Интегра. Комплексное оснащение школ

Учитель будущего
21.06.2019

Иван Александрович Данилко

победитель XXVI регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года»
учитель истории и обществознания вечерней школы №8 при исправительной колонии №9 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Педагогический стаж – 6 лет.

Первая работа, первый урок

Я родился в селе Лянино Здвинского района Новосибирской области. Там прошли мое детство и юность. В семье нас, детей, было двое: я и братик. Мы оба учились с усердием и закончили школу с золотой медалью. Но не могу сказать, что я мечтал в те годы о какой-то конкретной профессии. Мне нравились экономика и статистика. Поэтому после окончания школы подавал документы сразу в три вуза: Сибирский государственный университет путей сообщения на факультет мировой экономики, архитектурно-строительный университет и НГПУ. Это было в 2009 году, когда все школьники сдавали ЕГЭ в обязательном порядке. По набранным баллам проходил во все названные университеты. Но так уж сложилось, выбрал исторический факультет педуниверситета.

Видимо, это судьба. В моей семье много педагогов. Моя мама – воспитатель детского сада. Дедушка Дмитрий Игнатьевич Данилко многие годы преподавал историю, сейчас работает директором школы № 75 в Октябрьском районе, его родной брат также возглавлял отдел образования Здвинского района. Осознание того, что я сделал правильный выбор, пришло не сразу. Только на пятом курсе я понял, что буду работать учителем.

Учитывая семейные обстоятельства, будучи 21-летним студентом пятого курса решил устроиться в школу. Но во многих из них мне отказывали и говорили, что надо сначала получить диплом, без него трудоустроиться сложно.

В марте 2013 года проводился открытый урок, посвященный 100-летнему юбилею легендарного летчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина. Мы, студенты истфака, были в числе активных участников этого мероприятия. Туда были приглашены директора ряда школ города Новосибирска, в том числе и руководитель вечерней школы №8 Марина Егоровна Лаврова. Мы познакомились с ней, обменялись контактами. Тогда я не придал нашей встрече особого значения. А в августе она пригласила меня работать. Я долго думал и согласился – так я стал самым юным учителем за всю историю учебного заведения. До меня рекорд по молодости был у 30-летнего преподавателя биологии.

Честно скажу, меня долго мучили сомнения: «Стоит ли и смогу ли здесь работать?». Большинство задавали мне один и тот же вопрос: «Что ты там делаешь, там же охранники, колючая проволока и решетки, там разве есть школа?»

А потом был первый урок, который я запомню на всю жизнь. Это было 30 сентября 2013 года. Занятие проводил в 11-м классе, 35 учеников и некоторые старше меня. Самое трудное было – переступить порог класса. Я собрался и сделал это. А дальше все пошло без каких-либо затруднений. Затем я защитил диплом и решил поработать еще годик. В итоге я здесь уже шесть лет.

Главная задача педагога – научить

Я выстроил определенную систему взаимоотношений: моя задача – научить учеников. И неважно, что перед мной люди, преступившие закон, отбывающие срок. Для меня это обыкновенные старшеклассники, ученики, а я – учитель. Да и на уроках они порой ведут себя, как дети: спорят, подтрунивают друг над другом, галдят. Чтобы завоевать уважение, чтобы тебя слушали, надо, в первую очередь, быть компетентным в своем деле и, во-вторых, интересным как педагог. А еще надо уметь шутить, но при этом четко чувствовать грань дозволенного. Считаю, что современный учитель обязан обладать этими качествами.

Учиться у нас интересно, организовываем различные конкурсы и викторины. Так, 1 сентября, в День знаний, помимо традиционной линейки мы устраиваем флешмоб. В прошлом году 280 человек весело и зажигательно танцевали на плацу учреждения. Проводим много замечательных мероприятий, посвященных Дню Победы.

Нередко мои ученицы просят у меня совета, как поступить в той или иной ситуации. Вместе мы взвешиваем все «за» и «против», находим решение проблемы. Дорогого стоит, когда старшеклассница говорит, что после беседы она поступила бы по-другому. Поэтому большое внимание мы уделяем воспитательной работе. Да, что случилось, уже не изменишь. А вот как жить дальше, зависит от самого человека, его выбора. Я стараюсь, чтобы они мыслили положительно, приобретали новые знания и навыки, которые им пригодятся в дальнейшем. Убеждаю их учиться не только для себя, но во имя своих детей, ведь у многих из них есть сыновья и дочери. Уверен, меняя их отношение к школе, ты создаешь будущее и для их ребятишек. Для меня как педагога – это главное.

Особенно моих учеников интересуют изменения в уголовном и гражданском законодательстве. На занятиях по обществознанию я сообщаю им о нововведениях, все вопросы разбираем досконально, поэтому на ЕГЭ эти задания они выполняют хорошо.

Большинство убеждены, что в вечерней школе качество образования низкое и здесь трудно показать высокие результаты. Тем не менее, уже шесть лет мы успешно сдаем единый государственный экзамен, с каждым годом растут количественные и качественные показатели на экзаменах. Вообще, мы единственная в стране школа, в которой в условиях исправительной колонии 100 процентов учеников сдают ЕГЭ. Конечно, у нас нет стобалльников. Но есть кем гордиться. Приятно осознавать, что одна ученица в прошлом году набрала 68 баллов по истории и 72 по обществознанию. Ее одноклассница получила 89 баллов по русскому языку. Ежегодно 3-4 человека выполняют все 20 заданий по базовой математике. Самое главное – это объективная оценка наших совместных усилий и труда. Об этом свидетельствует установленная в пункте проведения экзамена система видеонаблюдения, отсутствие мобильных телефонов и Интернета.

Добавлю, наши выпускники имеют возможность дистанционно обучаться в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики, получать высшее образование. Так, из 18 выпускниц прошлого года 10 поступили и сейчас учатся в этом вузе. Одна уже получила диплом. Отрадно, когда люди извлекают для себя положительные уроки и понимают ценность образования.

Я наравне с моими коллегами постоянно оцениваю свою работу. Огорчает, когда узнаю, что моя бывшая ученица, выйдя на свободу, вновь совершила преступление. В этот момент спрашиваю себя: «Что я сделал не так или не сделал чего-либо, что не сказал, чтобы изменить отношение человека к собственной жизни?».

Конечно, трудиться в таком заведении непросто. Но не жалею ни об одном дне, который я провел здесь. Для меня эта работа как школа жизни, ведь я не только учитель, но и ученик, приобретающий опыт взаимоотношений с различными людьми. 

Конкуренция движет человека вперед, служит рождению новых идей

Мне очень повезло с коллективом, он дружный и сплоченный. Я благодарен коллегам за то, что подтолкнули меня участвовать в конкурсе «Учитель года». Их заботу и поддержку ощутил уже на районном этапе, именно тогда я понял, что одному участвовать в подобном мероприятии психологически и эмоционально сложно. Кроме того, за меня «держали кулачки» и мои старшеклассницы. Поэтому уверенно могу сказать, что я счастливчик.

На конкурсе преследовал две цели – личную и социальную. Участие в подобных проектах способствует профессиональному росту, обмену опытом. Это развивает тебя как личность. Конкуренция, встреча с коллегами толкает к рождению новых идей, движет человека вперед. А вторая цель – социальная: изменить отношение общества к таким школам, находящихся в условиях исправительного учреждения, и, особенно, к учителям, работающим там. 

Часто вспоминаю слова директора моей школы, сказанные на последнем звонке: «Неважно, какую профессию ты выбираешь, главное, оставаться достойным человеком». Только спустя годы я до конца осознал смысл этой фразы. Действительно, надо ответственно относиться к своим обязанностям, качественно и на высоком уровне выполнять задачи. Эти слова являются для меня жизненным девизом.

Сельская школа не хуже городских

С теплотой вспоминаю свою первую учительницу Валентину Ивановну Гордиенко, классного руководителя в старших классах Наталью Владимировну Плахотниченко. Благодарен педагогам за полученные в школе глубокие знания по всем предметам. Ведь без начальной базы человеку трудно реализовать свои дальнейшие планы. Когда бываю в родном селе, навещаю своих учителей и вновь говорю им: «Спасибо».

Вопреки всеобщему мнению хочу особо подчеркнуть, что сельская школа ничем не хуже городской. Здесь тоже можно хорошо учиться. Все зависит от тебя, твоего желания и стремления к учебе, саморазвитию. Считаю, что любое образовательное заведение, даже находящееся в отдаленной сельской местности, позволяет реализовать все наши потребности в самосовершенствовании. Да, здесь нет высокоскоростного Интернета, порой не хватает учителей. Но это не главный показатель развития системы образования. Положительные результаты дает тесное взаимодействие школы, родителей и учащихся. Учитель и ученик – два столпа, на которых держалась и будет держаться школа.


  


  


  


  


  




Образование. Новосибирский государственный педагогический университет, исторический факультет, специальность – учитель истории и обществознания.

Историческая личность. Юрий Гагарин – первый человек, полетевший в космос. Тяжело быть первым. Я это почувствовал на себе, когда участвовал в конкурсе. Дело в том, что отношение к учителям, работающим в вечерней школе, особенно в исправительной колонии, не всегда однозначное. Некоторые до сих пор считают, что я одержал верх, потому что не было преподавателей гимназий и лицеев. Конечно, это не так. Поэтому я решил показать на «Учителе года», что и в условиях исправительного учреждения можно получить хорошие знания. Рад, что, став победителем, мне удалось сломать некие стереотипы в обществе. 

Авторитет в педагогике. Педагог – А.С. Макаренко. Очень часто я обращаюсь к этому гениальному человеку. Его идеи воспитания личности были близки мне, когда я еще учился в вузе. Главное, они актуальны до сих пор. Особенно, если учитывать специфику моей работы. Труды Макаренко имеют яркую практическую направленность. Ведь если ученикам при объяснении нового материала сказать, что это пригодится вам в жизни, показать практическую значимость, то полученный результат будет намного выше. Поэтому учителю надо стараться приводить как можно больше жизненных примеров, именно это работает.

Хобби, увлечения. Футбол – главное мое хобби. С ранних лет увлекаюсь этим видом спорта. Школьником выступал за команду Здвинского района, ездил на соревнования. Последние 5 лет с удовольствием играю в составе команды «Иртыш», сформированной в университете. Дело в том, что для нас это не только увлечение, а товарищество, взаимопомощь, общие интересы и многолетняя дружба. Также участвую в Спартакиаде работников сферы образования, проводимой раз в два года. Трижды выступал за команду Октябрьского района. Кроме того, играю в волейбол и баскетбол, и мы выигрывали городские и областные соревнования. 

Любимое кино. Многие скажут, что это не соответствует моему возрасту, но я обожаю комиксы Марвел. Не пропускаю ни одного фильма.

Любимые книги. Читаю много, но назову две самые любимые книги: одна из школьной программы – «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, другую прочитал уже в университете – «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка.


Записала Алеся Воякина

Вход