Интегра. Комплексное оснащение школ

Наша жизнь – поток эмоций

Мне 10 лет, я учусь в 3 классе, а научился читать я еще до школы. Скорость моего чтения сейчас 110 слов в минуту, и по литературному чтению у меня уже на протяжении двух лет – четверки и пятерки. Сказки, рассказы, стихи, басни; А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и так далее – не анахронизм ли это в наш век информационных технологий? Гораздо интереснее скачивать новые игры с интернета, проходить уровни, к примеру «Бой с тенью», а затем хвалиться перед одноклассниками, что я прошел сложнейшие этапы игры.
А вот другая цитата, на которую мне указал отец: «Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело!», эти слова принадлежат великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому. Но я, убежден в том, что умею и знаю, как и что читать, спорил со своим учителем и родителями. Не соглашался с классиками и со своими наставниками в вопросе выбора художественных произведений. Мол, читаю ведь, и не плохо читаю!
И все-таки мой отец меня «зацепил». «Если ты считаешь, себя таким умным ответь мне на вопрос - зачем мы читаем?». Я стал разбираться в этом вопросе.

Актуальность: Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Чтение – это основа умения учиться.
Цель работы: выявить причины побуждающие нас читать? (Зачем мы читаем?).

Задачи:
1. Провести анкетирование среди одноклассников.
2. Проанализировать чувства, эмоции, поведение, состояние души, (определить, что заставляет нас читать (выделить смысл чтения вообще).

Предмет исследования: чтение.
Объект: восприятие, воображение, эмоции, чувства, мышление, информация, поведение.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что данная работа имеет большую практическую значимость в вопросе поднятия престижа чтения вообще.
Исследование проводилось с помощью следующих методов: анкетирование, наблюдение, опрос, анализ.

Нейронаука утверждает, что чтение прозы полезно: описания, выразительные метафоры и эмоциональные диалоги стимулируют разные отделы нашего мозга. А также что книги играют роль стимуляторов, помогающих отрабатывать навыки социального взаимодействия (обзор исследований - на сайте научного журналиста, обозревателя журналов The New-Yorker и Scientific American Эмми Мерфи Пол). Но вряд ли кто-то руководствуется такими соображениями, начиная читать. Как мы объясняем сами себе, что заставляет нас открывать одну книгу за книгой? Проведя мини-исследование среди своих одноклассников, (а нас 18 человек) я получил разные объяснения и сделал выводы.

Читая - мы узнаем много нового

Первый ответ, который сразу всем единогласно приходит на ум, на вопрос Зачем мы читаем? - «Мы узнаем много нового!». Из опроса моих одноклассников удалось выяснить:
Получают научные и энциклопедические знания ответили -18 человек.
Мы узнаем, как устроен мир – 18 человек.
Мы узнаем о взаимоотношениях людей – 18 человек.

При чтении, осмыслении - мы понимаем себя

Наша жизнь – поток эмоций. Мы так захвачены ими, что нам часто не хватает дистанции для их осмысления. При чтении мы эмоционально включаемся в текст, но сохраняем взгляд со стороны, отдавая себе отчет в том, что происходящее в книге – вымышленная реальность. У нас есть возможность остановиться, вновь вернуться к каким – то страницам, обдумать. Чем сильней эмоциональное воздействие образа, тем больше мы хотим его понять.
При перечитывании и инсценировке некоторых произведений (Н. Булгаков «Анна не грусти», В. Драгунский «Тайное становится явным», А. Куприн «Слон») мы пришли к выводу, что мы одновременно и участники, и наблюдатели. А некоторые одноклассники осознавали, что они только наблюдатели, видимо текст их не заинтересовал. Другие, настолько были увлечены содержанием, что говорили, будто бы они сами являлись главными героями произведений. И в жизни, и при чтении мы проецируем (переносим) что-то свое на других. Когда речь о книге, нам легче уловить эти проекции: оказывается, у меня тоже есть такие чувства, такие мысли, проблемы или же, я тоже был в такой ситуации, со мной происходили подобные случаи. Чтение - это всегда встреча с другим и с собой одновременно. По исследованиям психологов, именно такие встречи – главное условие развития нашей психики: чувств, памяти, мышления, внимания.

Читая, изучая, сравнивая, анализируя, сопоставляя – мы меняемся к лучшему

Оказывается, если мы не читаем, то не пользуемся коллективным опытом человечества, и каждый раз в своей жизни изобретаем велосипед. Иногда тебе кажется, что ты поступаешь, ведешь себя, думаешь хорошо, либо нормально. А увидев героя произведения, оценив его, сравниваешь с собой, понимаешь, что ты где-то неправ. Или же, наоборот, этот главный герой поступил неправильно. Это нам удалось понять из таких произведений как: Н. Артюхова «Саша – дразнилка», К.И. Чуковский «Федорино горе», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», В. Осеева «Волшебное слово», «Почему». А когда мы читали русскую народную сказку «Иван – царевич и серый волк», нам она показалась очень длинной. Мы искренне сочувствовали Ивану-царевичу, желали побыстрее пройти жизненные испытания. Эта сказка дала нам понять, что то, что мы считаем сложным и трудным, таковым совершенно не является. Она нас учила терпению. Глубокое взаимодействие с книгой подобно встрече с хорошим психологом.

Чтение дает возможность увидеть со стороны свои чувства, поступки, поведение. Открывается то, чего раньше ты не замечал, не придавал значения. В результате приходят неожиданные решения, открываются новые возможности, и жизнь меняется к лучшему.
В результате наблюдений на протяжении трех лет, мы заметили изменения в нас. 7 человек (39%) – стали более вежливее. 10 человек (55%) – стали уважать старших и осознавать это. 12 человек (67%) – стали более терпеливыми, они легко могут переносить по 5, 6 уроков в день, что раньше за ними не наблюдалось. 5 человек (28%) – перестали обзываться. 13 человек (72%) – стали убирать за собой. Возможно, эти изменения не только из-за того, что мы читаем различные произведения, учимся, стремимся быть лучшими, но и результат воспитания как в школе, так и дома.

При чтении произведений мы испытываем яркие эмоции

С помощью своего классного руководителя мы выбрали некоторые произведения, которые уже изучали. Первое произведение, прочитанное для всех, непосредственно ради этого исследования было «Затейники» Н. Носова. Мы его уже проходили во 2 классе, и по нашим общим воспоминаниям это было очень весело. Я его пересказывал и весь класс хохотал. А когда мы его прослушали, уже через год в 3 классе еще раз, стало понятно, что весело не всем. Мнения разделились. И каждый стал говорить о своих чувствах. Мы разделились на группы и стали записывать, то, что каждый из нас чувствовал. Далее результаты мы изобразили в диаграмме.
Проведя анкетирование среди своих одноклассников, мне удалось выяснить, что 12 человек (67%) из 18 читают для удовольствия. Это самое очевидное объяснение: нет эмоций - нет и удовольствия от книги. Нам зачем-то нужны эти дополнительные «искусственные» переживания. Как мы удивляемся, испытываем страх, радуемся, обижаемся, любим, восхищаемся и так далее – вместе с героями книг. Открывая книгу, мы заранее соглашаемся волноваться, страдать, бояться, стыдиться, тосковать, ненавидеть, чего вряд ли пожелаем себе в реальности. Почему? Благодаря чтению мы достигаем того накала эмоций, который, хотим получить, но не позволяем себе в реальной жизни. Мы разрешаем себе их переживать, но сохраняем над ними контроль. Читая, можем воплотить любую фантазию и знать, что за это «ничего не будет». Здесь мы в безопасном пространстве и можем позволить себе открыться гораздо больше, чем в жизни, а автор книги позволяет себе (в той или иной степени) открыться нам. А значит, в этот момент мы ближе к себе настоящим, мы чувствуем себя более живыми.

Читая различные произведения, мы находим собеседника (находим общение)

Многие из нас признаются, что книга для нас – возможность пообщаться с автором или же возможность попутешествовать там, где ты никогда не был, побыть тем, кем ты не будешь никогда. Из анкеты мы сделали выводы, что 12 человек (67%) идут в библиотеку и берут книги, которые им советуют друзья или рекомендуют родители. Иногда при чтении возникает чувство, что писатель нас «слышит» и «понимает», как никто. Выбор реальных собеседников всегда ограничен местом и временем нашей жизни, но в случае с книгой он безбрежен. То один мой друг занят, другой - уехал с родителями, мама и папа до вечера на работе. Да и в компьютерные игры я уже наигрался. Я нашел в этом старомодном занятии, то чего раньше не имел. Для меня этот интерес сохраняется тогда, когда мне интересна книга. Вот я и ищу свою книгу, своего автора. Недавно я увлекся чтением произведения про Гарри Поттера. И как потом грустно бывает расстаться с ней, будто друг покинул тебя. Здорово то, что к этому другу я всегда могу вернуться, когда захочу.
Когда я предложил готовое решение своим одноклассникам, они тут же согласились со мной. Некоторые сразу же сказали, что они читают произведение так, как будто бы им его рассказывает автор или рассказчик. Но иногда такое чувство пропадает и ты сам очень переживаешь за главного героя, представляешь себя на его месте. Так в произведении Л.Н. Толстого «Котенок», многие из нас сначала слушали его как отстраненный рассказ, а потом стали потихоньку представлять себя главным героем. Некоторые говорили, что они слушали произведение со стороны, и никаким героем себя не чувствовали. И подвергать свою жизнь опасности ради какого-то котенка и не собирались.

Таким образом, можно сделать вывод, что при чтении различных произведений одни могут находить собеседника в лице автора, другие в лице главного героя (главных героев), а может быть так, что ты читаешь и осознаешь и то и другое.

Вывод. Вот такое исследование интересное и увлекательное. Думаю, что такие открытия будут полезны школьникам, да и не только им. Наши возможности почти безграничны: проживать разные жизни, играть чужие роли, менять страны и эпохи. Чтение – это настоящая магия… Главное, чтобы люди знали об этом и использовали чтение для жизни, развития, обучения, развлечения и решения собственных проблем.

Постскриптум «Я горячо верю в силу чтения, в её духовную составляющую, и надеюсь, что в этой вере я не одинок». В.Ф. Панова

Приложения

Илья Баканов, МКОУ Красноглинная ООШ №7

Список литературы:
1. Журнал PSYCHOLOGIES, №105, январь, 2015 год.
2. Книга о языке, Ф. Фолсом, Издательство «Прогресс», Москва, 1997.
3. Психология, Л.С. Выготский, Апрель пресс, Эксмо-пресс, Москва, 2002.
4. Хрестоматия, Школа чтения. Опыт, теории, размышления. Составитель И.И. Тихомирова. Москва, 2006.

Все особенности авторской орфографии и пунктуации сохранены (прим. – редакция НООС)


Комментарии
Вход