Интегра. Комплексное оснащение школ

Учитель будущего
10.07.2018

Бывают события, которые открывают новые имена. Таким, например, был Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию со дня рождения знаменитого советского педагога Антона Семеновича Макаренко. Он проходил с февраля по апрель нынешнего года в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Всего по России на разных этапах в нём участвовали сто тридцать семь тысяч педагогов. Из нашей области – две тысячи девятьсот семьдесят семь и двадцать два из них стали победителями по итогам заключительного федерального этапа. В основном это известные педагоги с немалым профессиональным стажем. Но есть и молодые. Среди них Куликова Татьяна Николаевна.

Куликова Татьяна Николаевна.

Педагог дополнительного образования.
Краснозёрский Дом детского творчества.

На этом снимке Татьяна Николаевна в самом начале работы в Краснозёрском Доме детского творчества, когда только стала осваивать все тонкости выбранной профессии. Да и выбор этот был сделан не сразу, не без раздумий. Профессия учителя ей всегда была желанной, но такой ответственной, такой сложной, к которой и подступиться то было страшно, не то чтобы раз – и выбрать на всю жизнь.

После окончания школы осуществить свою мечту так и не решилась, а поступила в Новосибирский колледж телекоммуникаций и информатики СибГУТИ… Вот, вот. Ну, скажите, кому из нас не доводилось ошибаться и сворачивать с пути предназначенного тебе и судьбой, и твоими талантами, и советами старших?.. Только через несколько лет, в две тысячи двенадцатом году пришла она в Новосибирский педагогический университет.

А вот здесь, какой факультет выбрать сомнений не было. Почему? Объяснить не сложно. Только вначале нужно сказать, что родилась она в селе с романтическим названием – Колыбелька. В этом же Краснозёрском районе Новосибирской области. И училась в тамошней замечательной школе. И по собственному замечанию Татьяны Николаевны, была ребёнком подвижным, энергичным.

«…Усидчивость была не в моём характере. Занималась во всех спортивных секциях, какие тогда были в школе. Особенно увлеклась баскетболом. Во многих матчах признавалась лучшим игроком команды, выступала даже за сборную района… А ещё с детства меня привлекал туризм. Нравились походы, ночёвки в палатках, посиделки у костра. Поэтому когда надо было в университете выбрать будущую специальность, то тут я даже не задумывалась – иду на факультет физической культуры…».

Раз уж зашёл разговор о Колыбельке, я позволю себе лирическое отступление. Как-то в одном из очерков я говорил, как очаровало меня это село и его окрестности. Здесь горизонт ничего не заслоняет. Ни холмы, ни лес, ни, тем более, многоэтажки. Вокруг только свободное пространство озёр, полей и степи. И не кажется, а действительно здесь легче дышится…

Я вспомнил об этом своём впечатлении, когда увидел фотоработы обучающихся в объединении у Татьяны Николаевны ребят, участников районного конкурса фотографий «Вода глазами ребёнка». Он проводился в рамках Всероссийского конкурса «Водные сокровища России». Ребята фотографировали в окрестностях именно села Колыбелька.


    

    

Взгляните на снимки и вам станут понятны чувства заезжего горожанина. Вот названия пейзажей: «Полдень над озером», «Озёрная тишина», «И зубатый крокодил наше солнце проглотил», «Утки – поздний ужин». Мне думается, что в этих детских поэтичных фотоработах есть и отношение к природе их педагога. Да, Татьяны Николаевны, которая помогла ребятам увидеть и почувствовать красоту родного края.

Так это и получилось не случайно. Объединение «Ориентир», созданный Татьяной Николаевной в Краснозёрском Доме детского творчества, как раз туристско-краеведческого направления, где у ребят и воспитывается, прежде всего, любовь к родному краю, бережное отношение к его обитателям: растениям, животным.

И согласитесь, без этого не получится и всё остальное, чему учит их Татьяна Николаевна. Ну, вот, например, знать историю и географию своего родного села, района, Новосибирской области, да и Сибири, конечно. Уметь в походе организовать быт, распределять продукты на весь маршрут похода, готовить пищу на костре, различать съедобные и ядовитые дикоросы, форсировать водные преграды, оказать первую медицинскую помощь… Да! И уметь ориентироваться по карте и компасу, а также по звёздам и местным признакам.

«…Дети, владеющие сегодня различными современными гаджетами, нередко спрашивают у меня, зачем им учиться ориентироваться, когда в каждом смартфоне есть навигатор. Терпеливо объясняю, что мобильник, смартфон, планшет может в походе не всегда оказаться под рукой, и у них есть такое неудобное свойство – со временем разряжаться. Или, например, вы можете уронить его в воду. А ещё на пересечённой местности туристская группа может попасть в область «радиотени»… В конце концов, вспышка на солнце может поднять здесь у нас такую электромагнитную бурю, что любой гаджет отключится…».

Эти доводы Татьяны Николаевны ещё и к вопросу о том: надо ли нам в будущем всецело полагаться на технику и модерновые технологии или всё же стоит присмотреться к окружающей нас природе, лучше узнать мир флоры, фауны? Да, с педагогом я совершенно согласен. Сегодня многие даже уже весьма взрослые люди, этакие бодрячки самонадеянно утверждают, что и в джунглях человек подвергается не большим опасностям, чем в людской и автомобильной толчее современного мегаполиса. Как бы ни так! Здесь-то мы знаем законы… Ну, хотя бы правила дорожного движения. А там? Я три года жил и работал на высокогорной снеголавинной станции в Тянь-Шане. Не джунгли, конечно, однако хватило понять, что без знаний законов природы, без поведенческих навыков жизнь человеческая вдали от цивилизации – словно свеча на ветру.

В буднях педагога Татьяны Николаевны Куликовой я заметил ещё и такую важную особенность – воспитание в ребятах нравственных принципов. Например, таких как мужество, справедливость, тактичность, сострадание, чуткость, готовность придти на помощь…

И делает она это исподволь, рассказывая как надо в походе передвигаться по тропе в составе группы, как совместно преодолевать в лесу, в степи, в горах различные препятствия, как организовывать страховку, ну, к примеру, быстро вязать те же самые надёжные и удобные узлы… Или как проводить поисково-спасательные работы… Даже обустройство обыкновенного походного бивака – это тоже коллективная и ответственная работа. И ещё, заметим, нелёгкая. Особенно в непогоду.

В результате среди обучающихся в «Ориентире» всё меньше тех, кого на всевозможных сленгах, в том числе и на туристском, называют «чайниками». В сентябре две тысячи семнадцатого «Ориентир» удачно выступил на осеннем туристском слете команд образовательных учреждений Краснозерского района, посвященного 80-летию Новосибирской области. Возраст участников был двенадцать-семнадцать лет. Тогда восемь команд соревновались вот в таких видах: краеведение, техника пешего туризма, веревочная тропа, вязка узлов, спортивное ориентирование, ночное ориентирование, организация бивака и походной кухни, оказание первой доврачебной помощи… Успех команды «Ориентир» вполне очевиден – второе общекомандное место. В следующем году, в феврале на туристском слёте команд общеобразовательных учреждений района, посвященного 100-летию дополнительного образования команда «Ориентира» своё достижение повторила.

Также успешно этом феврале подопечные Татьяны Николаевны Куликовой выступили в двух всероссийских соревнованиях: в историческом квесте «Сталинградская битва» и в Интернет-викторине, посвященной 75-летию со Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и Дням воинской славы и памятным датам России.

Вот что ответила Татьяна Николаевна на мой вопрос о том, какие задачи она ставит перед собой как педагог, организуя деятельность объединения в целом или конкретного мероприятия, акции?

«… Прежде всего, выявлять творческие способности детей, создавать условия для их развития, организовывать самостоятельную работу обучающихся в группах по выбранным ими направлениям, способствовать формированию и дальнейшему развитию у ребят интересов к профессиям… И, конечно, воспитание у них нравственных принципов в отношениях с людьми, с окружающим нас миром природы… Вот, к примеру, очень познавательной получилась наша недавняя экскурсия в местное отделение МЧС. Ребятам была представлена современная противопожарная техника, оборудование, экипировка бойцов. А в мае в детском образовательном оздоровительном лагере «Солнышко» мы участвовали в обустройстве аллеи. Сообща с ребятами из других объединений высадили двести кедров… Без нас не обходятся и различные районные, так сказать, «домашние» акции: «Озелени свой край, «За чистый посёлок», «Конкурс скворечников»…».

- У Вас есть любимые афоризмы, цитаты, которыми вы руководствуетесь в жизни и работе?

- Высказывание Гёте: «Каждый слышит лишь то, что он в состоянии понять» и афоризм Сократа: «Нельзя исцелить тело, не исцеляя и душу». Но, может быть, на этот вопрос лучше ответить словами Виктора Фёдоровича Шаталова: «Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания. Заинтересовать, а уже потом научить - вот в чем суть педагогического мастерства».

- Где бы Вы хотели побывать с ребятами в туристском походе?

- Если говорить о дальнем путешествии, то хотелось бы побывать с ними в Горном Алтае и, конечно, посетить Санкт-Петербург. Объединение наше достаточно молодое, и пока всё это у нас в планах. Но мы к этому усердно готовимся.

- Не сталкиваетесь ли Вы как педагог с физической и душевной ленью у ребят, ведь у них в руках различные гаджеты, дома телевизор и везде кучи соблазнов и зрелищ? Зачем куда-то ходить, бегать, переживать неустроенный быт, трудности похода?

- Нет, с этим не сталкивалась. Все ребята любознательны и достаточно серьезно и ответственно относятся к занятиям. Если мы совершаем походы выходного дня – то мне даже и не приходится им напоминать о чём-либо.

- Много ли в дополнительном образовании «трудных» ребят? Есть у Вас опыт работы с ними?

- Сказать что много «трудных» детей не могу, но они все-таки есть. Первый опыт общения с ними у меня был ещё во время моей работы вожатой в лагере «Солнышко». Старалась найти общий язык с таким ребенком, увлечь каким-либо делом, назначить ответственным за какую-либо работу в отряде… О подобных воспитательных приёмах рассказывал ещё Антон Семёнович Макаренко в своей книге «Педагогическая поэма».

- Как Вы относитесь к Интернету?

- К Интернету отношусь достаточно положительно, так как сейчас все, так или иначе, в социальных сетях находятся. У нас с ребятами там тоже создана своя страничка-беседа, где я могу в любое время выложить какую-либо информацию по объединению, и где они всегда её прочитают. Так же ребята могут задать там любой вопрос, на который я всегда могу ответить, независимо от того как бы далеко я от них ни находилась. Лично мне Интернет помогает в поиске профессиональной информации. Ну, вот, к примеру, по таким адресам: https://nsportal.ru/ https://infourok.ru/ https://урок.рф/… А мешает Интернет в том случае, когда на занятиях ребятам даёшь хотя бы маленькую «слабинку». Только, только позволишь их вниманию немного рассеяться, так они сразу отвлекаются на свои гаджеты…

Разговаривая с Татьяной Николаевной, я в который уже раз убеждался какая сложная работа у педагога в сфере дополнительного образования детей. Спору нет, к примеру, у преподавателя математики, физики, русского или иностранного языка тоже работа не из простых, но в этом случае предметы эти обязательные для школьника, это его базовый образовательный уровень. Нравятся они ученику или нет знать он их должен. Лучше, хуже, но должен. В дополнительном образовании по-другому. Ребята не будут заниматься тем, что им не интересно. Или педагог скучен, зануден, неизобретателен. Они найдут другое интересующее их занятие или уйдут к другому педагогу.

- Татьяна Николаевна, чем Вас как педагога привлекает сфера дополнительного образования детей?

- Наверное, прежде всего надо сказать, что я детей люблю. Но без сюсюканий. И уважаю их как человечков уже со своими характерами, пристрастиями, привычками, пусть даже с какими-то фобиями. В дополнительном образовании, мне кажется, как нигде более, я могу расширить их кругозор, помочь им раскрыть свой творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе, обрести уверенность в себе и, может быть, даже привить какие-то навыки в их будущей профессии. Я знаю многих моих сверстников, кто занимался туризмом или в других спортивных секциях и потом стал, тренером, педагогом, менеджером в этой сфере деятельности. А ещё я ценю, что в дополнительном образовании очень востребовано сотворчество педагога и ученика. Это ещё одно достоинство моей работы…

В нашем разговоре Татьяна Николаевна не однажды упоминала о том, что считает большой удачей то, что работает она именно в Краснозёрском Доме детского творчества.

«…Здесь много замечательных талантливых опытных педагогов, у кого есть чему учится мне, педагогу начинающему. Присуждение мне звания победителя в прошедшем в этом году Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников я расцениваю как аванс на будущее. Поверьте, это вдохновляет. И обязывает совершенствовать многое в моей педагогической работе, которая для меня теперь и есть вся жизнь. Настоящая и будущая.».

Разговаривал Владимир Пискарев.
   

   

   
Вход