очень скрупулезно. Нельзя сказать, что они легко входят в профессию: в университете они были в одной среде, а потом попадают в совершенно иную. Их надо растить, это большая забота. Вот, например, такая ситуация. На каникулах потеряли молодого специалиста, который работает первый год. Звоним, спрашиваем: «Вы где?». А он отвечает: «Так у нас же сейчас каникулы!». Конечно, теоретически, возможно, они готовы, имеют свежие и прочные знания предмета, а практически их готовит жизнь, коллектив.
Я все больше стараюсь приглашать новых молодых людей. При этом понимаю, что иногда люди могут состариться и в 40 лет – и быть для учеников уже неинтересными. А порой люди более старшего возраста продолжают сами гореть и зажигать других! Молодым учителям всегда указываю на положительные стороны учительской профессии: большой отпуск и всегда в летний период, небольшая передышка от уроков во время каникул, стабильность в зарплате, уверенность в завтрашнем дне, оплата больничных, возможность увеличения зарплаты при хороших качественных показателях. Это все плюсы, о которых молодые специалисты должны знать.

Про электронные учебники

Мы уже второй год работаем с электронными учебниками. В прошлом году имели пять пилотных классов. Мы самостоятельно пробивали эту дорогу, издательства не были готовы и не были еще заинтересованы отдавать учебники школам.
Начали мы с того, что родители обеспечили детей планшетами, а мы купили ключи и учебники на каждого ученика, программное обеспечение. Электронный учебник во многом удобен – прежде всего в том, что ученик может иметь сразу весь курс по каждому предмету в одном планшете.
Другое дело – качество этих учебников. В прошлом году мы столкнулись с тем, что оно оставляет желать лучшего. Когда я говорю «электронных учебник», я не имею в виду, что это аналог бумажного учебника. Хотелось бы, чтобы там были тренажеры, проверочные работы, тестовые работы, возможность самостоятельно закреплять тему, пользуясь ссылками на схемы и диаграммы, иллюстрации, на разные ресурсы. То есть надо создавать комплексы по предметам. А то, что это все будет у ребенка в одной электронной книжке, это замечательно!

Эффективные проекты

Как я уже говорила, я люблю создавать что-то новое, открывать различные проекты. Наша гимназия принимает участие и в региональных образовательных проектах. Могу рассказать об этом подробнее, это тоже очень интересная тема.
Мы активные участники проекта «Специализированные классы», вошли с первого года запуска. Пять лет назад был открыт один химический класс, сегодня их значительно больше. Жизнь показала, что это очень удачный проект. Повышенное финансирование позволяет нам в специализированных классах внедрять новые современные формы обучения, приглашать сотрудников вузов, возить детей на различные лабораторные и исследовательские площадки, давать им возможность обучаться на повышенном уровне.
В этом году мы изменили первоначальную идеологию и миссию специализированных классов, пытаемся поставить спецклассы на инженерные рельсы.
В химических классах мы стремимся внедрять инженерную направленность, развивать у детей новые компетенции. Пока раскрывать все секреты рано, думаю, что получится несколько иной проект, но тоже очень интересный. Мы сейчас в активной разработке.
Еще один региональный проект «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни». Эта тема нам близка, мы стремимся детей приучить к здоровому образу жизни, и у нас это хорошо получается. Когда есть программа, ответственный человек, есть целый поток мероприятий и форм работы с детьми в этом направлении, это очень хорошо. И с годами я замечаю, что у нас результаты в спортивных состязаниях значительно улучшились, а раньше наши ученики выигрывали в основном в интеллектуальных конкурсах. Наши дети не только ум развивают, но и неплохо мышцы качают. Проект помогает!
В «Сетевую дистанционную школу Новосибирской области» мы включились в этом году. Дистанционная школа – это один из путей правильного использования техники. Очень здорово иметь возможность учить дистанционно детей, которые куда-то надолго уехали или заболели и выпадают из образовательного процесса. Нам необходим был этот проект, и целый ряд учителей этому учатся.

Нам нужно быть убедительными

Школа должна не только учить, но и воспитывать своих учеников, несмотря на столь сложные времена. Мы, конечно, создаем свой мир, свою среду в гимназии, если хотите, свое сообщество. Но нередко, выходя за пределы этого сообщества, в жизни дети наблюдают совсем другие примеры. Эти противоречия затрудняют работу школы, требуется гораздо больше усилий. Я говорю учителям: «Нам нужно быть более убедительными, нужно искать особые приемы работы с детьми, чтобы оставить гораздо глубже след от того, что он увидел и услышал в школе, чем от того, что он увидел за ее пределами». Мы стремимся противостоять всему плохому, воспитывать грамотных, творческих, здоровых людей – не только физически, но и нравственно.

  

  

  

  

  


Образование – учитель физики на английском языке обучения, Житомирский педагогический университет. Учила детей физике на русском языке. Сейчас, к сожалению, уроки не веду.

Авторитет в педагогике. Слежу за выступлениями Петра Щедровицкого, мне нравятся его позиции и мысли. Считаю авторитетными в образовательной отрасли Исака Фрумина, Анатолия Каспаржака. Всегда стараюсь читать их статьи. Не скажу, что это мои учителя, но я слежу, о чем они говорят.

Историческая личность. Александр Солженицын, а среди женщин назвала бы Майю Плисецкую.

Любимые книги. В разные времена и под разное настроение нравятся и читаются разные книги и смотрятся разные фильмы. В одно время с упоением читала Харуки Мураками, нравятся книги Дины Рубиной. У нее есть великолепные вещи: «Белая голубка Кордовы», «Синдром Петрушки» и другие. Среди моих любимых книг биографический и очень искренний роман Владимира Познера «Прощание с иллюзиями». В отпуске могу себя побаловать и Екатериной Вильмонт – ни к чему не обязывающие женские романы. Тяжелые, но шикарно написанные вещи Ирины Грековой. Из классической поэзии люблю Лермонтова, Пушкина, Асадова. Прочла летом «Лев против Льва», и сейчас появилось желание перечитать «Войну и мир», но боюсь, что будет совершенно иное восприятие текста.

Любимое кино. Из старых – «Семнадцать мгновений весны», «Служебный роман», «Москва слезам не верит». Эти ленты всегда можно смотреть. Среди современных фильмов порой появляются очень интересные: «Оттепель», «Ликвидация».

Хобби, увлечение. Люблю вышивать. Картины, вышитые мною, дарю своим друзьям, родственникам, вешаю на стены у себя дома.

 
Разговаривала Алена Юдина